Актуальность
Рост распространенности психических расстройств у детей, а особенно умственной отсталости, по данным НИИ психиатрии РФ, влечет за собой проблему их социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства [5]. В свете развития новых социально-экономических отношений в современном обществе дети с отклонениями нервно-психического здоровья в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не включенными в социальную структуру общества. Имея значительное ограничение в выборе профессии по своему основному заболеванию, такие дети не должны пожизненно испытывать чувство трудовой неудовлетворенности. Следовательно, во время школьного обучения им необходима психолого-медико-педагогическая помощь в формировании профессиональных интересов и адекватного самоопределении в будущей трудовой деятельности.
Цель работы. Обосновать программу формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью на основании характеристики состояния их здоровья и психологических особенностей.
Материалы и методы
Осуществлено комплексное психолого-педагогическое исследование, включающее методы наблюдения, опроса и тестирования 142 детей 10-17 лет с интеллектуальной недостаточностью. По данным отчета школьного врача представлена характеристика здоровья учащихся 5-11 классов. Для определения темперамента использовался тест А.Г. Грецова, для изучения самооценки и уровня притязаний – Шкала самооценки личности Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан [2, 4]. Для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий использовался Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова [3]. Автором была разработана анкета для детей и родителей, позволяющая выяснить профессию родителей, желание детей и родителей в овладении какой-либо профессией, осознание ими возможных ограничений к этому, нацеленность на получение образования ребенком после школы, влияние членов семьи, учителей, друзей, знакомых и др. на профессиональный выбор ребенка, а также наличие у него трудового опыта. Для обработки полученных данных использовалась программа «Statistica 6».
Результаты
Отклонения физического развития были выявлены у 62,7% детей, каждый четвертый ребенок имел избыток массы тела, 21,8% – дефицит массы тела, 16,2% – низкий рост. Патология опорно-двигательного аппарата (в виде нарушения осанки и сколиоза) диагностирована у 60,6% учащихся. Заболевания ЛОР-органов имели 36,6% детей, мочевыделительной системы – 34,5%, пищеварительного тракта – 24,3%, эндокринной системы – 22,5%. У большинства учащихся (81,0%) выявлены аномалии развития внутренних органов (62,7%) и костной системы – 26,8%. Все дети коррекционной школы имели заболевания центральной нервной системы (ЦНС), причем тяжелое (органическое) поражение ЦНС выявлено у 18,3% детей с интеллектуальным дефицитом, эпилепсия – у 11%, пограничные нервно-психические расстройства – у 39,3%, синдром дефицита внимания и гиперактивности – у 68,7%. Следует отметить, что на каждого ребенка в среднем приходилось по 5-6 диагнозов. Таким образом, сочетанность нарушений здоровья обусловливает необходимость не только комплексной медицинской реабилитации детей, но и участие врачей разных специальностей в профориентационной работе. Эта работа должна начинаться как можно раньше, чтобы своевременно скорректировать управляемые нарушения здоровья [6]. Кроме того, детям и родителям необходимо уже в среднем звене обучения предоставлять информацию об имеющихся патологических состояниях, серьезно ограничивающих выбор будущей профессии. Так, большинству выпускников коррекционной школы будут противопоказаны виды трудовой деятельности, связанные с неблагоприятными метеорологическими и микроклиматическими условиями, шумом, вибрацией, контактом с токсическими веществами, значительным физическим и нервно-психическим напряжением, работа с движущимися механизмами, на высоте, с режущими инструментами, электроприборами, вблизи огня и других источников высоких температур [1].
При распределении детей на типы темперамента оказалось, что две трети из них относились к эмоционально-нестабильным типам: 45,8% – к типу «холерик» (экстравертированный) и 23,9% – к типу «меланхолик» (интровертированный). Умеренным уровнем нейротизма обладали лишь треть учащихся: 18,3% детей были отнесены к типу «сангвиник» (экстравертированный) и 12,0% – к типу «меланхолик» (интровертированный). На основании распределения детей по типу темперамента был разработан тренинг для детей и родителей, направленный на ознакомление с приемами развития «сильных» качеств свойственного ребенку характера, нивелированию «слабых» сторон темперамента, возможностей использования имеющихся достоинств в трудовой деятельности. Это позволило персонализировать работу по формированию профессиональных интересов у детей, а также родителям получить рекомендации по семейному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Нормальная (адекватная) самооценка выявлена только у 24,3% учащихся, у двух третьих учеников 5 классов самооценка была завышенной, а у половины учащихся 11 классов – заниженной. Таким образом, еще в начальной школе необходимо проводить работу с детьми и их родителями по формированию адекватной самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уровень самооценки имел обратную сильную корреляционную связь с адекватностью желаемой профессии (r – 0,8): дети с завышенной самооценкой хотели бы в будущем обладать профессиями, предполагающими наличие высшего образования (пилот, системный администратор и др.). Следует отметить, что большинство детей с нормальным уровнем самооценки адекватно выделяли факторы, способные ограничить их профессиональный выбор.
Уровень притязаний по всем шкалам у большинства детей был на среднем или высоком уровне. Полученные данные позволили разработать тренинговые занятия для нормализации самооценки для улучшения работы по самоопределению и адекватному формированию профессиональных интересов.
При выявлении склонности детей к определенным типам профессий было установлено скорее не предпочтение, а нежелание некоторых видов труда. Так, тип профессии «человек – природа» и «человек – человек» предпочли бы по 28,2% учащихся (в 2 раза чаще девочки, чем мальчики), «человек – техника» – 16,9% (преимущественно мальчики), «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ» – по 8,5%.
Кроме того, была выявлена взаимосвязь темперамента и предпочтения того или иного вида профессиональной деятельности. Уровень экстраверсии имел прямую корреляционную связь с частотой выбора типа профессии «человек-человек» (r 0,7), а уровень нейротизма – с типом «человек-техника» (r 0,6). Эти данные также положены в основу разработки программы по формированию профессиональных интересов с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
При опросе детей установлено, на выбор их будущей профессии в 80,3% влияет мнение родителей (опекунов). Несмотря на это, аналогичную профессию родителей хочет выбрать только каждый десятый ребенок, большинство опрошенных детей не видят каких-либо ограничений в приобретении профессии. Каждый четвертый старшеклассник не определился с выбором профессии. Кроме того, треть родителей старшеклассников не имеют четких представлений о выборе трудовой деятельности ребенка и факторах, влияющих на него. Это диктует необходимость усиления профориентационной работы среди учащихся коррекционной школы и их родителей, особенно в старших классах.
Выводы
Программа по формированию профессиональных интересов должна быть комплексной и включать несколько этапов. На начальном – диагностическом этапе необходимо медицинское исследование для коррекции устранимых отклонений здоровья и получение ребенком и родителями информации о перечне «недоступных» ребенку профессиях по состоянию здоровья. На следующем этапе необходимо составление психологического портрета ребенка, коррекция негативных черт личности с помощью индивидуальных и групповых тренингов, гармонизации семейного воспитания. На этом этапе очень важно выяснение «социального заказа» семьи и формирование у родителей адекватного предпочтения будущей профессиональной деятельности ребенка. На заключительном этапе должна проводиться работа по формированию профессиональных интересов у детей в форме игровых и тренинговых занятий, экскурсий на производства, встреч с интересными людьми. Таким образом, комплексная психолого-медико-педагогическая программа позволит персонализировать оказание социальной помощи детям с интеллектуальными нарушениями в выборе будущей профессии.