Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE FORMATION OF PROFESSIONAL INTEREST IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Salov V.A. 1
1 Shuya branch of Ivanovo State University
In article the substantiation of the program of medico-psycho-pedagogical support of children with intellectual disabilities according to their individual psychophysical characteristics, the purpose of which is prevention of violations of social and labor adaptation. The combination of health disorders, deviations, psycho-emotional sphere in children with intel-lectual deficits, as well as violations of the family education necessitate the involvement of doc-tors, psychologists and teachers in career-oriented work. When the division of children into types of temperament identified the relationship between this personality traits with the characteristics of the psychological status of the child. On this basis, proposed to personalize the program of formation of professional interests, taking into account the type of temperament of the child, which will, based on the strengths of the individual to carry out remedial work on leveling the undesirable qualities of character and behaviour of the child.
students with intellectual disabilities
the formation of professional interests.

Актуальность

Рост распространенности психических расстройств у детей, а особенно умственной отсталости, по данным НИИ психиатрии РФ, влечет за собой проблему их социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства [5]. В свете развития новых социально-экономических отношений в современном обществе дети с отклонениями нервно-психического здоровья в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не включенными в социальную структуру общества. Имея значительное ограничение в выборе профессии по своему основному заболеванию, такие дети не должны пожизненно испытывать чувство трудовой неудовлетворенности. Следовательно, во время школьного обучения им необходима психолого-медико-педагогическая помощь в формировании профессиональных интересов и адекватного самоопределении в будущей трудовой деятельности.

Цель работы. Обосновать программу формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью на основании характеристики состояния их здоровья и психологических особенностей.

Материалы и методы

Осуществлено комплексное психолого-педагогическое исследование, включающее методы наблюдения, опроса и тестирования 142 детей 10-17 лет с интеллектуальной недостаточностью. По данным отчета школьного врача представлена характеристика здоровья учащихся 5-11 классов. Для определения темперамента использовался тест А.Г. Грецова, для изучения самооценки и уровня притязаний – Шкала самооценки личности Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан [2, 4]. Для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий использовался Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова [3]. Автором была разработана анкета для детей и родителей, позволяющая выяснить профессию родителей, желание детей и родителей в овладении какой-либо профессией, осознание ими возможных ограничений к этому, нацеленность на получение образования ребенком после школы, влияние членов семьи, учителей, друзей, знакомых и др. на профессиональный выбор ребенка, а также наличие у него трудового опыта. Для обработки полученных данных использовалась программа «Statistica 6».

Результаты

Отклонения физического развития были выявлены у 62,7% детей, каждый четвертый ребенок имел избыток массы тела, 21,8% – дефицит массы тела, 16,2% – низкий рост. Патология опорно-двигательного аппарата (в виде нарушения осанки и сколиоза) диагностирована у 60,6% учащихся. Заболевания ЛОР-органов имели 36,6% детей, мочевыделительной системы – 34,5%, пищеварительного тракта – 24,3%, эндокринной системы – 22,5%. У большинства учащихся (81,0%) выявлены аномалии развития внутренних органов (62,7%) и костной системы – 26,8%. Все дети коррекционной школы имели заболевания центральной нервной системы (ЦНС), причем тяжелое (органическое) поражение ЦНС выявлено у 18,3% детей с интеллектуальным дефицитом, эпилепсия – у 11%, пограничные нервно-психические расстройства – у 39,3%, синдром дефицита внимания и гиперактивности – у 68,7%. Следует отметить, что на каждого ребенка в среднем приходилось по 5-6 диагнозов. Таким образом, сочетанность нарушений здоровья обусловливает необходимость не только комплексной медицинской реабилитации детей, но и участие врачей разных специальностей в профориентационной работе. Эта работа должна начинаться как можно раньше, чтобы своевременно скорректировать управляемые нарушения здоровья [6]. Кроме того, детям и родителям необходимо уже в среднем звене обучения предоставлять информацию об имеющихся патологических состояниях, серьезно ограничивающих выбор будущей профессии. Так, большинству выпускников коррекционной школы будут противопоказаны виды трудовой деятельности, связанные с неблагоприятными метеорологическими и микроклиматическими условиями, шумом, вибрацией, контактом с токсическими веществами, значительным физическим и нервно-психическим напряжением, работа с движущимися механизмами, на высоте, с режущими инструментами, электроприборами, вблизи огня и других источников высоких температур [1].

