Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

«UNHOLY SAINTS» AND «CHILDREN OF PERESTROIKA. WARNING»: THE 90-IES. FROM THE POINT OF VIEW OF THE BIBLE

Burlakov V.M. 1 Malenkova E.S. 1
1 Orthodox Institute of St. John the Evangelist
The article presents a scientific, multidimensional comparative analysis of two literary works Orthodox: father Tikhon (Shevkunov) «Unholy saints» and Mary Magdalinova «Children of perestroika. The warning». In these works speak of Russia 90-ies of the XXth century from the point of view of Orthodoxy. The authors conclude that the work of the «Unholy saints» and «Children of perestroika. Warning» should be read by anyone. These books are especially useful for young people, since they are able to lead a youth to Orthodoxy. From the point of view of authors, representatives of students, the above-named works should be recommended for compulsory reading in all schools and universities of the country. This article is a completed research paper; Research materials can be used in the practice of scientific and teaching activities.
Orthodoxy
FR Tikhon (Shevkunov)
«Unholy saints»
Mary Magdalinova
«Children of perestroika. Warning»
a modern Orthodox literature
the Russian Orthodox Church
the 1990s of the twentieth century

В начале ХХI в. происходит переосмысление прошлых исторических эпох c позиций новых вызовов времени [4, с. 16]. Пристальное внимание вызывают переломные периоды в истории России, такие как революция 1917 г., крушение СССР и становление новой государственности. Особо актуальным является анализ эпохи «лихих» 1990-х годов, так как истоки большинства современных проблем коренятся в данном периоде [6, с. 144]. Вместе с тем, насущно необходимо рассмотрение данных эпох с позиции вечных ценностей.

Один из современных литераторов, творящих в стиле постмодернизм, заявил, что за все существование человечество создало только одну книгу – Библию. Все остальная литература – ремейк Библии [12]. Данное высказывание авторы статьи, как воцерковленные люди, считают оригинальным и заслуживающим внимания.

Проанализировав современную художественную литературу, авторы данного научного исследования остановились на двух произведениях, вызвавших у них особый интерес. Выбор объекта исследования объясняется тем, что именно в этих произведениях исследуется эпоха «лихих 90-х», в которой коренятся большинство современных проблем, и оба эти произведения философски осмысливают эту эпоху с позиции православия, с точки зрения вечных ценностей, заложенных в Библии.

Это всемирно известное произведение «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова) [17] и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой [12].

Несмотря на широкую известность исследуемых произведений, приведем их аннотации, и напомним биографии авторов для лучшего сравнения.

1. Епископ Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов), архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы.

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Церковный писатель. Руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала Православие.Ru.

Интересен факт, что Шевкунов принял постриг в день, когда ему минул возраст Иисуса Христа, 33 года. Принял активное участие в процессе воссоединения Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью За рубежом.

2. Псевдонимом «Мария Магдалинова» автора антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» носит христианский оттенок. Как пояснила писательница, в честь своего ангела- хранителя. Более подробно о личности автора см. сайт mariamagdalena.ru [13] и канал на ютубе [14]. Необходимо отдельно отметить, что из одного интервью стало ясно, автор – ученый, общественный деятель, постоянный участник и редактор Рождественских Образовательных чтений, кандидат исторических наук, автор многих исследований по истории православной церкви, особенно по истории Православной Церкви в эмиграции.

Для раскрытия сюжета необходимо привести аннотации этих книг.

1. «Несвятые святые» – сборник коротких рассказов из жизни отца Тихона. Книга вышла 21 ноября 2011 года и к 2014 году вышло 8 её переизданий.

В книгу вошли рассказы из жизни автора. Многие из них связаны с Псково-Печерским монастырём, где Тихон начинал монашескую жизнь. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это — часть нашей церковной жизни. Проповедь… ведь и строится на осмыслении Священного Писания, на толковании церковных событий святыми отцами и на примерах из жизни. Смысл названия книги «Несвятые святые» архимандрит Тихон поясняет в одноимённом рассказе: в конце Божественной литургии священник возглашает: «Святая святым», обращаясь к тем, кто сейчас находится в храме: священникам и мирянам, всем, кто пришёл с верой и ждёт причащения.

2. Мария Магдалинова в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» показывает, как изначально неплохие подростки попали в экстремистскую организацию, и как произошло преодоление ситуации.

