Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

USING AUTHOR`S ICT RESOURCE FOR THE CORRECTION OF PRONUNCIATION SKILLS OF PUPILS

Kozlova A.A. 1 Nikitenko V.N. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University
The article considers the issue of the correction of pronunciation skills of pupils of the ninth form through the use of phonetic exercises. The authors discuss the role of the articulatory method in developing of the phonetic competence, conditions of formation and the methods using for the developing of pronunciation skills. The authors describe a set of lessons designed by them for the pronunciation skills of pupils of the ninth form through the use of phonetic exercises. Having identified inconsistencies of pronunciations of the sounds in different languages, the scientists have formulated the main points of articulatory method: We should start teaching foreign languages with fixing sounds; Every sound should be properly practiced; It`s necessary to learn the work of organs of speech; We form both pronunciation and auditory skills separately.
pronunciation skills
articulatory method
phonetic competence
developing of pronunciation skills
phonetic exercises
set of lesson

На данный момент необходимо констатировать, что в школах крайне мало времени уделяется совершенствованию слухо-произносительных навыков учащихся. Как следствие, учащиеся зачастую не способны произносить фонемы, которые не совпадают в английском и русском языках или частично совпадают. Ввиду незнания произносительной нормы возникает нарушение чистоты речи и затрудняется общение в условиях межкультурной коммуникации.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения уровня фонетической компетенции у школьников путем проведения фонетической зарядки с использованием современных компьютерных технологий.

Цель работы заключается в разработке и экспериментальной апробации комплекса уроков по совершенствованию фонетической компетенции у учащихся 9 класса с использованием авторского ИКТ ресурса.

Поставленная цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

- Изучив теоретические основы артикуляционного подхода в обучении иностранным языкам, выявить проблемные звуки английского языка у учащихся 9-х классов для создания комплекса видеоматериалов для проведения фонетической зарядки с использованием платформы ИКТ (Windows Movie Maker).

- Изучить научную и методическую литературу, в которой описываются разработки видео- и аудиоматериалов, созданных при помощи средств ИКТ, в особенности при помощи программы Windows Movie Maker, для совершенствования фонетической компетенции учащихся.

- Апробировать созданный нами комплекс уроков по совершенствованию фонетической компетенции учащихся 9го класса с использованием авторского ИКТ ресурса.

Итак, Первая часть нашей работы посвящена теоретическим основам артикуляционного подхода в обучении иностранным языкам.

При работе над таким подходом в обучении иностранным языками как артикуляционный, нами были проанализированы труды отечественных исследователей, имена которых вы можете видеть на слайде. За основу были взяты работы И.А. Грузинской и К.М. Колосова.[1] Именно им принадлежит заслуга сравнительного анализа фонетического состава двух языков и разработка на этой основе типологии фонетических сложностей и системы фонетических упражнений.

На основе их теории выделяются 3 типа фонем:

1. Совпадающие в обоих языках.

2. Несовпадающие.

3. Частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения школьниками следует признать последние две группы.

Выявив несовпадения произношения звуков в разных языках, ученые сформулировали основные положения артикуляторного подхода:

1. Начинать обучение иностранным языкам стоит с постановки звуков (для этого необходим вводный фонетический курс).

2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно [2].

Одной из задач нашего исследования было изучить разработки видео- и аудиоматериалов, созданных при помощи средств ИКТ, в особенности при помощи программы Windows Movie Maker, направленных на совершенствование фонетической компетенции. Изучив интернет ресурсы, находящиеся в свободном доступе, мы пришли к выводу о том, что они имеют ряд несовершенств, которые мы пытались избежать в своём комплексе видеоуроков. Они заключаются в отсутствии детального разбора правильной артикуляции звуков, наличии грубых ошибок в озвучивании примеров, что является следствием неиспользования аудиоматериалов, записанных носителем языка. Так же было замечено, что данные видеоматериалы были созданы при помощи других программ, но мы, в свою очередь, Впервые смонтировали ряд обучающих уроков в программе Windows Movie Maker. Главной функцией которой является монтаж видео, используя визуальные эффекты, изображения, музыкальные файлы, текст, видео, получая ролики высокого качества.

Участниками эксперимента стали ученики 9 классов Новосибирского государственного педагогического лицея в составе 16 человек. Учащиеся были поделены на экспериментальную и контрольную группы по 8 человек. Возрастная категория учащихся – 15-16 лет.

Основная часть эксперимента заключалась в обучении экспериментальной группы правильной артикуляции проблемных звуков (ð; θ; w, v).

Для экспериментальной группы учащихся был разработан комплекс из 4 уроков по 7-10 минут каждый. В контрольной группе обучение с использованием авторского ИКТ ресурса не проводилось.

Подача материала в виде видеоурока, объединяющего в себе мультимедийные интернет-ресурсы, а именно аудиозаписи с образцовым произношением, схематичные изображения правильной артикуляции звуков обеспечивали наглядность. При подборе аудиоматериалов нами, в первую очередь, учитывались принципы доступности и посильности, а так же их актуальности. В завершении каждого занятия с учащимися проводилась сначала парная, а потом групповая отработка изученного материала.

Заключительным этапом практической части нашей работы является постэкспериментальное тестирование, которое было проведено нами по истечении четырёх недель занятий в экспериментальной группе

При проведении предэкспериментального тестирования нами было установлено, что в экспериментальной группе при чтении слов процентный показатель правильности произношения– 46 %. В итоге процент правильности произношения в экспериментальной группе после 4ёх уроков вырос с 46 % до 53 %.

Процентные показатели контрольной группы до и после проведения эксперимента существенно не изменились.

Таким образом, результаты, полученные на стадии проведения эксперимента, свидетельствуют в пользу использования средств ИКТ для совершенствования фонетической компетенции у учащихся класса. Для достижения более высоких и стабильных результатов необходимо продолжить последовательную работу со школьниками КАК непосредственно на занятиях, так и давать видеоуроки на дом для закрепления.