В свете подписанных в 2016 г. Президентом РФ Путиным В. В. документов, получивших название «закон Яровой», все более актуальной становится проблема терроризма. Особое значение имеют не только способы борьбы с терроризмом и экстремизмом, но и проблема вовлечения молодежи в подобные радикальные общества [8, с. 40]. Так называемый «феномен Вари Карауловой».
Целью статьи является анализ изображения терроризма и экстремизма, а особенно украинского экстремизма, не в СМИ, а в современной российской культуре, точнее художественной литературе. Значимость данного аспекта проблемы обусловлена следующими положениями.
Культура трансформируется соответственно каждому новому этапу развития общества, отвечая на новые вызовы времени [9, с. 189]. Культура и, соответственно, литература, отражает социально-политические процессы современного ей общества, показывает перспективы развития общества [7, с. 145]. Наконец, именно культура вносит решающий вклад в формирование позитивного имиджа страны в мире [5, с. 15]. Важной особенностью русской культуры является ее литературоцентричность, именно литература влияет на формирование гражданской позиции и нравственно-духовной основы личности [10, с. 189].
Проблема терроризма и экстремизма рассматривалась в произведениях многих российских авторов, например, А.А. Проханова «Господин Гексоген», И.Ю. Стогова «Неприрожденные убийцы», Е.П. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» и др. Анализ этих и других произведений современной литературы произведен во многих филологических и культурологических исследованиях [11, с. 207; 3, с. 78]. Объем данной статьи не позволяет рассмотреть все произведения современной литературы, остановимся на некоторых.
Объектом исследования данной статьи является изображение деструктивных последствий экстремизма и терроризма в литературных произведениях, в романах «Птичий грипп» всемирно известного писателя С.А. Шаргунова [20], антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой [12] и «В огонь» В. Л. Терехина [19].
Выбор объектов обусловлен тем, что все обусловлены тем, что во всех вышеназванных высокохудожественных произведениях показано поражение экстремизма и его негативные последствия. Кроме того, важно отметить, что антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» посвящена С.А Шаргунову и З. Прилепину, как «выдающимся представителям поколения, чья юность пришлась на «лихие 90-е» [12].
Анализ гениального романа о негативных последствиях экстремизма «Санькя» Захара Прилепина [18] проделан в других статьях (см., например, Барсегян М.А., Васина М.А., Галухин А.В. Романы «Санькя» и «Дети перестройки. Предупреждение»: анализ психологии молодежного терроризма и экстремизма. // Международный студенческий научный вестник. 2017) [2], поэтому этот роман остается за рамками данного исследования.
Несмотря на широкую известность исследуемых произведений, приведем их аннотации, для лучшего сравнения.
1. Идеологическая основа экстремизма – радикальные политические партии – описаны в романе С.А. Шаргунова «Птичий грипп». Герой романа юноша-социолог исследует политические организации, исповедующие самые различные взгляды. Писатель в гротескной и сюрреалистической форме – (под видом птиц) – показывает все политические партии от крайне левых «лимоновцев» («вороны») до «нашистов». Причем радикальным партиям уделено больше внимания.
Герои романа «Птичий грипп» желают участвовать в русской истории. Они взрывают бомбы в кафе, раскидывают листовки у Кремля, штурмуют особняки на Рублевке и колонию в Краснокаменске. Или выслуживаются перед властью, топчут тех, кто посягает на власть. Это произведение можно читать как сборник рассказов, объединенный общей темой и сквозным героем-наблюдателем.
Читать книгу стоит, чтобы понять: «пингвин» сидит в каждом из нас, кто входит в 90 % «обычных людей», не готовых к подвижничеству, боящихся боли и голодной жизни. И попытаться что-то сделать, чтобы совсем уж не пропасть и не потерять себя [20].
2. Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» ученого, кандидата наук, общественного деятеля и православной писательницы, скрывающейся под псевдонимом «Мария Магдалинова» (более подробно о личности автора см сайт mariamagdalena.ru[13] и канал на ютубе [14]), при всей остроте поставленных проблем, отличается напряженной фабулой, занимательным сюжетом и тонким юмором.
Когда взрывают твой дом – сиди тихо. Когда взрывают твой дом – сиди зажмурившись… Серия взрывов в Москве, увлекательные приключения, трагическая судьба, любовь и гибель подростков и все это на фоне реалий безумных «лихих» 90-х, таких недавних и уже ставших историей. 1991-й и байкеры, 1993-й и скины, дефолт 1998-го и готы… А также зацеперы, ролевики, фанаты и прочие 50 оттенков юности. Они все по-своему любили Родину, свою Россию. Об истинном и ложном патриотизме, о жестокости окружающего мира и доброте дружбы, о хрупкости юной жизни и прочности первого чувства…
Книга провокационна и невероятна. В ней нет мата, но есть приключения.
