Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ROMANS «BIRD FLU», «CHILDREN OF ADJUSTMENT. WARNING» AND «IN FIRE»: IMAGE OF DESTRUCTION OF POLITICAL EXTREMISM

Goloviznin I.V. 1 Butko O.A. 1
1 Russian Economic University n. a. G.V. Plekhanov
The purpose of this article is to analyze the image of the negative consequences of terrorism and extremism, and especially Ukrainian extremism in modern Russian culture, or rather fiction. As an example, a comparative analysis of the world-famous novel by S.A. Shargunov «Bird flu», the dystopia of Mary Magdalinova «Children of perestroika. Warning» and Roman Terekhin V.L. «fire». The authors, on the basis of the work done, suggest ways of combating terrorism and extremism. Summarizing the research done, the authors conclude that an acquaintance with the highly artistic and psychological description of the destructive impact of terrorism and extremism can turn young people away from this world evil. Thus, the works to be studied must be given special attention, the above novels must be read by everyone.
S.A. Shargunov
«Avian influenza»
«Children of perestroika. The warning»
Mary Magdalinova
V.L. Terekhin
«Into the fire»
young people
extremism
terrorism

В свете подписанных в 2016 г. Президентом РФ Путиным В. В. документов, получивших название «закон Яровой», все более актуальной становится проблема терроризма. Особое значение имеют не только способы борьбы с терроризмом и экстремизмом, но и проблема вовлечения молодежи в подобные радикальные общества [8, с. 40]. Так называемый «феномен Вари Карауловой».

Целью статьи является анализ изображения терроризма и экстремизма, а особенно украинского экстремизма, не в СМИ, а в современной российской культуре, точнее художественной литературе. Значимость данного аспекта проблемы обусловлена следующими положениями.

Культура трансформируется соответственно каждому новому этапу развития общества, отвечая на новые вызовы времени [9, с. 189]. Культура и, соответственно, литература, отражает социально-политические процессы современного ей общества, показывает перспективы развития общества [7, с. 145]. Наконец, именно культура вносит решающий вклад в формирование позитивного имиджа страны в мире [5, с. 15]. Важной особенностью русской культуры является ее литературоцентричность, именно литература влияет на формирование гражданской позиции и нравственно-духовной основы личности [10, с. 189].

Проблема терроризма и экстремизма рассматривалась в произведениях многих российских авторов, например, А.А. Проханова «Господин Гексоген», И.Ю. Стогова «Неприрожденные убийцы», Е.П. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» и др. Анализ этих и других произведений современной литературы произведен во многих филологических и культурологических исследованиях [11, с. 207; 3, с. 78]. Объем данной статьи не позволяет рассмотреть все произведения современной литературы, остановимся на некоторых.

Объектом исследования данной статьи является изображение деструктивных последствий экстремизма и терроризма в литературных произведениях, в романах «Птичий грипп» всемирно известного писателя С.А. Шаргунова [20], антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой [12] и «В огонь» В. Л. Терехина [19].

Выбор объектов обусловлен тем, что все обусловлены тем, что во всех вышеназванных высокохудожественных произведениях показано поражение экстремизма и его негативные последствия. Кроме того, важно отметить, что антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» посвящена С.А Шаргунову и З. Прилепину, как «выдающимся представителям поколения, чья юность пришлась на «лихие 90-е» [12].

Анализ гениального романа о негативных последствиях экстремизма «Санькя» Захара Прилепина [18] проделан в других статьях (см., например, Барсегян М.А., Васина М.А., Галухин А.В. Романы «Санькя» и «Дети перестройки. Предупреждение»: анализ психологии молодежного терроризма и экстремизма. // Международный студенческий научный вестник. 2017) [2], поэтому этот роман остается за рамками данного исследования.

Несмотря на широкую известность исследуемых произведений, приведем их аннотации, для лучшего сравнения.

