Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE LEVEL OF TAX INDICATORS IN GLOBAL COMPETITIVENESS

Zobova L.L. 1 Suchkova K.I. 1
1 Kemerovo State University
In the conditions of economic globalization, competition is intensifying both between individual national firms and transnational companies, and in general between states. The level of competitiveness of an individual state is influenced by numerous factors. Based on the methodology of the World Economic Forum, basic indices of competitiveness are applied, including the effectiveness of tax policy. The conducted research showed that there is in fact no direct influence of the state’s tax policy on the level of competitiveness and the state’s place in the global competitiveness rating. The indicators used are not always objective, since some indicators are expert. The analysis showed that the place of countries in the index of global competitiveness and the tax rating do not coincide. An objective analysis of the competitiveness of countries requires new additional indicators.
Keyword: competitiveness
competitiveness indexes
tax rates

Глобализационные экономические процессы характеризуются противоположными тенденциями: с одной стороны, это различные виды и формы международной экономической интеграции, а с другой – углубление международной конкуренции. За последние сорок лет сформировались глобальные товарные рынки и появились мировые рынки услуг (банковских, страховых и транспортных), на этих рынках активно действуют транснациональные компании и многонациональные компании. Каждый из субъектов глобального рынка старается занять определенное место в мировом экономическом пространстве. В результате международная конкуренция приняла форму глобальной конкуренции. По нашему мнению глобальная конкуренция – это конкуренция, игнорирующая государственные границы, т.е. субъекты конкуренции приходят извне, находя объекты приложения в данной стране. [3] Одна из характерных черт международной глобальной конкуренции – усиление прямого или завуалированного участия государства в международной конкуренции.

Государства стремятся повысить уровень своей конкурентоспособности, привлекая инвестиции, трудовые ресурсы, используя при этом в частности разнообразные налоговые преференции. В условиях глобальных процессов появилась и обострилась налоговая конкуренция. В теории существуют различные определения налоговой конкуренции и научная дискуссия о ее сущности не закончена [1, 4]. Незавершенность названной дискуссии сопровождается появлением новых концепций, призванных обосновать необходимость и полезность налоговой конкуренции. Так, например, появилась концепция «локационной конкуренции» (locational competition) доказывающей необходимость использования налоговой политики для привлечения государствами факторов производства [5].

С 1979 г. Всемирный Экономический форум (ВЭФ) начал анализ глобальной конкурентоспособности стран. Ежегодно ВЭФ публикует Отчет, в котором представлен Индекс глобальной конкурентоспособности стран, агрегирующий 113 показателей. Эти показатели позволяют оценить эффективность производства в стране, что дает основание для корректировки экономической политики в перспективе. Известно, что уровень конкурентоспособности страны зависит от уровня ВВП на душу населения и высокой рентабельности поступивших инвестиций. Методология расчета Индекса постоянно совершенствуется, но неизменно опирается на анализ 12 основных базисных показателей: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал [6].

Разнообразие и многочисленность показателей объясняются тем, что для оценки конкурентоспособности страны нужны показатели, которые позволяют не только оценить текущую ситуацию в стране, но и перепроверить полученные выводы. Очень важно оценить, как изменение одного или нескольких индексов повлияют на остальные показатели.

Среди основных показателей конкурентоспособности важно выделить и показатели налоговой конкуренции. [2] К ним относится показатель 6.04 – Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию и 6,05 – Общая ставка налога (базис «Эффективность рынка товаров и услуг»), а также 7.05 – Влияние налогообложения на стимулы для работы (базис «Эффективность рынка труда»). Следует обратить внимание, что показатели не всегда носят объективный характер. Связано это с тем, что отдельные показатели носят экспертный характер, например, показатель «Влияния налогообложения на стимулы к инвестированию» получен из анализа опроса руководителей компаний, а показатель «Общая ставка налога» основывается на агрегировании более подробных индикаторов (информация о каких именно индикаторах идет речь и методология расчета показателя в Отчете не представлены).