При распределении детей на типы темперамента оказалось, что две трети из них относились к эмоционально-нестабильным типам: 45,8% – к типу «холерик» (экстравертированный) и 23,9% – к типу «меланхолик» (интровертированный). Умеренным уровнем нейротизма обладали лишь треть учащихся: 18,3% детей были отнесены к типу «сангвиник» (экстравертированный) и 12,0% – к типу «меланхолик» (интровертированный). На основании распределения детей по типу темперамента был разработан тренинг для детей и родителей, направленный на ознакомление с приемами развития «сильных» качеств свойственного ребенку характера, нивелированию «слабых» сторон темперамента, возможностей использования имеющихся достоинств в трудовой деятельности. Это позволило персонализировать работу по формированию профессиональных интересов у детей, а также родителям получить рекомендации по семейному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Нормальная (адекватная) самооценка выявлена только у 24,3% учащихся, у двух третьих учеников 5 классов самооценка была завышенной, а у половины учащихся 11 классов – заниженной. Таким образом, еще в начальной школе необходимо проводить работу с детьми и их родителями по формированию адекватной самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уровень самооценки имел обратную сильную корреляционную связь с адекватностью желаемой профессии (r – 0,8): дети с завышенной самооценкой хотели бы в будущем обладать профессиями, предполагающими наличие высшего образования (пилот, системный администратор и др.). Следует отметить, что большинство детей с нормальным уровнем самооценки адекватно выделяли факторы, способные ограничить их профессиональный выбор.

Уровень притязаний по всем шкалам у большинства детей был на среднем или высоком уровне. Полученные данные позволили разработать тренинговые занятия для нормализации самооценки для улучшения работы по самоопределению и адекватному формированию профессиональных интересов.

При выявлении склонности детей к определенным типам профессий было установлено скорее не предпочтение, а нежелание некоторых видов труда. Так, тип профессии «человек – природа» и «человек – человек» предпочли бы по 28,2% учащихся (в 2 раза чаще девочки, чем мальчики), «человек – техника» – 16,9% (преимущественно мальчики), «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ» – по 8,5%.

Кроме того, была выявлена взаимосвязь темперамента и предпочтения того или иного вида профессиональной деятельности. Уровень экстраверсии имел прямую корреляционную связь с частотой выбора типа профессии «человек-человек» (r 0,7), а уровень нейротизма – с типом «человек-техника» (r 0,6). Эти данные также положены в основу разработки программы по формированию профессиональных интересов с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

При опросе детей установлено, на выбор их будущей профессии в 80,3% влияет мнение родителей (опекунов). Несмотря на это, аналогичную профессию родителей хочет выбрать только каждый десятый ребенок, большинство опрошенных детей не видят каких-либо ограничений в приобретении профессии. Каждый четвертый старшеклассник не определился с выбором профессии. Кроме того, треть родителей старшеклассников не имеют четких представлений о выборе трудовой деятельности ребенка и факторах, влияющих на него. Это диктует необходимость усиления профориентационной работы среди учащихся коррекционной школы и их родителей, особенно в старших классах.

Выводы

Программа по формированию профессиональных интересов должна быть комплексной и включать несколько этапов. На начальном – диагностическом этапе необходимо медицинское исследование для коррекции устранимых отклонений здоровья и получение ребенком и родителями информации о перечне «недоступных» ребенку профессиях по состоянию здоровья. На следующем этапе необходимо составление психологического портрета ребенка, коррекция негативных черт личности с помощью индивидуальных и групповых тренингов, гармонизации семейного воспитания. На этом этапе очень важно выяснение «социального заказа» семьи и формирование у родителей адекватного предпочтения будущей профессиональной деятельности ребенка. На заключительном этапе должна проводиться работа по формированию профессиональных интересов у детей в форме игровых и тренинговых занятий, экскурсий на производства, встреч с интересными людьми. Таким образом, комплексная психолого-медико-педагогическая программа позволит персонализировать оказание социальной помощи детям с интеллектуальными нарушениями в выборе будущей профессии.