1. Идеологическая основа экстремизма – радикальные политические партии – описаны в романе С.А. Шаргунова «Птичий грипп». Герой романа юноша-социолог исследует политические организации, исповедующие самые различные взгляды. Писатель в гротескной и сюрреалистической форме – (под видом птиц) – показывает все политические партии от крайне левых «лимоновцев» («вороны») до «нашистов». Причем радикальным партиям уделено больше внимания.

Герои романа «Птичий грипп» желают участвовать в русской истории. Они взрывают бомбы в кафе, раскидывают листовки у Кремля, штурмуют особняки на Рублевке и колонию в Краснокаменске. Или выслуживаются перед властью, топчут тех, кто посягает на власть. Это произведение можно читать как сборник рассказов, объединенный общей темой и сквозным героем-наблюдателем.

Читать книгу стоит, чтобы понять: «пингвин» сидит в каждом из нас, кто входит в 90 % «обычных людей», не готовых к подвижничеству, боящихся боли и голодной жизни. И попытаться что-то сделать, чтобы совсем уж не пропасть и не потерять себя [20].

2. Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» ученого, кандидата наук, общественного деятеля и православной писательницы, скрывающейся под псевдонимом «Мария Магдалинова» (более подробно о личности автора см сайт mariamagdalena.ru[13] и канал на ютубе [14]), при всей остроте поставленных проблем, отличается напряженной фабулой, занимательным сюжетом и тонким юмором.

Когда взрывают твой дом – сиди тихо. Когда взрывают твой дом – сиди зажмурившись… Серия взрывов в Москве, увлекательные приключения, трагическая судьба, любовь и гибель подростков и все это на фоне реалий безумных «лихих» 90-х, таких недавних и уже ставших историей. 1991-й и байкеры, 1993-й и скины, дефолт 1998-го и готы… А также зацеперы, ролевики, фанаты и прочие 50 оттенков юности. Они все по-своему любили Родину, свою Россию. Об истинном и ложном патриотизме, о жестокости окружающего мира и доброте дружбы, о хрупкости юной жизни и прочности первого чувства…

Книга провокационна и невероятна. В ней нет мата, но есть приключения.

А еще год такой – 1999 – число Зверя, опрокинутое: кто-то идет в Россию, возможно, Христос, а может, русский Брейвик. Одним словом, сплошные тайны и загадки в духе Дэна Брауна.

Вечные вопросы на фоне юности, многогранной как жизнь. Мир чужой, а как ему противостоять, когда тебе -дцать? А что будет, если украинский националист повлияет на нашу молодежь, на обычных российских юношей и девушек? Главный герой родился в Припяти (дитя Чернобыльского взрыва), а живет и действует в России. Что будет, ой, что будет!.. Добро победит? Но как? Читайте и узнаете [12].

3. События романа (2-е изд., исп. и доп.) разворачиваются в пору благополучных «нулевых». Экс-рок-гитарист 1980-х, сменив имя, вновь оказался в Москве. Соратники-патриоты отправляют его с секретной миссией на Украину. Попав в жернова политических и криминальных интриг, преследуемый местными националистами, герой с честью выполняет свой долг перед Родиной.

В книге также представлены произведения автора, написанные им в 2010-е гг.: новые рассказы; статьи в области теории литературы, продолжающие исследование типологии русского антинигилистического романа и литературного творчества писателя-фантаста И.А. Ефремова. В разделе «Публицистика» публикуются репортажи о ситуации на Украине в 2000-х гг. В них отражены нарастающие экономические и социальные противоречия между либеральным компрадорским киевским олигархатом и трудовым индустриальным Донбассом, приведшие впоследствии к гражданской войне на востоке Украины [19].

Авторы показывают, как изначально неплохие люди попали в экстремистские организации, и как произошло преодоление ситуации. В романах, по принципу: «надо знать явление, чтобы бороться с ним, чтобы найти механизм для противостояния», рассмотрены все аспекты подобной организации. Авторы не боится рассматривать такую острую проблематику, как национализм и терроризм, и даже его крайние формы проявления в виде экстремистских организаций.

