Иллюстрация. Автор И.Я. Билибин
Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) один из самых выдающихся художников – иллюстраторов, который смог сделать детскую книгу нарядной и доступной. Стиль художника узнаваем безошибочно: каждый образ максимально выразителен, каждая деталь – документально точное отражение подлинного покроя одежды или наличника.
Иван Билибин в конце 90-х годов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1900 году окончил полный курс юридического факультета Петербургского университета, чтобы не портить отношения с отцом, который не принимал стремления сына рисовать. Затем он занимался в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене и несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой. В мастерской Репина полностью раскрылся графический талант молодого художника, поскольку большое значение в своих ранних работах он придавал пластической выразительности линии. Позже Иван Билибин учился в высшем художественном училище Академии художеств, но работу на звание художника представлять не стал. Зимой 1898 – 1899 года на выставке молодых художников, работа Виктора Васнецова «Богатыри» несказанно потрясла Билибина и определила его творческий путь. «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и тянулась моя душа», вспоминал Иван Яковлевич [1].
Уже летом 1899 года, будучи под впечатлением от произведений В. Васнецова, Иван Билибин создает свои первые иллюстрации к русским сказкам, одна из которых была «Сказка о Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». В период с 1901 по 1902 были созданы иллюстрации к сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Маревна», «Белая уточка», «Княгиня на теремной башне». Акварельные работы отличались необыкновенной декоративностью, в них он стремился гармонично соединить волшебный мир сказки с миром реальности, наполняя свои произведения лирическими образами русской природы и былинной старины [2]. Вскоре художник уехал в деревню, где глубоко изучал русскую старину, народное и декоративное искусство и нашел свой неповторимый стиль, в котором работал до конца жизни. За точность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой» [3].
Мастер выработал свой собственный графический «билибинский» стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, детализировал, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, напоминающую резец, он проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.
Его книги похожи на расписные шкатулки, старинные рукописи, ведь художник продумывал не только рисунки, но и все декоративные элементы [3]. Иван Яковлевич Билибин представлял детскую книгу целостным художественно оформленным организмом, поэтому он создавал не отдельные иллюстрации, а стремился к ансамблю, к цельности: рисовал обложку, иллюстрации, украшения, шрифт – все без исключения стилизуя под старинную рукопись. Его страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна с резными наличниками, они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее тему основной иллюстрации. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнце) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Самым главным в его иллюстрациях для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки [4]. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный – полуфантастический мир.
В разгар революционных событий, осенью 1917 года, Иван Билибин покинул Петроград и уехал в Крым, где он рисовал акварелью пейзажи, а в 1920 году посетил Египет. Художник начал оформлять балетные спектакли для труппы Анны Павловой, а так же делал эскизы росписей для храмов. В 1925 году он переехал в Париж и успел там оформить десять спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, а также иллюстрировал народные сказки, в том числе, французские.
Спустя почти двадцать лет Иван Яковлевич вернулся на Родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 году стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А.Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939) [5]. Самой выдающейся декорационной работой для Ивана Билибина стало оформление оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, над которой мастер работал с удовольствием, поскольку опера принадлежала его любимому композитору.
Однако театр не отвлек художника от работы в области книжной графики. Иван Яковлевич Билибин продолжает иллюстрировать книги классиков мировой литературы, своих современников, много работает для журналов, оформляет учебники и книги по архитектуре [6]. Параллельно с этим художник работал в сфере рекламы. И.Я. Билибин создавал рекламные плакаты, бланки меню, афиши , эскизы почтовых марок и открытки, находя множество применений для выражения своей мысли, где главным выразительным средством по прежнему оставалась линия.
Иван Яковлевич занимался геральдикой, изучал гербы, традиции их создания и использования в качестве символических изображений. Он является автором герба с двуглавым орлом, символа Российской империи, который сейчас используется на монетах «Банка России». Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года этот орел вновь стал официальным русским символом [3]. Птица выглядит сказочной, потому что рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен с опущенными крыльями и без царских регалий, по кругу сделана надпись и характерный «лесной» билибинский орнамент.
За всю жизнь Иван Яковлевич Билибин проиллюстрировал более двадцати пяти книг. Персонажи И. Билибина живут, любят, совершают подвиги, заманивают в глубину русского леса, притягивают своими узорами, заставляя рассматривать каждую деталь. Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, художник разработал логически последовательную систему графических приемов, которая в совокупности со своеобразием трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом «билибинском» стиле [7]. Творчество Ивана Яковлевича Билибина сыграло значительную роль в истории отечественной графики. Его иллюстрации к былинам и сказкам, благодаря полиграфии получили широкое распространение, открыли многим в начале ХХ века красоту русской старины и продолжают удивлять и радовать наших современников в XXI веке [8].