«Когда взрывают твой дом – сиди тихо. Когда взрывают твой дом – сиди зажмурившись…». Серия взрывов в Москве, приключения, трагическая судьба, любовь и гибель подростков и все это на фоне реалий безумных «лихих» 90-х, таких недавних, и уже ставших историей. 1991 и байкеры, 1993 и скины, дефолт 1998 и готы… А также зацеперы, ролевики, фанаты и прочие 50 оттенков юности. Они все по-своему любили Родину, свою Россию. Об истинном и ложном патриотизме, о жестокости окружающего мира и юношеской дружбе, о хрупкости молодой жизни и прочности первого чувства… В книге нет мата, но есть приключения. Вот, вкратце, о чем роман.

Попутно необходимо отметить, что в интернете имеется высказывание одного священника, который, в подобающей терминологии высказался, что в романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательница поведала о том, как в России боролись с Антихристом, и в результате победили его. Имеются соответствующие высказывания представителей Православной Церкви, что терроризм «есть порождение Антихриста». Таким образом, в романе «Дети перестройки. Предупреждение» все равно зло побеждено, вне зависимости от названия, терроризм или Антихрист. В философско- эсхатологическом смысле Антихрист тоже является своеобразным террористом [10, с. 108].

В центре обоих книг – христианские вечные темы соотношения добра и зла. В книгах есть богословские рассуждения о взаимопроникновении добра и зла. Книга «Несвятые святые» написана одним из видных представителей Русской Православной церкви, епископом Егорьевским Тихоном. Эпиграф антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» взят из Евангелия от Матфея, приведены слова Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас: ибо многие придут под именем Моим» [12].

В обоих книгах много говорится о взаимоотношениях молодежи и Русской Православной Церкви. Русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры [8, с. 189], противопоставляется терроризму и экстремизму в книге писательницы «Дети перестройки. Предупреждение».

Отличием является манера изложения, у Шевкуновва – реализм, у Магдалиновой – сон-аллегория: Россия заснула и ей во сне привиделись «лихие 90-е».

Оценка 90-х «лихих» и у Шевкунова, и у Магдалиновой одинаково негативная, этот период они оценивают, как хаос. У Магдалиновой это время отражено в метафоре – приход Антихриста.

Одинаково позитивно оценивают ряд достижений СССР. Тихон (Шевкунов) дает позитивную оценку таким прорывам советской эпохи, как освоение космоса, БАМ. У Магдалиновой антиутопия начинается с того, как двое мальчишек – Миша и Боря – уничтожили мощного старика-коммуниста. В этом многие критики справедливо видят изображение СССР (старик-коммунист), а в мальчишках переданы черты Михаила Горбачева и Бориса Ельцина.

Вместе с тем, по мнению автора книги «Несвятые святые», пережив эту эпоху, люди смогли извлечь полезные уроки. Так, например, Шевкунов считает, что именно в этот период, даже раньше, в 80-е, когда была свобода слова, люди неумело, но стали приходить к Богу: «В 90-е годы все кому не лень насмешничали над нецерковными людьми, которые с серьезным видом выстаивали службы в православных храмах. Они прилежно, но неуклюже крестились, невпопад кланялись и явно мало что понимали в происходящем. … А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников», как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось потому что они, пусть и неловко, но представали пред Господом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные богомольцы обязательно получат от Бога особые духовные дары, совершат лично им предназначенные открытия, которых хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть» [17, с.123].

У Магдалиновой тоже счастливая концовка: Россия проснулась и идет по дороге истории, чтобы встретить «Его, юного и уже воскресшего после распятия», то есть Спасителя [12]. Автор позиционирует себя как православный, воцерковленный и в предисловии особо подчеркивает цель романа: если по окончании чтения антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» хоть 10 человек откроют Библию, значит все нормально. Необходимо отметить, что многих представителей поколения шестидесятников привел в церковь роман Михаила Булгакова при всей его неканоничности и неоднозначности!

Магдалинова отмечает, что если у читателя возникли какие-то библейские ассоциации, это означает лишь одно: автору удалось поднять будничные проблемы на уровень вечных тем. Что же, некогда Джон Апдайк отождествлял свое заурядное детство с мифом о Кентавре. Детская наивность помогает верить в свою избранность, особенность. Героев романа 12 во главе с лидером, это намек на евангельский сюжет, а предатель носит фамилию Власов.

Вместе с тем, Магдалинова подчеркивает, что любое совпадение с реальностью в романе случайно, как и сама реальность. Это всего лишь сон, как и всё, что случилось в шальные 1990-е годы после перестройки [12].