А еще год такой – 1999 – число Зверя, опрокинутое: кто-то идет в Россию, возможно, Христос, а может, русский Брейвик. Одним словом, сплошные тайны и загадки в духе Дэна Брауна.
Вечные вопросы на фоне юности, многогранной как жизнь. Мир чужой, а как ему противостоять, когда тебе -дцать? А что будет, если украинский националист повлияет на нашу молодежь, на обычных российских юношей и девушек? Главный герой родился в Припяти (дитя Чернобыльского взрыва), а живет и действует в России. Что будет, ой, что будет!.. Добро победит? Но как? Читайте и узнаете [12].
3. События романа (2-е изд., исп. и доп.) разворачиваются в пору благополучных «нулевых». Экс-рок-гитарист 1980-х, сменив имя, вновь оказался в Москве. Соратники-патриоты отправляют его с секретной миссией на Украину. Попав в жернова политических и криминальных интриг, преследуемый местными националистами, герой с честью выполняет свой долг перед Родиной.
В книге также представлены произведения автора, написанные им в 2010-е гг.: новые рассказы; статьи в области теории литературы, продолжающие исследование типологии русского антинигилистического романа и литературного творчества писателя-фантаста И.А. Ефремова. В разделе «Публицистика» публикуются репортажи о ситуации на Украине в 2000-х гг. В них отражены нарастающие экономические и социальные противоречия между либеральным компрадорским киевским олигархатом и трудовым индустриальным Донбассом, приведшие впоследствии к гражданской войне на востоке Украины [19].
Авторы показывают, как изначально неплохие люди попали в экстремистские организации, и как произошло преодоление ситуации. В романах, по принципу: «надо знать явление, чтобы бороться с ним, чтобы найти механизм для противостояния», рассмотрены все аспекты подобной организации. Авторы не боится рассматривать такую острую проблематику, как национализм и терроризм, и даже его крайние формы проявления в виде экстремистских организаций.
Авторы анализируют весь спектр мотивации подростков при вхождении в подобные радикальные террористические организации: подражание сверстникам, поиск своего круга, первые влюбленности, жажда экстремальных впечатлений, психологическую склонность молодежи к риску. В романах показана амбивалентность характеров и поступков героев, метко подмечены все черты пубертатного периода и неизбежная сопровождающая совокупность проблем молодежи: социализация, адаптация в обществе, межличностные отношения [6, с. 359], проблема формирования личности и выбора своего пути [1, с. 37].
Есть и отличия, например, описание экстремистских организаций. У Терехина в романе «В огонь» говорится о «Русской Народной Радикальной Национальной Партии», у Шаргунова ворон (Иосиф Воронкевич) является лидером партии «НБП – «Ненавижу Большую Политику». (Активисты организации назывались «нацболами» от сленгового американизма «nuts-bolls» – типа «крепкие орешки». У Магдалиновой – Рома Шах – лидер молодежной экстремистской организации «Огненные орлы» (первоначально называемой «Партия Патриотов», сокращенно «ПаПа», но переименованной, так как сокращение было смешное: «Голосуйте за «ПаПу!»).
Различается и возраст героев романов. Если у Шаргунова – герой, Степан, студент, учится на социологическом факультете, у Терехина – герой средних лет, ближе к 50-годам, а его юность пришлась на 1980-е годы, то есть на советское время, у Магдалиновой – герои 15–16 лет, еще школьники.
Если роман Терехина написан в реалистической манере с элементами романтики (герой-одиночка, противостоит злу, украинским радикальным партиям и сражается на Донбассе с украинскими националистами), то в романах Шаргунова и Магдалиновой есть элементы фантастики. В антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» есть подзаголовок «Сон-аллегория», то есть «лихие 90-е» – страшный сон, который приснился России.
В романе «Дети перестройки. Предупреждение» много аллегорий, он заслуженно претендует на всесторонний охват жизни молодёжи. Книга проникнута антифашистским пафосом, неслучайно герои носят фамилии прославленных героев Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Карбышев, Матросов, Раскова, Чайкина, Покрышкин. Героев 12 во главе с лидером, это намек на евангельский сюжет, а предатель носит фамилию Власов [4, с. 79].
Попутно необходимо отметить, что в интернете имеется высказывание одного священника, который, в подобающей терминологии высказался, что в романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательница поведала о том, как в России боролись с Антихристом, и в результате победили его. Имеются соответствующие высказывания представителей Православной Церкви, что терроризм «есть порождение Антихриста». Таким образом, в романе все равно зло побеждено, вне зависимости от названия, терроризм или Антихрист. В философско-эсхатологическом смысле Антихрист тоже является своеобразным террористом.
Роман «Птичий грипп» написан с элементами гротеска, различные политические партии представлены в форме птиц: «Из далеких жарких стран возвращались домой птицы… Что приносят нам весенние птицы? Смертельный вирус или благую весть возрождения сил?» [20]. Сам автор это объясняет с философским подтекстом следующим образом: У Шаргунова – описан сторонним наблюдателем весь спектр политических партий, «Степан постоянно задумывался над идеями тех, с кем он общался. Нацболы, коммунисты, нацики, либералы… В этой книге – все они. Их идеологии смотрелись забавным оперением, но главным был жар. Гриппозный, очистительный» [20].