Авторы анализируют весь спектр мотивации подростков при вхождении в подобные радикальные террористические организации: подражание сверстникам, поиск своего круга, первые влюбленности, жажда экстремальных впечатлений, психологическую склонность молодежи к риску. В романах показана амбивалентность характеров и поступков героев, метко подмечены все черты пубертатного периода и неизбежная сопровождающая совокупность проблем молодежи: социализация, адаптация в обществе, межличностные отношения [6, с. 359], проблема формирования личности и выбора своего пути [1, с. 37].

Есть и отличия, например, описание экстремистских организаций. У Терехина в романе «В огонь» говорится о «Русской Народной Радикальной Национальной Партии», у Шаргунова ворон (Иосиф Воронкевич) является лидером партии «НБП – «Ненавижу Большую Политику». (Активисты организации назывались «нацболами» от сленгового американизма «nuts-bolls» – типа «крепкие орешки». У Магдалиновой – Рома Шах – лидер молодежной экстремистской организации «Огненные орлы» (первоначально называемой «Партия Патриотов», сокращенно «ПаПа», но переименованной, так как сокращение было смешное: «Голосуйте за «ПаПу!»).

Различается и возраст героев романов. Если у Шаргунова – герой, Степан, студент, учится на социологическом факультете, у Терехина – герой средних лет, ближе к 50-годам, а его юность пришлась на 1980-е годы, то есть на советское время, у Магдалиновой – герои 15–16 лет, еще школьники.

Если роман Терехина написан в реалистической манере с элементами романтики (герой-одиночка, противостоит злу, украинским радикальным партиям и сражается на Донбассе с украинскими националистами), то в романах Шаргунова и Магдалиновой есть элементы фантастики. В антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» есть подзаголовок «Сон-аллегория», то есть «лихие 90-е» – страшный сон, который приснился России.

В романе «Дети перестройки. Предупреждение» много аллегорий, он заслуженно претендует на всесторонний охват жизни молодёжи. Книга проникнута антифашистским пафосом, неслучайно герои носят фамилии прославленных героев Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Карбышев, Матросов, Раскова, Чайкина, Покрышкин. Героев 12 во главе с лидером, это намек на евангельский сюжет, а предатель носит фамилию Власов [4, с. 79].

Попутно необходимо отметить, что в интернете имеется высказывание одного священника, который, в подобающей терминологии высказался, что в романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательница поведала о том, как в России боролись с Антихристом, и в результате победили его. Имеются соответствующие высказывания представителей Православной Церкви, что терроризм «есть порождение Антихриста». Таким образом, в романе все равно зло побеждено, вне зависимости от названия, терроризм или Антихрист. В философско-эсхатологическом смысле Антихрист тоже является своеобразным террористом.

Роман «Птичий грипп» написан с элементами гротеска, различные политические партии представлены в форме птиц: «Из далеких жарких стран возвращались домой птицы… Что приносят нам весенние птицы? Смертельный вирус или благую весть возрождения сил?» [20]. Сам автор это объясняет с философским подтекстом следующим образом: У Шаргунова – описан сторонним наблюдателем весь спектр политических партий, «Степан постоянно задумывался над идеями тех, с кем он общался. Нацболы, коммунисты, нацики, либералы… В этой книге – все они. Их идеологии смотрелись забавным оперением, но главным был жар. Гриппозный, очистительный» [20].

Мария Магдалинова отличается эрудированностью, роману «Дети перестройки. Предупреждение» предшествуют эпиграфы из «Кандида» Вольтера: «Нет такого зла, которое не порождало бы добро» и романа Альфреда Мюссе «Исповедь сына века». Автор считает, что в борьбе со злом, в данном случае с терроризмом, активизируется добро. То есть, чем активнее зло, тем более активно добро, которое, соответственно, и побеждает в романе [17, с. 675].

Главные герои романа С.А. Шаргунова «Птичий грипп» больны политикой, идеалами, они верят – кто в либерализм, кто в коммунизм, кто в идеи расового превосходства, кто – просто в сытую обывательскую жизнь. Не может верить лишь один рассказчик – скользкий грузный «пингвин» среди птиц высокого полета. Да, действительно, давно литературный персонаж не был мне так противен – мягкотелость, безразличие, постоянное предательство, это как наблюдать за какой-то патологией [20].

В антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» показаны многие аспекты терроризма. Например, перед одним из героев романа, Никитой Флёровым, стоит нелёгкий выбор: что ценнее шедевр искусства или человеческая жизнь. Он предотвращает взрыв дома – в романе имеется намёк на теракты на улице Гурьянова и на Каширке, – но у Никиты в руках бомба с часовым механизмом и выбор: бросить её в дом с мирно спящими людьми или в безлюдный храм. Подросток выбирает последнее [16].

Роман В.Л. Терехина «В огонь» написан со знанием жизни, в лучших традициях Хемингуэя, автор не боится называть вещи своими именами, вместе с тем, у автора крепкая, реалистичная манера сочетается с глубокой интеллектуальностью и сентиментальностью повествования.

Мотив предательства, «мотив Иуды» один из центральных в романах Сергея Шаргунова «Птичий грипп» и антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение». У Магдалиновой радикальную экстремистскую организацию выдает законным властям подруга одного из героев, чтобы он больше внимания уделял ей. У Шаргунова – мотив предательства среди политических партий и связь их членов со спецслужбами занимает одно из главных мест в романе. А герой романа «В огонь» Валерия Терехина честно борется со злом в виде украинского национализма и экстремизма [19].

Романы наполнены неподдельным патриотизмом. Вот цитата из антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение»: «Это Россия, которую так хочется любить. Это Россия, которую так трудно любить. Это Россия, которая так нуждается в любви» [12]. Тем страшнее угроза терроризма применительно к Москве и России.

В романах неоднократно, тепло и с любовью дается описание Москвы, как «самого уютного места на Земле», где каждый обретет дом. Позволим еще процитировать роман «Дети перестройки. Предупреждение»: «Россия. …Ты идёшь по дороге истории, ты идёшь, Россия – Магдалина в поисках Христа. Чтоб взял и поднял тебя, такую, как ты есть: прекрасную, грешную, многострадальную, …» [12].

Общее – везде, в каждом из трех романов экстремистские организации разгромлены властями, правоохранительные органы побеждают террористов.

Интересны высказывания критиков и читателей, что гротескный роман С.А. Шаргунова «Птичий грипп» написан для политиков, антиутопия Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» – для молодежи и о молодежи, а реалистичный роман В.Л. Терехина «В огонь», крепкая мужская проза – для военных.

Главным достоинством и отличием вышеназванных романов от остальных произведений является то, что найден противовес идеологии терроризма. Русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры, противопоставляется терроризму и экстремизму. Эта мысль прослеживается в особенно четко в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой.

В заключение, подводя итог, необходимо отметить, что в короткой статье сложно передать все многоаспектную проблематику романов.

1. Таких высокохудожественных, и, одновременно, занимательных произведений, как «Птичий грипп» всемирно известного писателя С.А. Шаргунова, антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой и «В огонь» В.Л. Терехина в современной России единицы, им необходимо уделить особое внимание.

2. Знакомство с высокохудожественным и психологическим описанием деструктивного воздействия терроризма и экстремизма способно отвратить молодежь от этого мирового зла.

3. Романы «Птичий грипп» С.А. Шаргунова, антиутопию «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой и «В огонь» В.Л. Терехина должен прочитать каждый.

4. Необходимо отметить, что анализируемые произведения уже вызвали позитивные рецензии среди читателей и критиков [15, с. 270], что свидетельствует об интересе к этим романам.

5. Полный ответ на вопрос, как бороться с современным терроризмом и победить его, находится в произведениях «Птичий грипп» С.А. Шаргунова, антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой и «В огонь» В.Л. Терехина Таким образом, можно сделать вывод: читайте романы.

В этом заключается практическая направленность данной работы.