Современное поколение детей живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человечка в первую очередь требуется способность добывать знания, а так же самостоятельно и творчески мыслить. Ребёнок с самого рождения является исследователем. Любопытство, стремление к новым впечатлениям, жажда экспериментировать и наблюдать, считаются важнейшими чертами детского поведения. Стремление ребёнка к познанию окружающего его мира создаёт такие условия, благодаря которым психическое развитие ребёнка изначально становится процессом саморазвития.
Актуальность проблемы развития познавательной активности заключается в том, что взаимодействие ребёнка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Активность закладывает начало формирования умственных качеств личности, её инициативности и самостоятельности. Познавательной активностью ребёнка занимались Е.Э. Баранова, Н.В. Зайцева, А.Н. Поддъяков, Н. Минакова, А.И. Савенков и др.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, … Почти с самого рождения объектами исследования ребёнка становятся люди и их взаимоотношения между друг другом. Дети используют экспериментирование, чтобы понять нормы и правила поведения человека, а так же для понимания и развития речи [2].
Необходимо подчеркнуть специфику детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики [3].
Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления. Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов (явлений), выявляет причинно-следственные связи и отношения.
В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретая соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций. Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности дошкольников, обеспечивающую внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью, механизм смыслообразования. Экспериментирование – это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем [1].
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно – практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Введению термина «экспериментирование» наука обязана швейцарскому психологу и философу Ж. Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
В 1990-е годы академик Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. По его мнению, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении [4].Так же за использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Н.А. Короткова предлагает стимулировать познавательную деятельность ребенка с помощью культурно – смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей. Такими культурно – смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющим им занять поисково-исследовательскую позицию:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (классификационная работа);
3. Путешествие по карте;
4. Путешествие «по реке времени» [5].
Мы провели исследование по выявлению уровня развития поисковой деятельности, используя задания открытого типа (Н.Н. Поддъяков). Критерии оценки уровня развития детского экспериментирования:
- Способность принять поставленную задачу: были ли предприняты действия по преобразованию предложенного предмета (коробочки).
- Характер действий: манипулятивные или поисковые (поиск нужного способа изменения предмета с целью получения определенного образа; обнаружение материала, необходимого для крепления деталей задуманного образа).
- Познавательный интерес: форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
- Количество и особенности созданных образов: объемные или плоскостные, выразительные или примитивные.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
– все дети проявили интерес к предложенной деятельности, и большинство (18 из 19) с удовольствием погрузились в ситуацию выбора коробочки. Однако дальнейшие их действия сильно отличались между собой, что позволило нам разделить дошкольников на четыре подгруппы по уровню развития деятельности экспериментирования;
– к первому уровню, не принявших детей задачу и не проявивших интереса к заданию мы отнесли двоих детей. Одного из них не заинтересовало даже большое количество и разнообразие коробочек: он рассмотрел лежащие пред ним предметы на столе, и начал выкладывать фигурки из зубочисток. Другой ребенок, хотя и смог выбрать коробочку, но отказался что-либо делать с ней;
– второй (низкий) уровень развития деятельности экспериментирования показали трое детей, которые, несмотря на повторение инструкции, не поняли задание и не смогли принять поставленную перед ними задачу. Действия, совершаемые этими детьми, носили манипулятивный характер. Они так и не смогли придумать какие-либо варианты изменения коробочки;
– один из этих детей просто перебирал коробочки и, узнавая рисунок на них, называл из-под чего они. После повторения инструкции начал заполнять коробочки предметами, лежащими перед ним: в одну сторону сложил фломастеры, в другую – пластилин, в третью – краски и т.д. Двое других ребят, выбрав коробочку, долго думали, что с ней можно сделать. После повторения инструкции приняли решение разукрасит её фломастером. На вопрос: «Что у тебя получилось?» – отвечали: «Коробочка»;
– десять детей, чья деятельность соответствует третьему (среднему) уровню развития детского экспериментирования поняли поставленную перед ними задачу. Однако ярко выраженный познавательный интерес, с одной стороны, и высокая степень сложности задания – с другой, привели его к формальному выполнению. При этом все дети данной подгруппы с увлечением создавали различные образы из знакомых им материалов: цветной бумаги, пластилина, рисовали и раскрашивали. Например, Настя Т. очень любит лепить из пластилина. Выбрав коробочку и окинув взглядом предложенные материалы, тут же замечает пластилин и увлеченно начинает лепить из него грибок. Через некоторое время, спохватившись, вспоминает про задание, связанное с преобразованием коробочки, и принимает решение: «Пусть этот грибок закрывает коробочку от дождя». После этого девочка быстро взяла коробочку и к одной из сторон прикрепила свой гриб. У семерых детей этой подгруппы действия носили манипулятивный характер, у троих поисковый. Полученные ими образы примитивны и выполнены на плоскости в виде аппликаций или рисунков (домик, ракета, бабочка, кегля, вазочка с цветами и т.д.) Только 4 образа из 17 объемных. Это веер и самолетик из цветной бумаги, 2 грибочка из пластилина;
– четвертый (высокий) уровень развития детского экспериментирования показали пятеро детей. Главное отличие их деятельности в том, что все они, проявив высокий познавательный интерес, приняли задачу и предприняли действия, направленные на преобразование коробочки. Их действия носили поисковый характер. Каждым ребенком создано несколько (от трех до пяти) объемных образов (иногда при наличии и плоскостных в виде аппликаций), которые, несмотря на их примитивность, достаточно проработаны (чайник, кроватка, мячики, самолет, ширма для театра, трамплин для мотоцикла, баночка для кистей);
– следует отметить, что дети всех подгрупп применяли при создании образов и для крепления деталей предметы, которые были в их опыте (клей, краски, фломастеры, цветные карандаши, цветную бумагу, пластилин для создания образов, ножницы). При этом, несмотря на отсутствие положительного результата, никто из них не использовал проволоку, веревочки, скрепки, зубочистки и пластилин для соединения деталей. Дети не смогли обнаружить у знакомых им материалов новых свойств.
Сравнивая результаты исследования уровней развития речи и поисково-исследовательской деятельности, необходимо отметить взаимозависимость между этими категориями: высокий уровень развития речи соответствует высокому уровню развитию поисково-исследовательской деятельности, и наоборот: низкий уровень развития речи соответствует низкому уровню развитию поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом, роль экспериментирования в развитии дошкольника велика: положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.