Современное общество требует от специалистов не просто профессиональных знаний, но умений применять эти знания в конкретных, часто нестандартных ситуациях, находить новые сферы их применения, самостоятельно вырабатывать стратегию деятельности и т.д. К молодому специалисту предъявляются высокие требования: развитость аналитического и творческого мышления, инициативность, самостоятельность. Не случайно акцент в вузовской подготовке все больше смещается в сторону увеличения доли самостоятельной исследовательской работы студента. Это позволяет выпускникам не только квалифицированно ориентироваться в специальных и научных областях знаний, но и учит самостоятельно анализировать и обобщать научные факты и информацию, формировать и защищать свои идеи и предложения.
Научно-исследовательская работа – важная форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которой совершается творческая деятельность по осмыслению и закреплению научных знаний, осваиваются новые навыки познания, приобретается опыт применения знаний в реальных профессиональных ситуациях. Опыт выполнения научно-исследовательских работ, как индивидуальных, так и коллективных, стимулирует развитие способностей к научному творчеству, самостоятельному поиску способов действия в практической деятельности. Т.В. Зобнина отмечает, что начало профессионального целеполагания происходит на первом курсе [2]. Выполняя научно-исследовательскую работу, студент может ощутить свой личностный и профессиональный рост, именно здесь происходит его профессиональная идентификация.
Существует масса возможностей для получения опыта научно-исследовательской деятельности в вузе. Это и обязательное, предусмотренное учебными планами, проведение исследований в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, и подготовка рефератов и докладов к занятиям. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Научные лаборатории, студенческие научные общества, конференции и форумы, – всё это позволяет студенту включиться в научную работу, найти единомышленников, научиться представлять результаты своих исследований.
Для выявления отношения вчерашних абитуриентов к научно-исследовательской деятельности мы решили провести исследование научной мотивации студентов-первокурсников историко-филологического факультета в Шуйском филиале ИвГУ (44 студента). Студентам была предложена анкета «Что Вам интересно?», включающая в себя ряд вопросов, направленных на выявление привлекательных сторон обучения в ВУЗе, любимых предметов, предпочтений для участия в научном поиске.
Результаты анкетирования получились следующими. Отвечая на вопрос о привлекательных сторонах обучения в ВУЗе, первокурсники отметили, что больше всего их в вузе привлекает общественная работа, общение с друзьями, узнавание нового, сам процесс учения.
Отвечая на вопросы, касающиеся имеющегося опыта участия в научно-исследовательской работе, лишь 13 человек (29,5 %) указали, что получили опыт участия в конференциях, когда учились в школе. Остальные (31 человек) ответили, что мешало отсутствие времени, возможности или не было желания.
Анализ предпочитаемых направлений научного поиска показал, что студенты хотели бы принимать участие в исследовательской деятельности по таким предметам: история, иностранный язык, русский язык и литература (что соответствует профилям подготовки опрашиваемых студентов). К сожалению, результаты анкетирования не оправдали наших ожиданий. На данный момент студентов мало интересует научная деятельность. Из 44 опрошенных, только 10 человек (22,7 %) хотели бы заниматься научной работой. Остальных в университете больше всего привлекает общение с друзьями, общественная работа, узнавание нового и сам процесс учения.
Причиной такой сниженной научной мотивации является, по-нашему мнению, несформированность в школе интереса к научной деятельности. При этом стоит отметить, что в настоящее время в нашей стране проводится большое количество всевозможных научных конкурсов для школьников, есть и журналы, публикующие результаты научного поиска обучающихся («Старт в науке», «Международный школьный научный вестник» и др.). Однако 27 первокурсников отметили, что даже не знали о таких мероприятиях. Думается, здесь надо отметить и разную степень оснащенности сельских и городских школ (большинство наших респондентов – из сельской местности и малых городов). Кроме этого сейчас из-за введения ФГОСов учащиеся стараются прикладывать больше усилий к учебной деятельности. Учителям приходится больше работать на достижения целей, обозначенных в стандарте, нежели уделять время внеурочной работе. В ВУЗе же у студентов больше возможностей реализовать свою как учебную, так и внеучебную деятельность. Возможности для организации научно-исследовательской работы можно найти в рамках преподавания практически любой дисциплины. Так, например, при освоении психологии студенты 1-2 курсов учатся применять анкеты и опросники, проводить психологические наблюдения с последующим анализом полученных фактов. На старших курсах к этим формам присоединяется разработка занятий и уроков, коррекционно-развивающих мероприятий.
Еще одна проблема низкого уровня научной мотивации первокурсников связана с неготовностью к большим объемам самостоятельной работы, отсутствием навыков самостоятельной работы с учебной и научно-методической литературой, низким уровнем самоорганизации студентов. Студент, занимающийся научным поиском, сам регулирует свою деятельность: он самостоятельно определяет интересующий его круг проблем, способы и сроки выполнения работы, а также, что немаловажно, и то, будет ли выполнена работа вообще. Такая научно-творческая деятельность способствует не только развитию навыков самоорганизации, но и стимулирует потребности студентов в дальнейшем саморазвитии и творчестве. Однако такое отношение к исследовательской деятельности обычно характерно для студентов старших курсов. Студенты первых-вторых курсов без поддержки преподавателей обойтись не могут. В предыдущих исследованиях мы подчеркивали значимость таких качеств как самостоятельность, саморегуляция, ответственность в успешности адаптации и преодолении трудностей в обучении [3]. В то же время у первокурсников наименее выражен самоорганизующий тип способности к самоуправлению (по сравнению с самопознающим и самовнушающим типами). Это говорит об их неумении распределять свои силы и время, грамотно планировать ближайшие и отдаленные дела [1, 4]. Вместе с тем, специфика обучения в вузе (отсутствие поурочного контроля, большой объем самостоятельной работы и пр.) такова, что при отсутствии должного уровня самоорганизации студент будет испытывать трудности как в учебной, так и в научно-исследовательской деятельности.
Увлеченность самих преподавателей вузов научно-исследовательской деятельностью, их умение вовлечь в этот процесс студентов, доброе внимание и поддержка особенно важны для младшекурсников. Без этого студент не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. На первом этапе формирования навыков самостоятельной работы осуществляется в основном внешнее управление, т.е. самостоятельную и исследовательскую работу организуют и направляют преподаватели, деканат и кураторы. На втором этапе студенты сами осознают необходимость такой работы, а значит, начинают развиваться внутренняя система самоуправления мотивационной сферой и самоорганизация. Преподаватель уже не столько организует самостоятельную работу, сколько создает условия для ее реализации.
При организации контроля за самостоятельной работой следует четко определять критерии оценки самостоятельной работы. При организации самостоятельной работы по психологическим дисциплинам в качестве критериев оценки могут выступать: степень самостоятельности студента при выполнении задания (особенно при выполнении коллективных работ); степень сложности задания; уровень творческой активности студента; самоконтроль и самооценка студента хода выполнения задания и его результатов. При использовании любых форм самостоятельной работы следует помнить о том, что ее результативность зависит от степени четкости сформулированных задач, от обеспеченности необходимой информационной базой, от уровня развития самоорганизации студентов. Если преподаватель поддерживает инициативных студентов, то многообразие форм научно-исследовательской работы дает возможность каждому студенту найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для личностного и профессионального роста.
Именно поэтому в современной системе образования научно-исследовательская и проектная виды работы студентов приобретают всё большее значение. Модернизация системы высшего образования стимулирует поиск инновационных форм организации и управления научно-исследовательской работой, позволяющих студентам за время обучения найти свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности.