Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION OF PRESCHOOLERS

Kunakova D.V. 1 Albaeva N.V. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
To date, in psychological and educational literature, it is noted that many preschoolers have difficulties in communicating with others, especially peers. Communication as an activity takes on a significant burden in the socialization of the child\'s personality. Connected dialogical speech performs the most important social functions: it helps the child to establish connections with surrounding people, determines and regulates the norms of behavior in society, which is the decisive condition for the development of his personality. The authors emphasize that, according to modern methodological approaches to speech development, it is important not only to form separate dialogical skills, but also to teach children to consciously construct a dialogue. In the article the technology of development of speech communication of preschool children is offered. The technology includes the tasks presented in three blocks: preparatory; Training; creative.
dialogue
communication
play
skills
peers

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать социальный опыт, а ребенку – перенимать этот опыт.

Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребенок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога [1].

Нами была разработана технология по формированию и развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, которая затем была апробирована на практике. Данная технология разработана с учетом выявленных недостатков в связной диалогической речи старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента. Технология включает в себя задачи, представленные в трех блоках: подготовительный; обучающий; творческий.

В первом блоке решаются задачи:

1. Учить детей вступать в диалог с взрослыми.

2. Развивать умение вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания.

3. Развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, использование дружелюбного спокойного тона.

4. Учить вступать в диалогическое взаимодействие с партнером; устанавливать контакт со сверстниками.

5. Развивать умение слушать и слышать партнера, реагировать на его высказывания.

6. Учить использовать слова, помогающие уточнять передаваемую мысль – «мне кажется», «честно говоря».

7. Формировать умения речевого этикета.

Для решения поставленных задач предлагаем использовать занятия, разговоры с детьми разных видов, игры. Например, игры-разговоры, которые проводится один на один или с подгруппой из 2-5 человек, с использование игрушек, предметов. У кого в руках игрушка, тот и говорит, передавая из рук в руки игрушку, мы учим ребенка подчинять свое поведение правилами, уважать речь собеседника и «брать» слово самому.

Эффективными, на наш взгляд, являются игры-разговоры: «Мне нравится, что ты…»; «Я желаю тебе…»; «Если я была…».

Задачи второго блока:

1. Учить реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя.

3. Развивать умения прямо адресовывать свое обращение в ходе общения.

4. Развивать умение договариваться, приходить к согласию в решении спорных вопросов.

5. Учить планировать высказывания с учетом ситуации общения.

6 . Побуждать детей аргументировано высказываться на различные темы.

7. Побуждать детей к диалогу: оговаривать совместные действия, объяснять причины и следствия, делать совместные выводы.

Интересными формами работы на данном этапе являются игры парами, беседы «Чего не бывает», словесные поручения, этюды «Капризуля», «Задавака».

В третьем блоке решаются задачи:

1. Совершенствовать умения речевого этикета.

2. Продолжать формирование умения обмениваться чувствами, представлениями, переживаниями, высказывать собственное мнение.

3. Совершенствовать умения говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться ситуацией общения.

4. Совершенствовать умения соотносить средства вербального и невербального общения.

5. Развивать умения поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуации общения, проявлять инициативу в общении).

Мы предлагаем использовать такие формы как: сюжетно-ролевые игры на развитие информационно-коммуникативных умений («Диалог», «Угадай, кто я», «Подарки»), регуляционно-коммуникативных умений («Детектив», «Школа доверия») и аффективно-коммуникативных умений («Игра с масками», «Три подружки», «Что случилось»), проблемные ситуации, светские беседы («Я в театре», «Чем я люблю заниматься»), этические беседы («Настроение»), сеансы общения, презентации («Знакомство с социальными ролями: гость и хозяин»); режиссерские игры: «Мы журналисты», «Снимаем кино» [4].

Важным в формировании коммуникативно-речевых умений является создание необходимых условий, обеспечивающих и эффективность коммуникативного развития детей: создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения в группе, позволяющей чувствовать себя свободно, комфортно; позитивная оценка проявления коммуникационных умений; создание речевой развивающей среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом; развитие всех сторон речи; обогащение содержания общения детей через обогащение их жизненного опыта [2]. Педагогам необходимо организовывать экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы, встречи с интересными людьми. Развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации) в разных видах деятельности. Особое место имеет совместная деятельность детей. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, происходит обмен мнениями, замыслами. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения речевыми умениями.

Работа по формированию диалогических умений не возможна без активного участия родителей [6]. Поэтому нами была разработано содержание взаимодействия педагога с родителями по данной проблеме, включающее интересные и эффективные формы: шпаргалка для родителей, использование модели трех вопросов (Что мы знаем?, Что мы хотим узнать?, Что сделать, чтобы узнать?) и др.

Таким образом, основной целью в детском саду является формирование устной речи и навыков общения с окружающими. Коммуникативное поведение детей, владение ими способами общения отражает поведенческий компонент социальной компетентности. Освоение ребенком способов коммуникации помогает в установлении доброжелательных отношений со сверстниками взрослыми, организации совместной деятельности, позволяет уверенно чувствовать себя в различных жизненных ситуациях, избегать конфликтов в общении. Мы видим перспективу дальнейшей работы в описании предметно-развивающей среды, которая играет важную роль в решении нашей проблемы.