В книге «Несвятые святые» Тихон (Шевкунов) описывает реальные события, приезд Ельцина в Псково-Печерскую обитель и др. Все повествование стилизовано под притчи, в каждом имеется ненавязчивая мораль, выводы всегда мудры и оригинальны. (Например, в храме не подобает плохо пахнуть, вот мощи святых и не разлагаются). «И вот тогда-то, как говорил Владыка Марк, он понял, что если даже милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями – (А милуете не вы, а Господь Бог) – то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось» [17, с. 96].

В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» неоднократно, тепло и с любовью дается описание Москвы, как «самого уютного места на Земле», где каждый обретет дом. Роман наполнен неподдельным патриотизмом: «Это Россия, которую так хочется любить. Это Россия, которую так трудно любить. Это Россия, которая так нуждается в любви» [12]. Тем страшнее угроза терроризма применительно к Москве и России.

Главное, что объединяет эти книги, кроме православной тематики, то, что эти книги обращены к молодежи, предполагают целевой аудиторией, в первую очередь, юношество. В романе «Дети перестройки. Предупреждение» говориться о подростках, а отец Тихон рассказывает, как он, будучи молодым человеком, сам нашел дорогу к храму.

Роман «Дети перестройки. Предупреждение» – размышление о молодежи, героям 15-16 лет, это поколение тех, кто родился в 1980-е годы, и чья юность пришлась на «лихие» 90-е годы, на перелом эпох [5, с. 359]. Плохая или нет, но это была историческая эпоха. У автора историческое образование и он не может игнорировать те или иные эпохи, а только проанализировать

Позволим процитировать антиутопию Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение»: «Россия. …Ты идёшь по дороге истории, ты идёшь, Россия – Магдалина в поисках Христа. Чтоб взял и поднял тебя, такую, как ты есть: прекрасную, грешную, многострадальную, …» [12].

Главное, по мнению авторов статьи, книги «Несвятые святые» и «Дети перестройки. Предупреждение» взаимно дополняют друг друга. Магдалинова больше предостерегает молодежь от негативных моментов, от опасности экстремистской идеологии, опасности попадания юношей и девушек в радикальные организации, а Шевкунов – указывает молодежи правильное направление, путь к спасению, к православию, к Храму Божьему.

Обе книги пользуются спросом, значит нужны.

Книга «Несвятые святые» епископа (на момент издания – архимандрита) Русской православной церкви Тихона (Шевкунова) – одна из самых востребованных у читателей и литературных критиков. Доказательством тому то, что за год продаж было продано около 1,3 млн экземпляров. К началу 2017 года общий тираж достиг 2 000 000 экземпляров.

Протодиакон Андрей Кураев писал об этом произведении: «Это полезная книга. Для человека церковного вся жизнь святого окутана благоуханиями; он с рождения словно ступает по облакам. А отец Тихон в своей книге приближает святых к нам, обычным негероическим обывателям, рассказывает о тех, чья повседневная будничная святость почти незаметна»

Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» уже вызвала широкий резонанс у критиков [11, с. 109; 15, с. 675] и одобрение у читателей [2, с. 78; 3, с. 79]. Например, один из многочисленных критиков, которых больше чем настоящих писателей, заявил, что в образе Настоящего Христа, Спасителя России в романе изображен Путин.

Один из общественных деятелей, прочитав обе эти книги, изрек, что Россия, сейчас, мол, в таком кризисе, что ее спасти может только Бог [16]. Любая книга – интерактивный текст, отзывающийся на любые толкования.

Подводя итог данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. «Несвятые святые» и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» одни из самых ярких произведений современной российской литературы.

2. Автор книги «Несвятые святые» – отец Тихон (Шевкунов), архиерей Русской православной церкви, один самых ярких и значимых деятелей современной российской культуры.

Автор «Дети перестройки. Предупреждение» – православный писатель, ученый, историк, скрывающийся под христианским псевдонимом «Мария Магдалинова».

3. «Несвятые святые» и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» – рассматривают актуальные проблемы. Эти книги обязан прочитать каждый.

4. Книги «Несвятые святые» и «Дети перестройки. Предупреждение» особенно полезны для молодежи, так как способны привести молодежь к православию. С точки зрения авторов, представителей студенчества, вышеназванные произведения необходимо рекомендовать для обязательного прочтения во всех школах и вузах страны [1, с. 37; 7, с. 40].

Данная статья является законченной научно-исследовательской работой; материалы исследования могут быть использованы в практике научной и преподавательской деятельности.