Поступление в школу представляет собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Увеличение объема информации, повышение требований, новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, всё это доставляет ребенку дискомфорт. Проблема адаптации первоклассников к школе является одной из наиболее важных для учителей и родителей. Эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от уровня развития эмоциональной сферы учащихся [8, 16].
Эмоциональная сфера ребенка является важным критерием психологического здоровья младших школьников [12], предполагая полное удовлетворение потребности в межличностном общении, доброжелательных отношений в коллективе, а также создание благоприятного эмоционального контекста жизненных обстоятельств. Негативное эмоциональное самочувствие вызывает появление эмоциональной отстраненности, разрыв межличностных взаимоотношений снижает жизненный тонус личности [7].
По результатам мониторинга муниципальных образовательных организаций, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, средний показатель адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения в 2015 году составил по городу Архангельску 85,5 %. Среднее значение показателей по параметру «эмоциональное отношение к школе» у учащихся 1-х классов равняется 94,7 % [20].
По мнению В.И. Медведева (1984), Ф.Б. Березина (1988), Ф.З. Меерсон (1991) некоторых исследователей, иногда весь ход адаптации определяют эмоции, так как их направленность обращена на мобилизацию вегетативного обеспечения адаптации и на формирование ее адекватного поведенческого и двигательного компонента [6].
Изучением эмоциональной адаптации занимались такие авторы как, З.В. Абаленская, Е.Н. Даниленко, К.Г. Мажирина, В.В. Гагай, К.Ю. Гринева, Л.А. Ясюкова, которые понимают под эмоциональной адаптацией степень сбалансированности эмоционального реагирования, эмоциональное самочувствие ребенка в школе и его эмоциональное отношение к основным видам деятельности.
На эмоциональное развитие первоклассника в условиях современного российского общества оказывает влияние большое количество факторов: ценности и установки в семье; усваиваемая стратегия поведения; уровень притязаний школьника и родителей к своему ребенку; система социальных отношений, пропагандируемая учителем в школе [11]. Как отмечает С.А. Черкасова (2012), эмоциональное здоровье школьника также зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа (отбор в школу, внутришкольная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия). Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в школе особенно в период адаптации. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальные особенности личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа [19].
Считается, что недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных потребностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность и агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм и демонстративность [5, 16].
Изучение особенностей эмоциональной адаптации первоклассников необходимо для комплексного изучения общих адаптационных возможностей первоклассников, прогнозирования дезадаптации и последующей реабилитации.
Цель нашего исследования – изучить эмоциональную адаптацию первоклассников города Архангельска. В исследовании принимали участие обучающиеся первых классов МОУ СОШ № 9 и МОУ СОШ №50 города Архангельска. Для выявления эмоциональной адаптации использовались следующие методики: опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [3], в данной методике было продиагностировано 175 учеников (102 мальчика и 73 девочки) в возрасте 7-8 лет, а так же экспресс – диагностика «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой [15], в ней принимало участие 184 первоклассника (110 мальчиков и 74 девочки) в возрасте 7-8 лет.
Проанализировав результаты полученных материалов по методике САН было выявлено, что около 78 % первоклассников чувствуют себя комфортно физиологически и психологически (рис. 1). Такие дети бодры, работоспособны и быстро восстанавливают затраченную энергию.
Рис. 1. Количество первоклассников ( %) с разной степенью выраженности самочувствия, активности и настроения (по методике «САН»)
Так же около 17 % детей находятся в переутомленном состоянии из-за перенагрузок в школе и многих других факторов. В состоянии переутомления у ребенка не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению [2]. Некоторые дети проявляют функциональные поведенческие отклонения: агрессию, рассеянность, повышенную двигательную активность, плаксивость. Такие проявления связаны с повышенной нагрузкой, которую испытывает психика ребенка [4].
Примерно 69 % первоклассников обладают высоким уровнем активности. У таких детей быстрая реакция, они активны в учебной деятельности, также они характеризуются высокой двигательной активностью. И почти 30 % детей обладают низким уровнем активности. Нужно учитывать тот факт, что иногда это может быть сфера проявления темперамента. В основном такие первоклассники пассивны на уроках, более спокойны. В приподнятом настроении находится 76 % учащихся, а в подавленном – 21 %.
Анализ результатов по методике «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой выявил, что 78 % учащихся в школе находятся в состоянии эмоционального благополучия, тогда как 22 % прибывают в состоянии эмоционального неблагополучия (табл. 1).
Таблица 1
Количество учащихся с разной выраженностью эмоционального благополучия
Показатели |
Кол-во детей |
% детей |
Эмоциональное благополучие ребенка в школе |
143 |
77,71 |
Эмоциональное неблагополучие ребенка в школе |
41 |
22,28 |
О.И. Бадулина, Т.В. Миляева (2015) понимают под эмоциональным благополучием – устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние, являющееся основой отношения ребёнка к миру и влияющее на познавательную и эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Дети в состоянии эмоционального неблагополучия, как правило, упрямы, капризны, конфликтны в общении с окружающими, испытывают трудности в регуляции своего поведения [1]. Проведенное нами исследование (2017) показало, что у большинства младших школьников (67,4 %) отмечаются отрицательные эмоции, где доминируют плохое настроение и неприятные переживания и имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно [21].
