Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

KEY ASPECTS IN ASSESSMENT EFFICIENCY OF STATE CORPORATIONS

Borzenko E.K. 1
1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
In the present work the results of studying such economic institute as state corporations are shown. Nowadays, state corporations play a key role in the socio-economic development of Russia. Therefore, main attention is paid to the peculiarities in assessment efficiency of state corporations, analyzing its strategic goals and identifying shortcomings in modern methods of research of the effectiveness of socially important institutions of economics. Legal, economic and social peculiarities in understanding the term «state corporation» have been studied. Various aspects of theory and practice of state corporations’ functioning in the world are considered. The analysis of the effectiveness of Russian state-owned companies, based on the main goals and objectives of the corporation has been conducted (on the example of PJSC Gazprom). The recommendations for improving the system of performance indicators of public corporations’ activity are given.
state corporations
assessment efficiency
socio-economic efficiency
national interests

В современной литературе существует масса толкований термина «экономика» и «экономическая эффективность». Так, например:

– результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда [5];

– достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов [1];

– производство определенного количества продукции при наименьших затратах ресурсов [4].

В зависимости от того, какие затраты и какие результаты принимаются во внимание, говорят об экономической, социально-экономической, социальной, экологической и т.п. эффективности. Так как понятие экономики к настоящему времени расплывчато, то и границы между понятиями эффективности расплывчаты, и вокруг них ведутся дискуссии.

В нашей работе под эффективностью, как категорией, мы будем понимать соотнесение результатов деятельности с затратами, которые этот результат вызвали или ресурсами, которые этот результат обусловили [6].

В настоящее время в определении экономической эффективности деятельности используют исключительно монетаристский подход, который сводится лишь к подсчету финансовых результатов деятельности компании. Но, на мой взгляд, при оценке эффективности деятельности таких гигантов, как госкорпораций, некорректно сводить результаты их деятельности лишь к выручке, прибыльности или величине дивидендов. Особенность оценки эффективности деятельности госкорпораций заключается не в том, чтобы посчитать денежную эффективность как для малого бизнеса, а в более глубоком смысле, с учетом целей создания и предназначения государственной корпорации. В связи с этим необходимо ответить на ряд вопросов:

– во-первых, что же такое государственная корпорация?

– во-вторых, поскольку результат является производной от цели, необходимо разобраться каковы цели создания государственных корпораций?

– и, в-третьих, по каким критериям оценивать эффективность их деятельности?

В настоящее время в российской практике существуют некоторые особенности в понимании термина «государственная корпорация». С одной точки зрения, существует всеобщее определение государственной корпорации как объединения, находящегося в государственной собственности (будь то госкомпания или компания с государственным участием), которое призвано решать государственные задачи, и деятельность которого направлена на реализацию национальных интересов страны во всех сферах: военной, экономической, политической, экологической, социальной.

С другой точки зрения, существует и юридическое толкование, которое определяет, что такое госкорпорация, каковы отличия госкорпорации от госкомпании, и какие цели госкорпораций определены законом. С юридической точки зрения государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций, которая при этом вправе осуществлять коммерческую деятельность, но вся прибыль должна направляться на реализацию национальных интересов, ради которых создавалась корпорация. Госкорпорация использует имущество, переданное ей государством, лишь для целей, определенных законом о создании госкорпорации [2].

Приведем примеры некоторых государственных корпораций, функционирующих на сегодняшний день:

– ГК «Внешэкономбанк». Одна из основных функций – финансирование инвестиционных и инновационных проектов;

– ГК «РОСНАНО». Деятельность которой направлена на развитие инновационной инфраструктуры и реализации перспективных проектов в сфере нанотехнологий и наноиндустрии;

– ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Деятельность данной государственной корпорации направлена на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом;

– ГК «Ростех». Деятельность данной государственной корпорации заключается в содействии, разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции;

– ГК «Росатом». Деятельность направлена на способствование выполнению федеральной целевой программы развития атомной отрасли, обеспечение развития ядерной энергетики, а также усиление имеющихся у России конкурентных преимуществ на мировом рынке ядерных технологий [3].

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» – получение прибыли не является первостепенной целью государственных корпораций в высокотехнологичных сферах, энергетике, научно-исследовательских работах, нелогично принимать во внимание «результат» лишь в виде выручки от деятельности государственной компании. Ввиду индивидуальных «общественно-значимых» целей каждой госкорпорации, необходимы персональные критерии определения и оценки результата, чтобы сделать вывод об эффективной или неэффективной деятельности госкорпорации. Согласно долгосрочной программе развития госкорпораций, необходимо определить ключевые индивидуальные показатели эффективности достижения целевых значений.

