Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ESTIMATION OF THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION BY PARENTS OF THE PRE-SCHOOL PUPILS

Ryabova D.N. 1 Levshina N.I. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
At present, one of the main priorities of the state educational policy in the context of transition to an open, innovative society is the achievement of a modern quality of education, including preschool education. Taking into account the normative documents, the significance of the evaluation of the quality of education and the importance of the evaluation by the parents of preschool children, as the main customers of educational services, are revealed. Satisfaction of the needs of the family and the child in the services of the OED is one of the criteria determining the quality of modern pre-school education. The authors of the article suggest the development of a questionnaire to determine the level of parents\' satisfaction with pre-school education. It is proposed to include in the questionnaire four blocks of questions reflecting the degree of satisfaction with different indicators. The results of the questioning of parents will make it possible to form an initial idea of the satisfaction or dissatisfaction of parents with the quality of preschool education.
quality of education
pre-school education
parents
evaluation
questionnaire.

На современном этапе одним из важных факторов, обеспечивающих социальную стабильность, экономический рост, развитие гражданского общества и качества жизни в целом, является образование. Ценность образования в обществе объясняется необходимостью повышения уровня образованности населения в соответствии с требованиями современного мира, влиянием технического и информационного прогресса во всех сферах жизни. Образование – это та часть человеческой жизни, которая формирует интеллектуальное, духовное и культурное состояние общества. В связи с этим, одной из главных задач государственной политики является обеспечение образования и его качества на всех уровнях, в том числе и дошкольном.

В соответствии с пунктом 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование провозглашается начальным уровнем в системе непрерывного образования. В связи с этим, к дошкольному образованию на современном этапе предъявляются повышенные требования, в том числе и к его качеству. В этом же документе качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под данным термином понимается «характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [3]. Актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между: осознанием важности оценки качества дошкольного образования родителями, определения уровня их удовлетворенности качеством дошкольного образования и реализации этой оценки в практике дошкольного образования в связи с реализацией ФГОС ДО. Оценка дошкольного образования родителями дошкольников как потребителями является одним из наименее формализованных и стандартизированных видов оценки в российской системе образования. На данный момент практически отсутствуют механизмы и способы выявления спроса семей как потребителей на услуги дошкольного образования и его характеристики.

Удовлетворенность родителей (законных представителей) деятельностью дошкольной образовательной организации можно отнести к такому виду оценки качества дошкольного образования, как независимая оценка качества образования. Для определения уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) названными критериями в качестве методов сбора информации можно использовать специально разработанные тесты, анкеты для родителей. Проведение анкетирования в рамках независимой оценки качества дошкольного образования в конкретной образовательной организации позволит сделать определенные выводы, способствующие анализу деятельности организации и планированию работы по улучшению выделенных показателей качества дошкольного образования. Поэтому актуальным становится проведение анкетирования родителей, как заказчиков образовательных услуг. Данный метод позволит выявить уровень удовлетворенности родителей дошкольным образованием, который является одним из главных показателей его качества [1].

Метод анкетирования планируется провести в нескольких дошкольных образовательных организациях с целью сравнения результатов. Для анкетирования родителей были выбраны дошкольная образовательная организация в г. Магнитогорске, а также детский сад в сельской местности – МКДОУ «Березинский детский сад «Алёнушка». На наш взгляд, результаты анкетирования в разных ДОО, города и сельской местности, позволят сделать наиболее реалистичный анализ удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования в разных населенных пунктах.

Для разработки анкеты «Удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования в конкретной образовательной организации» нами были изучены работы А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, С.В. Никитиной, Т.Н. Богуславской, И.В. Селиверстовой и др. [1, 3], посвященные оценке качества дошкольного образования, а также проанализированы сайты ДОО, на которых размещены анкеты для родителей. Обобщив материалы сайтов и научные работы по данной теме, и опираясь на практический опыт, нами была разработана анкета для родителей (законных представителей) дошкольников, включающая в себя четыре блока вопросов, отражающих степень удовлетворенности по разным показателям [2].

Первый блок «Степень удовлетворенности работой дошкольной образовательной организации» включает в себя следующие показатели для оценивания родителями дошкольников: степень оснащения ДОО, участка, возрастных групп игровым и информационно-техническим оборудованием и т.д. Второй блок «Степень удовлетворенности работой педагогического коллектива», который предусматривает оценку таких показателей, как уровень профессиональной квалификации (по мнению родителей), качество работы воспитателей и специалистов организации.

Третий блок – «Степень удовлетворенности наличием и качеством информации о работе ДОО»: возрастной группы, которую посещает ребенок, режимом работы группы и содержанием совместной деятельности детей и воспитателя.

Последний блок «Степень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг», который предполагает оценку таких показателей, как развитие ребенка в условиях детского сада, его достижения, качество проводимых воспитателем и специалистами организации занятий, кружков, которые посещает ребенок.

Таким образом, данная анкета позволит составить первоначальное представление об удовлетворенности или неудовлетворенности родителей качеством дошкольного образования. Благодаря оцениванию разных показателей деятельности дошкольной образовательной организации можно будет выявить проблемы или положительные качества в том или ином направлении работы как руководителя, так и педагогического коллектива ДОО, что позволит скорректировать деятельность всего коллектива по улучшению качества дошкольного образования с точки зрения родителей, как заказчиков образовательных услуг. Взаимодействие ДОО и семьи в едином образовательном пространстве – это важнейшее направление работы ДОО. Без грамотно выстроенной работы по взаимодействию ДОО с родителями, а также последующей их оценки невозможно дать наиболее полную картину состояния деятельности дошкольных организаций на современном этапе в рамках реализации ФГОС ДО.