На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие личности дошкольника.
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей [1].
Анализ литературы позволяет отметить, что в работе с дошкольниками могут использоваться самые разнообразные игры. Так, подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Вместе с тем, непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила [4].
Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Особое значение для развития общения со сверстниками, по мнению А.Г. Рузской, имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3 человека). Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника [2].
Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Ценность игр-инсценировок и в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно.
Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный А.А. Максимовой в который входят игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений.
О.В. Солнцева отмечает ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника [1; 3]
Нами был разработан комплекс игр, направленный на развитие и совершенствование навыков общения детей 6-7 лет. Комплекс игровой деятельности включает разные виды игр. Основное содержание комплекса приведено в таблице.
Все игры по способу организации делятся на три группы:
А – игры, совместные с педагогом;
В – самостоятельные;
С – со сверстниками.
Комплекс игр для развития общения детей старшего дошкольного возраста
№ |
Название игры |
Цель игры |
Тип организации |
Дидактические игры |
|||
1 |
Сюжетно-дидактические игры: «Кафе-мороженое», «Магазин», «Ателье» |
Формировать умение поделиться своим замыслом, предложить план будущей игры. Учить детей слушать и понимать предложения других участников игры |
А |
2 |
Словесные игры и упражнения: «Угадай, какой предмет загадали?», «Спрашиваем сами» |
Учить детей формулировать вопросы в разной форме с опорой на наглядное сопровождение, символы. |
А |
3 |
Игры с геометрическими фигурами: мозаики «Кружок», «Овал», «Геометрическая мозаика» |
Формировать у детей умение ориентироваться на партнера по общению, развивать позитивное отношение детей к процессу сотрудничества |
С |
4 |
Словесные игры и упражнения: «Все ли мы увидели?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет» |
Закреплять умения детей самостоятельно конструировать диалог, задавать вопросы с разными вопросительными словами |
А |
Игры парами |
|||
5 |
«Кактус» (разрезные картинки), «Угадай на ощупь», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?», «Хитрая лиса», «Нанижем бусы», «Найдите больше», «Снеговик» |
Учить ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему по имени, доброжелательно, дополнять высказывания. Развивать умения свободного общения в процессе совместного выполнения задания |
С |
6 |
«Жмурки», «Коршун», «Заяц-месяц», «Кошки», «Фокины дети», «Пчелки и ласточки», «Гуси-лебеди», «Краски» |
Учить обмениваться сообщениями, репликами, соблюдая очередность. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам |
С |
7 |
Словесные игры: «Митины загадки», «Пряничная избушка», «Угадай» |
Учить быстро и точно реагировать на речевую ситуацию |
А |
8 |
Словесные игры и упражнения: «Моя песенка», «Поручения», «Помоги Буратино» |
Учить налаживать игровое и речевое взаимодействия с партнерами |
А |
Театрализованные игры |
|||
9 |
Театрализованная викторина «Сказки А.С. Пушкина» |
Закреплять умения уместного использования вербальных и невербальных средств общения. Развивать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества |
А |
продолжение табл. |
|||
10 |
Театральные этюды: «Качели», «Перчатки» |
Способствовать освоению основных правил этикета при обмене приветствиями при встрече; помочь понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному (как невежливые, как насмешливые и как шутливые) |
А |
11 |
Игры-инсценировки с игрушками: «Теремок», «Заюшкина избушка» |
Развивать умения уступать, договариваться при распределении ролей |
С |
Игровые диалоги |
|||
12 |
Диалоги воспитателя с ребенком (между одушевленными и неодушевленными предметами), интервью о родном городе |
Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора. Закреплять умения отвечать на вопросы и задавать вопросы, учитывая особенности собеседника |
С |
Хороводные игры |
|||
13 |
«Карусели», «Каравай» |
Учить развивать игровое и речевое взаимодействие, учитывая желания и эмоции партнеров |
А |
Народные игры |
|||
14 |
«Угадай по голосу», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник», «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты» |
Учить ориентироваться на партнера: слушать и слышать его голос, смотреть в глаза. Способствовать самостоятельному выбору партнера в игре |
С |
Игры с телефоном |
|||
15 |
«Разговор с другом», «Звонок в цветочный магазин», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок на работу родителям», «Звонок в поликлинику» |
Учить вести диалоги по телефону, соблюдая правила телефонного этикета |
С |
Режиссерские игры |
|||
16 |
«Капитан», «Оля, Поля и Ладушка» |
Показать детям значение развернутой фразы |
|
17 |
Настольно-печатные игры: «Лото», «Домино», «Маршрутные разрезные картинки» |
Учить способам диалогического взаимодействия: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени. Формировать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером |
А |
18 |
Словесные игры и упражнения: «Похожи-непохожи», «Отвечай быстро», «Угадай, кто я», «Кто кого запутает», «Ошибка» |
Развивать внимание к речевым сообщениям. Учить детей высказывать свою точку зрения |
А |
19 |
«Космос», «Море» |
Учить советоваться, обсуждая игровые задания, совместно находить варианты их выполнения |
С |
20 |
«Мы – журналисты» |
Учить делиться свои замыслом, предлагать план будущей игры |
В |
Игровые ситуации |
|||
21 |
«Знакомство», «Незнайка учится здороваться», «Незнайка учится просить», «Незнайка раздает игрушки», «Представьте, что вы…» |
Формировать навыки речевого этикета |
А |
22 |
«Погуляем-поиграем», «Сапожок», «Интервью», «Поворотики», «Делай, как я», «Поймай-ка» |
Упражнять в использовании речевых форм общения. Учить обмениваться репликами, соблюдая очередность. Развивать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества |
С |
23 |
«Как ты себя чувствуешь», «Тренируем эмоции» |
Развивать умения понимать настроение, эмоции партнера. Совершенствовать навыки уместного использования вербальных и невербальных средств общения |
С |
24 |
«Комплименты», «Улыбочка», «Угадай эмоцию» |
Способствовать формированию партнерских отношений, налаживанию игрового и речевого взаимодействия со сверстниками |
С |
25 |
«Задайте тот же вопрос Незнайке», «Быстро ответьте на вопрос», «Спросите у товарища…», «Я тоже так умею» |
Упражнять в использовании речевых формул при запросе информации и реплицировании. Развивать умения помогать партнеру, слушать собеседника |
С |
окончание табл. |
|||
26 |
«Зайка приглашает Белочку на день рождения», «Встреча в выходной день», «Новенький» |
Учить договариваться о едином содержании и плане действий, развитии сюжета игры, распределении ролей, использовании атрибутов |
А |
27 |
Пластические этюды: «Поссорились и помирились», «Лисенок боится», «Круглые глаза», «Отражение чувств», «Сказки наизнанку» |
Учить распознавать состояние собеседника по мимике и выражать свое отношение к предмету разговора с помощью мимических средств; развивать культуру и выразительность жестов |
С |
Работа по формированию навыков общения была направлена на:
– расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
– отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
– овладение навыками эффективного слушания;
– активизацию процесса самопознания и самоактуализации;
– расширение диапазона творческих способностей;
– снятие коммуникативных барьеров[1; 6].
Все игры были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале игр и в конце всегда уделялось время на то, чтобы вспомнить и кратко обсудить то, что происходило в прошлой игре.
Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.