В современном мире независимо от типа экономики, предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении жизненно-необходимых услуг. Каждая из развитых стран отличается своим особым подходом к определению понятия «государственная корпорация» и критериями отнесения компании к государственной. При этом, аналогов юридической модели российской государственной корпорации в мире не наблюдается. В странах Западной Европы отсутствует единый подход к определению критерия отнесения предприятия к государственному. Для одних стран этим показателем является доля государства в акционерном капитале, а для других – право решающего голоса независимо от организационно-правовой формы предприятия [7]. В ряде стран: Великобритании, Франции, Норвегии, Германии, – государственные корпорации создаются в отраслях, которые связаны, прежде всего, с обеспечением национальной безопасности, обороноспособности и энергетики. Наибольшая доля государственных компаний присутствует в экономике Франции: государство сохраняет свое присутствие в энергетике – компания EDF, общественном транспорте – железнодорожная компания SNCF, и в оборонной промышленности. Результативность госкорпораций во Франции оценивают по показателям выпуска – объему и качеству предоставленных потребителям услуг или выполненных работ, а также степени удовлетворенности населения качеством работы госкомпаний. Особенностью функционирования государственного сектора в США является то, что госкомпании не создаются в промышленных областях, как это наблюдается в европейских странах, ограничивая роль государства в производстве товаров и услуг, чтобы позволить частному бизнесу свободно работать без правительственного регулирования. Однако государство все-таки присутствует в экономике США, но исключительно в тех областях, которые малоэффективны для частного предпринимательства и служат интересам общества: Национальная Корпорация по развитию бизнеса ветеранами, корпорация по кредитованию сельхозпроизводителей, Федеральная Корпорация по страхованию депозитов.

Если исходить из того, что государство – система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории, то, по нашему мнению, госкорпорация, госкомпания – это равнозначные понятия, обозначающие объединения, где доля государства, то бишь нации, народа составляет более 50 %. Поэтому, если это «корпорация, которой владеет государство», то она призвана решать, прежде всего, внутренние и внешние интересы государства, в том числе завоевание лидирующих позиций на межгосударственном уровне, производство уникальной инновационной продукции, добыча полезных ископаемых, развитие энергетики и общественного транспорта, а главное обеспечение населения жизненно-необходимыми ресурсами по низким ценам.

Таким образом, если исходить из вышеизложенных целей, результатом (эффектом) от деятельности госкорпораций являются созданное благо в виде полезных внешних эффектов, достающееся населению, и лишь потом выручка или прибыль. Следовательно, при оценке эффективности необходима система показателей, учитывающая интересы не только государства, как акционера, но и народа, чьим достоянием, согласно Конституции РФ, и являются используемые государством недра.

Если рассчитать денежный показатель – выручку, отражающую, сколько было создано и реализовано продукции, не представляет труда. То возникает вопрос, каким образом оценить эффект деятельности государственных корпораций для населения, как оценить степень достижения социального благополучия граждан? Как измерить уровень удовлетворенности населения от работы государственной компании?

Поэтому перед государственным сектором экономики стоит непростая двуединая задача: обеспечить финансовую эффективность деятельности (получение достаточной прибыли) и удовлетворить общественные потребности (достижение социального благополучия).

В уставе каждой российской государственной компании прописаны основные цели, задачи и направления деятельности. Возьмем, например, акционерное общество «Газпром». Доля государственной собственности в акционерном капитале компании составляет более 50 %. То есть корпорацию «Газпром» можно по праву назвать государственной, и согласно Федеральному закону компания должна следовать целям и задачам, ради которых она создавалась.

Устав акционерного общества «Газпром» гласит:

«Общество обеспечивает:

1. Строительство и финансирование газопроводов-отводов высокого давление для газификации села.

2. Проведение инвестиционной политики в области развития Единой системы газоснабжения.

3. Контроль за функционированием Единой системы газоснабжения.

4. Совершенствование управления Единой системы газоснабжения.

5. Комплексное развитие системы газоснабжения и т.д.» [8].

Исходя из основных задач и целей корпорации, результатом деятельности Газпрома будет являться уровень газификации российских регионов, темпы роста газификации сел. На сегодняшний день, по последним данным, уровень газификации страны составляет 65,4 % всей запланированной территории (рис. 1).

А это означает, что еще в половине российских поселков отсутствует газ. Уровень газификации жилых помещений в Карелии, Мурманской, Новосибирской и Омской области составляет всего около 8 %. А в Иркутской, Томской областях и Хабаровском крае более 70 % поселков и городов остаются без газа.

borz1.tif

Темпы газификации в сельской местности и городах РФ

В связи с этим разработана программа по газификации территории РФ до 2020 года, направленная на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территории и улучшение бытовых условий жизни населения, преимущественно в сельской местности. Но пока что в стране, богатейшей запасами газа, десятки тысяч сел и городов испытывают колоссальные неудобства из-за отсутствия важнейшего ресурса.

Таким образом, именно существующая оценка эффективности функционирования государственных корпораций (компаний) порождает недоверие к «общественно-значимым» организациям со стороны гражданского общества. Необходимо пересмотреть подход к критериям оценки эффективности деятельности исследуемых объединений исходя из степени достижения целей, заложенных в стратегической программе развития. С этой точки зрения нужно пересмотреть систему показателей эффективности деятельности госкорпораций, в которой должны предусматриваться показатели, отражающие народнохозяйственную эффективность, то есть достигается ли наиболее полное удовлетворение потребностей населения в производстве продукции (услуги), изменяется ли качество товара и в какую сторону, улучшается ли уровень жизни населения от осуществления деятельности корпорации.