На основании Отчета глобальной конкурентоспособности стран за 2016 г. по приведенным показателям рейтинг стран распределился следующим образом (табл. 1) [6].

Таблица 1

Оценка налоговых показателей РФ в Индексе глобальной конкурентоспособности

 

Показатель

Индекс глобальной конкурентоспособности

6.04 Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию

6.05 Общая ставка налога

7.05 Влияние налогообложения на стимулы для работы

1 место

Объединенные Арабские Эмираты (6,02)

Бруней (8,7)

Катар (6,3)

Швейцария

2 место

Бахрейн (6,1)

Катар (11.3)

Объединенные Арабские Эмираты (6,2)

Сингапур

3 место

Гонконг (6,0)

Македония (12,9)

Сингапур (6,1)

США

Место РФ

106 место (3,1)

97 место (47)

105 место (3,4)

43 место

Одновременно Всемирный банк ежегодно составляет отчет «Doing Business», в котором анализируется законодательство по регулированию бизнеса, в частности анализируется налогообложение.

На основе Отчета «Doing Business» за 2016г. рейтинг стран в отношении налогообложения распределился следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Оценка налоговых показателей в рейтинге «Doing Business»

Страна

Платежи (количество в год)

Время (часы в год)

Общая налоговая ставка ( % от прибыли)

Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (0-100)

Рейтинг

Катар

4

41

11,3

 

1

ОАЭ

4

12

15,9

 

1

Швейцария

19

63

28,8

86,6

18

США

10,6

175

44

93,1

36

РФ

7

168

47,4

87,6

45

Япония

14

175

48,9

78,9

70

Беларусь

7

176

54,8

50

99

Отчет «Doing Business» в отличие от Отчета о глобальной конкурентоспособности стран, использует конкретные методы расчета эффективности системы налогообложения в каждой стране, иллюстрирующие сложность администрирования налогов (показатель Время (ч./год)) и налоговое бремя организации (показатель налоговая ставка, который рассчитывается как отношение полученной коммерческой прибыли к уплаченным за год налогам и сборам.).

Анализ показал, что место стран в индексе глобальной конкурентоспособности и налоговом рейтинге не совпадают.

На основании проведенного анализа конкурентоспособности и налоговых систем нескольких стран можно прийти к определенным выводам относительно налоговой системы РФ и ее места в глобальном рейтинге конкурентоспособности (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ налоговых систем Швейцарии, Японии, США, Беларуси и РФ

Страна

Место в рейтинге*

Количество налогов

Общая налоговая ставка

Налоговая нагрузка

Тип налогообложения прибыли

Швейцария

1/ 18

19

28,8

28,8

Прогрессивное

Япония

8/70

14

48,9

51,3

Прогрессивное

США

3/36

10,6

44

43,9

Прогрессивное

Беларусь

.. /99

7

54,8

51,8

Плоское

РФ

43/45

7

47,4

47

Плоское

Примечание. * – место в рейтинге конкурентоспособности, составляемом в рамках Всемирного экономического форума / место в рейтинге «Doing Business» (таблица составлена авторами – Л.З., К.С.).

Преимуществами налоговой системы РФ являются:

– минимальное количество взимаемых налогов, что снижает издержки на администрирование налогов и делает налоговую систему России максимально прозрачной;

– большое количество налоговых льгот для налогоплательщиков, направленных на повышения уровня инвестирования в экономику страны и повышения уровня конкурентоспособности экономики.

При этом, налоговая нагрузка на экономику России является сопоставимой с уровнем налогового бремени США и Японии, также, как и общая налоговая ставка стран.

Поскольку для оценки глобальной конкурентоспособности стран используется разнообразные индексы, вычленить влияние налоговой системы достаточно сложно. В настоящее время используется всего 3 показателей, 2 из которых являются экспертными оценками. Поэтому методологию расчета Индекса Глобальной Конкурентоспособности необходимо дополнить новыми показателями, характеризующими налоговые преимущества и недостатки стран.