По данным табл. 1 можно сказать, что у большинства детей (91 %) наблюдается положительное отношение к школе. Так же отмечается благоприятное отношение к учителям (96 %) и сверстникам (92 %). Такие дети доброжелательны, открыты, стремятся к общению с одноклассниками.
Это согласуется с исследованиями Г.Н. Жулиной, В.С. Васькиной (2015, 2016), где было отмечено, что большинство обучающихся младших классов (53 %) эмоционально положительно относятся к обучению в школе, готовы к выполнению учебных задач и взаимодействию с учителем. Изучение половых различий отношения к школе и учебной деятельности свидетельствует о том, что и у девочек, и у мальчиков практически одинаковые показатели положительного и амбивалентного отношения к школе и учебной деятельности, однако у мальчиков показатели негативного отношения к школе и учебной деятельности выше, чем у девочек. Неблагоприятный эмоциональный фон негативно сказывается на учебной мотивации младшего школьника. Чем выше уровень школьной тревожности младшего школьника, тем ниже его учебная мотивация [9, 10].
Как показали наши исследования, негативное отношение к школе проявляется у некоторых первоклассников (9 %). Это может говорить о несформированности внутренней позиции и непринятии нового социального статуса. Около 4 % учащихся испытывают отрицательные эмоции к учителю. Эти данные можно объяснить определенной неуверенностью в собственных силах, так и высокой значимостью фигуры социального взрослого в период адаптации [17]. И почти 8 % детей негативно относятся к своему классу. Таким детям характерно превалирование отрицательных эмоций, так же негативное отношение к учителям, сверстникам и школе. У детей выявляется низкая или несформированная потребность в общении [10]. Учителям необходимо обратить внимание на таких детей, чтобы не усугубить эмоциональную дезадаптацию во 2-3 классах.
Результаты диагностики первоклассников (табл. 2) показали, что самое положительное отношение у первоклассников к урокам рисования (91 %), математики (90 %) и технологии (89 %). Самым низким положительным показателем отношения к урокам оказались учебные предметы чтения (76 %) и музыки (70 %). Но в целом, по всем показателям учащиеся положительно относятся ко всем основным видам школьной деятельности.
Рис. 2. Количество первоклассников ( %) с положительным и отрицательным отношением к школе, учителю и классу (по методике «Лица»)
Таблица 2
Количество первоклассников ( %) с положительным и отрицательным отношением к основным школьным предметам (по методике «Лица»)
Показатели |
Характеристика отношения |
Кол-во детей |
% детей |
Отношение к русскому языку |
Положительное |
143 |
77,71 % |
Отрицательное |
41 |
22,28 % |
|
Отношение к чтению |
Положительное |
140 |
76,08 % |
Отрицательное |
44 |
23,91 % |
|
Отношение к математике |
Положительное |
166 |
90,21 % |
Отрицательное |
18 |
9,78 % |
|
Отношение к окружающему миру |
Положительное |
155 |
84,23 % |
Отрицательное |
29 |
15,76 % |
|
Отношение к рисованию |
Положительное |
168 |
91,30 % |
Отрицательное |
16 |
8,69 % |
|
Отношение к технологии |
Положительное |
164 |
89,13 % |
Отрицательное |
20 |
10,86 % |
|
Отношение к физкультуре |
Положительное |
147 |
79,89 % |
Отрицательное |
37 |
20,10 % |
|
Отношение к музыке |
Положительное |
129 |
70,10 % |
Отрицательное |
55 |
29,89 % |
Рис. 3. Количество первоклассников ( %) с разной адаптацией (по методике «Лица»)
53 % первоклассников успешно адаптировались к школе (рис. 3). Около 47 % испытывают те или иные трудности в адаптации.
Затрудненная адаптация – это зафиксированное сознанием школьника в определенный момент времени интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта, обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры личности (когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативно-поведенческого) и характеризующее личностно-функциональную незрелость школьника [14]. Как отмечает Л.В. Крюковой (2012), таким детям необходимо психологическое сопровождение со стороны психолога, дополнительное педагогическое и психологическое внимание со стороны педагога и родителей [13].
Итак, проблема эмоциональной адаптации как показателя психологического здоровья младших школьников к учебному процессу не теряет своей актуальности в настоящее время. Существует необходимость проведение психологических мероприятий с первоклассниками, у которых возникли трудности в адаптации [11, 12, 18, 19]. Должна осуществляться психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников, которая представляет собой систему способов воздействия, позволяющая снимать эмоциональную напряженность, вызванную особенностями межличностного общения и взаимодействия первоклассника с учителями, родителями, одноклассниками, и создавать условия для эмоционального благополучия детей, гармоничного развития их личности в образовательно-воспитательном процессе и вне его.
Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 17-06-00967 (2017–2019 гг.) «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды».