Глобализационные экономические процессы характеризуются противоположными тенденциями: с одной стороны, это различные виды и формы международной экономической интеграции, а с другой – углубление международной конкуренции. За последние сорок лет сформировались глобальные товарные рынки и появились мировые рынки услуг (банковских, страховых и транспортных), на этих рынках активно действуют транснациональные компании и многонациональные компании. Каждый из субъектов глобального рынка старается занять определенное место в мировом экономическом пространстве. В результате международная конкуренция приняла форму глобальной конкуренции. По нашему мнению глобальная конкуренция – это конкуренция, игнорирующая государственные границы, т.е. субъекты конкуренции приходят извне, находя объекты приложения в данной стране. [3] Одна из характерных черт международной глобальной конкуренции – усиление прямого или завуалированного участия государства в международной конкуренции.
Государства стремятся повысить уровень своей конкурентоспособности, привлекая инвестиции, трудовые ресурсы, используя при этом в частности разнообразные налоговые преференции. В условиях глобальных процессов появилась и обострилась налоговая конкуренция. В теории существуют различные определения налоговой конкуренции и научная дискуссия о ее сущности не закончена [1, 4]. Незавершенность названной дискуссии сопровождается появлением новых концепций, призванных обосновать необходимость и полезность налоговой конкуренции. Так, например, появилась концепция «локационной конкуренции» (locational competition) доказывающей необходимость использования налоговой политики для привлечения государствами факторов производства [5].
С 1979 г. Всемирный Экономический форум (ВЭФ) начал анализ глобальной конкурентоспособности стран. Ежегодно ВЭФ публикует Отчет, в котором представлен Индекс глобальной конкурентоспособности стран, агрегирующий 113 показателей. Эти показатели позволяют оценить эффективность производства в стране, что дает основание для корректировки экономической политики в перспективе. Известно, что уровень конкурентоспособности страны зависит от уровня ВВП на душу населения и высокой рентабельности поступивших инвестиций. Методология расчета Индекса постоянно совершенствуется, но неизменно опирается на анализ 12 основных базисных показателей: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал [6].
Разнообразие и многочисленность показателей объясняются тем, что для оценки конкурентоспособности страны нужны показатели, которые позволяют не только оценить текущую ситуацию в стране, но и перепроверить полученные выводы. Очень важно оценить, как изменение одного или нескольких индексов повлияют на остальные показатели.
Среди основных показателей конкурентоспособности важно выделить и показатели налоговой конкуренции. [2] К ним относится показатель 6.04 – Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию и 6,05 – Общая ставка налога (базис «Эффективность рынка товаров и услуг»), а также 7.05 – Влияние налогообложения на стимулы для работы (базис «Эффективность рынка труда»). Следует обратить внимание, что показатели не всегда носят объективный характер. Связано это с тем, что отдельные показатели носят экспертный характер, например, показатель «Влияния налогообложения на стимулы к инвестированию» получен из анализа опроса руководителей компаний, а показатель «Общая ставка налога» основывается на агрегировании более подробных индикаторов (информация о каких именно индикаторах идет речь и методология расчета показателя в Отчете не представлены).
На основании Отчета глобальной конкурентоспособности стран за 2016 г. по приведенным показателям рейтинг стран распределился следующим образом (табл. 1) [6].
Таблица 1
Оценка налоговых показателей РФ в Индексе глобальной конкурентоспособности
Показатель |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
|||
6.04 Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию |
6.05 Общая ставка налога |
7.05 Влияние налогообложения на стимулы для работы |
||
1 место |
Объединенные Арабские Эмираты (6,02) |
Бруней (8,7) |
Катар (6,3) |
Швейцария |
2 место |
Бахрейн (6,1) |
Катар (11.3) |
Объединенные Арабские Эмираты (6,2) |
Сингапур |
3 место |
Гонконг (6,0) |
Македония (12,9) |
Сингапур (6,1) |
США |
Место РФ |
106 место (3,1) |
97 место (47) |
105 место (3,4) |
43 место |
Одновременно Всемирный банк ежегодно составляет отчет «Doing Business», в котором анализируется законодательство по регулированию бизнеса, в частности анализируется налогообложение.
На основе Отчета «Doing Business» за 2016г. рейтинг стран в отношении налогообложения распределился следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Оценка налоговых показателей в рейтинге «Doing Business»
Страна |
Платежи (количество в год) |
Время (часы в год) |
Общая налоговая ставка ( % от прибыли) |
Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (0-100) |
Рейтинг |
Катар |
4 |
41 |
11,3 |
1 |
|
ОАЭ |
4 |
12 |
15,9 |
1 |
|
Швейцария |
19 |
63 |
28,8 |
86,6 |
18 |
США |
10,6 |
175 |
44 |
93,1 |
36 |
РФ |
7 |
168 |
47,4 |
87,6 |
45 |
Япония |
14 |
175 |
48,9 |
78,9 |
70 |
Беларусь |
7 |
176 |
54,8 |
50 |
99 |
Отчет «Doing Business» в отличие от Отчета о глобальной конкурентоспособности стран, использует конкретные методы расчета эффективности системы налогообложения в каждой стране, иллюстрирующие сложность администрирования налогов (показатель Время (ч./год)) и налоговое бремя организации (показатель налоговая ставка, который рассчитывается как отношение полученной коммерческой прибыли к уплаченным за год налогам и сборам.).
Анализ показал, что место стран в индексе глобальной конкурентоспособности и налоговом рейтинге не совпадают.
На основании проведенного анализа конкурентоспособности и налоговых систем нескольких стран можно прийти к определенным выводам относительно налоговой системы РФ и ее места в глобальном рейтинге конкурентоспособности (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ налоговых систем Швейцарии, Японии, США, Беларуси и РФ
Страна |
Место в рейтинге* |
Количество налогов |
Общая налоговая ставка |
Налоговая нагрузка |
Тип налогообложения прибыли |
Швейцария |
1/ 18 |
19 |
28,8 |
28,8 |
Прогрессивное |
Япония |
8/70 |
14 |
48,9 |
51,3 |
Прогрессивное |
США |
3/36 |
10,6 |
44 |
43,9 |
Прогрессивное |
Беларусь |
.. /99 |
7 |
54,8 |
51,8 |
Плоское |
РФ |
43/45 |
7 |
47,4 |
47 |
Плоское |
Примечание. * – место в рейтинге конкурентоспособности, составляемом в рамках Всемирного экономического форума / место в рейтинге «Doing Business» (таблица составлена авторами – Л.З., К.С.).
Преимуществами налоговой системы РФ являются:
– минимальное количество взимаемых налогов, что снижает издержки на администрирование налогов и делает налоговую систему России максимально прозрачной;
– большое количество налоговых льгот для налогоплательщиков, направленных на повышения уровня инвестирования в экономику страны и повышения уровня конкурентоспособности экономики.
При этом, налоговая нагрузка на экономику России является сопоставимой с уровнем налогового бремени США и Японии, также, как и общая налоговая ставка стран.
Поскольку для оценки глобальной конкурентоспособности стран используется разнообразные индексы, вычленить влияние налоговой системы достаточно сложно. В настоящее время используется всего 3 показателей, 2 из которых являются экспертными оценками. Поэтому методологию расчета Индекса Глобальной Конкурентоспособности необходимо дополнить новыми показателями, характеризующими налоговые преимущества и недостатки стран.