Мария Магдалинова отличается эрудированностью, роману «Дети перестройки. Предупреждение» предшествуют эпиграфы из «Кандида» Вольтера: «Нет такого зла, которое не порождало бы добро» и романа Альфреда Мюссе «Исповедь сына века». Автор считает, что в борьбе со злом, в данном случае с терроризмом, активизируется добро. То есть, чем активнее зло, тем более активно добро, которое, соответственно, и побеждает в романе [17, с. 675].
Главные герои романа С.А. Шаргунова «Птичий грипп» больны политикой, идеалами, они верят – кто в либерализм, кто в коммунизм, кто в идеи расового превосходства, кто – просто в сытую обывательскую жизнь. Не может верить лишь один рассказчик – скользкий грузный «пингвин» среди птиц высокого полета. Да, действительно, давно литературный персонаж не был мне так противен – мягкотелость, безразличие, постоянное предательство, это как наблюдать за какой-то патологией [20].
В антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» показаны многие аспекты терроризма. Например, перед одним из героев романа, Никитой Флёровым, стоит нелёгкий выбор: что ценнее шедевр искусства или человеческая жизнь. Он предотвращает взрыв дома – в романе имеется намёк на теракты на улице Гурьянова и на Каширке, – но у Никиты в руках бомба с часовым механизмом и выбор: бросить её в дом с мирно спящими людьми или в безлюдный храм. Подросток выбирает последнее [16].
Роман В.Л. Терехина «В огонь» написан со знанием жизни, в лучших традициях Хемингуэя, автор не боится называть вещи своими именами, вместе с тем, у автора крепкая, реалистичная манера сочетается с глубокой интеллектуальностью и сентиментальностью повествования.
Мотив предательства, «мотив Иуды» один из центральных в романах Сергея Шаргунова «Птичий грипп» и антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение». У Магдалиновой радикальную экстремистскую организацию выдает законным властям подруга одного из героев, чтобы он больше внимания уделял ей. У Шаргунова – мотив предательства среди политических партий и связь их членов со спецслужбами занимает одно из главных мест в романе. А герой романа «В огонь» Валерия Терехина честно борется со злом в виде украинского национализма и экстремизма [19].
Романы наполнены неподдельным патриотизмом. Вот цитата из антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение»: «Это Россия, которую так хочется любить. Это Россия, которую так трудно любить. Это Россия, которая так нуждается в любви» [12]. Тем страшнее угроза терроризма применительно к Москве и России.
В романах неоднократно, тепло и с любовью дается описание Москвы, как «самого уютного места на Земле», где каждый обретет дом. Позволим еще процитировать роман «Дети перестройки. Предупреждение»: «Россия. …Ты идёшь по дороге истории, ты идёшь, Россия – Магдалина в поисках Христа. Чтоб взял и поднял тебя, такую, как ты есть: прекрасную, грешную, многострадальную, …» [12].
Общее – везде, в каждом из трех романов экстремистские организации разгромлены властями, правоохранительные органы побеждают террористов.
Интересны высказывания критиков и читателей, что гротескный роман С.А. Шаргунова «Птичий грипп» написан для политиков, антиутопия Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» – для молодежи и о молодежи, а реалистичный роман В.Л. Терехина «В огонь», крепкая мужская проза – для военных.
Главным достоинством и отличием вышеназванных романов от остальных произведений является то, что найден противовес идеологии терроризма. Русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры, противопоставляется терроризму и экстремизму. Эта мысль прослеживается в особенно четко в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой.
В заключение, подводя итог, необходимо отметить, что в короткой статье сложно передать все многоаспектную проблематику романов.
1. Таких высокохудожественных, и, одновременно, занимательных произведений, как «Птичий грипп» всемирно известного писателя С.А. Шаргунова, антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой и «В огонь» В.Л. Терехина в современной России единицы, им необходимо уделить особое внимание.
2. Знакомство с высокохудожественным и психологическим описанием деструктивного воздействия терроризма и экстремизма способно отвратить молодежь от этого мирового зла.
3. Романы «Птичий грипп» С.А. Шаргунова, антиутопию «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой и «В огонь» В.Л. Терехина должен прочитать каждый.
4. Необходимо отметить, что анализируемые произведения уже вызвали позитивные рецензии среди читателей и критиков [15, с. 270], что свидетельствует об интересе к этим романам.
5. Полный ответ на вопрос, как бороться с современным терроризмом и победить его, находится в произведениях «Птичий грипп» С.А. Шаргунова, антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой и «В огонь» В.Л. Терехина Таким образом, можно сделать вывод: читайте романы.
В этом заключается практическая направленность данной работы.