Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF THE COHERENT MONOLOGICAL SPEECH IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY METHOD OF EVIDENT MODELLING

Grudinina L.A. 1 Mishanina V.I. 1
1 Shuya branch of Ivanovo State University
The generalized analysis of scientific research on a problem of development of the coherent speech in children of the advanced preschool age is presented in this article. Authors consider various approaches to development of the coherent monological speech with use of a method of evident modeling at children of the advanced preschool age in the conditions of preschool educational institution, a possibility of this method in activization of the coherent monological speech, and also value of evident modeling for deeper and full perception by the child of the world around. The contents of article open possible forms of use of different types of evident models in the course of formation of coherent speech statements of children of the senior age group and means of increase in effectiveness of work on development of the coherent monological speech in children of the advanced preschool age.
coherent monological speech
method of evident modeling
scheme model
children of the advanced preschool age
speech development
speech statements.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи [1].

Владение навыками связной речи позволяют ребенку-дошкольнику осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Речь, по своей природе, социальна с момента ее возникновения и, по мнению ряда исследователей, зависит от конкретной социальной ситуации развития. На сегодняшний день статистика такова, что наблюдается снижение уровня развития речиу детей дошкольного возраста, по сравнению с нормой, а также культуры речевого общения.

Проблема развития связной речи дошкольников в настоящее время приобретает особую актуальность. На сегодняшний день в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми с учетом новой социальной ситуации развития современного ребенка.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М.М. Алексеева, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.). Среди методов развития речи, приемлемых для детей дошкольного возраста в значительном количестве исследований (Е.Л. Агаева Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин) отводится моделированию. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления.

Анализ литературы показал, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольника и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что большая часть детей старшего дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного монологического высказывания. Связные высказывания детей были короткие по содержанию, отличались непоследовательностью изложения, состояли из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. В процессе эксперимента мы пришли к выводу, что процесс обучения необходимо сделать интересным, занимательным и, в тоже время, развивающим.

В отдельных исследованиях психолог Л.С. Выготский писал: «Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку указанный период является временем становления и развития личности» [2].

Мы считаем, что в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста наряду с общепринятыми, традиционными методами и приемами вполне обосновано использование инновационных, творческих, оригинальных методов, методик и технологий, эффективность которых очевидна.

Для организации формирующего этапа экспериментального исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи мы взяли метод наглядного моделирования.

В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. Моделирование помогает детям дошкольного возраста зрительно представлять абстрактные понятия, такие как звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними [4].

Первый этап формирования мы планируем проводить в форме введения игровых обучающих ситуаций, где детям старшего дошкольного возраста будет предоставлена возможность не только обучаться умению рассказывать по картине, но и проявить свое творчество. Для решения этой задачи мы обратились к комплексу игр, предложенных известными авторами.

На втором этапе формирования мы разработали целый комплекс занятий по формированию у детей старшей группы связной монологической речи с использованием метода моделирования, который применялся педагогом на каждом проведенном занятии по образовательной области «Речевое развитие». К занятию определялись цель и задачи, подбиралось необходимое учебно-методическое обеспечение, продумывалась интеграция с другими образовательными областями. Закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах и видах детской деятельности, таких как:игровой, изобразительной, познавательной, инсценировках сказок и других детских произведений, рассматривание иллюстраций в книжном уголке и т.д.

На занятиях по развитию речи старшие дошкольники учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия. При развитии связной монологической речи у старших дошкольников методом наглядного моделирования, основополагающими выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды; рассказ по плану-схеме [3].

Мы предположили, что метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания детей старшего дошкольного возраста: описательный рассказ, творческий рассказ, составление рассказов по картине и серии картин, пересказ. Наглядная модель может выступать в роли плана. План, выраженный в виде наглядной модели, позволит ребенку составить связное и последовательное монологическое высказывание. Это теоретическое предположение апробировалось в практике дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, анализ литературных источников по проблеме исследования и состояния решения вопроса в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показал, что метод наглядного моделирования представляет собой современный творческий метод развития разнообразных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и речевых.