В начале ХХI в. одной из главных мировых угроз и актуальных проблем является терроризм и экстремизм. Особую опасность в этом ракурсе приобретает вовлечение молодежи в подобные радикальные общества. Молодежь часто упрекают в инерции, безразличии к политике и литературе [1, с. 38].
Целью данной статьи является опровержение данного суждения, молодежь пристально интересуется литературными произведениями, особенно посвященным актуальным политическим событиям [5, с. 40; 7, с. 121]. В связи с этим, в центре данного научного исследования находятся литературные произведения, где многоаспектно раскрыта опасность таких глобальных проблем современности, как терроризм и экстремизм [2, с. 13]. Необходимо особо подчеркнуть, что подобная опасность, как мрачный футурологический прогноз для человечества, лучше всего анализируется в жанре антиутопии.
Научная новизна работы состоит в сравнительном анализе антиутопий двух современных российских писательниц «Мечеть Парижской Богоматери: 2048» [10] Елены Петровны Чудиновой и «Дети перестройки. Предупреждение» [8] автора, скрывающегося под псевдонимом «Мария Магдалинова». Вместе с тем, несмотря на псевдоним, известно, что автор – ученый, общественный деятель, кандидат исторических наук. Более подробно о личности автора см. сайт mariamagdalena.ru [9]. Интересно отметить, что обе писательницы имеют отношение к политику С.Н. Бабурину и его партии «РОС» («Российский Общенародный Союз»). Обе антиутопии написаны в начале ХХI века и посвящены проблемам терроризма и экстремизма. Имеются и отличия: произведение Е.П. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» посвящено мусульманской экспансии Европы и противостоянию этому подпольной католической организации, а «Дети перестройки. Предупреждение» – повествует об угрозе украинского террориста, создавшего в Москве молодежную организацию правого типа. Необходимо особо подчеркнуть, что это художественные произведения и все события вымышлены.
Необходимо особо отметить своеобразие жанра антиутопия. По определению антиутопия (также дистопия – англ. dystopia, словослияние от dysfunction – «дисфункция», и utopia) – жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Иногда описывается не отдельное государство, а мир в целом. Антиутопия – антитеза утопии, но если утопия статична, то антиутопия предполагает описание развития негативных тенденций в обществе. Советские литературоведы считали антиутопию буржуазным жанром и предпочитали термин «роман-предупреждение» или социальная фантастика. В принципе, если апеллировать к терминологии, то «Мечеть Парижской Богоматери» является антиутопией в прямом смысле этого слова, а «Дети перестройки. Предупреждение», как уже видно из названия, это роман- предупреждение.
Отличие произведений еще заключается и в том, что антиутопии Е.П. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» верные католики антимусульманского сопротивления во главе с главной героиней романа Софией Севазмиу минируют Собор Парижской Богоматери, держат в нем оборону и в конце погибают, взорвав его. Тем самым мусульманские силы в романе одерживают верх.
В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» всех участников подпольной экстремистской организации выдает подруга одного из героев, все террористы попадают в СИЗО (одна из последних глав романа так и называется «Прибежище юности. Лефортово»), а лидера, украинского террориста, при задержании ликвидирует доблестный российский ОМОН. (Как написано в романе, «дюжина дюжих омоновцев»).
Антиутопии различаются в том, что если в романе «Мечеть Парижской Богоматери» подчеркивается, что исламскую экспансию практически нельзя остановить, то роман «Дети перестройки. Предупреждение» повествует о том, что украинская экстремистская организация разгромлена и террористов ожидает суд. В целом, итог романа «Дети перестройки. Предупреждение» более оптимистичен, чем в произведении «Мечеть Парижской Богоматери»: Россия пробуждается от сна, где ей привиделся украинский террорист и все события, описанные в романе, такие как взрывы Лубянки, Петровки и др. и идет встречать своего Спасителя.
Отличие произведений состоит и в том, что в антиутопии «Мечеть Парижской Богоматери» говорится о взрослых террористах, а в романе «Дети перестройки. Предупреждение» – в центре внимания молодежная экстремистская организация. По имеющимся сведениям, автор последнего произведения много лет преподавала в вузах Москвы, и проблемы юношества известны писательнице не понаслышке [3, с. 248]. Отсюда неподдельная тревога за подрастающее поколение, патриотизм и боль за судьбу России, которая сквозит в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение». Именно поэтому роман посвящен проблеме предотвращения вовлечения молодежи в подобные экстремистские организации [4, с. 148].
В центре – «проблема Вари Карауловой», проблема вовлечения обычных российских юношей и девушек в экстремистские организации. Автор показывает весь спектр мотивации молодежи при вовлечении в подобные организации: первые влюбленности, поиск своего круга общения, самоутверждение столкновение с несправедливостью в обществе и желание с юношеским максимализмом восстановить правду и т.д. В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» показано, что при отсутствии молодежной культурной политики существует реальная опасность возникновения подобных организаций и ухода в нее части молодежи [6, с. 190].
Подводя итог, авторы данного исследования считают необходимым сделать следующие выводы:
1. Обе антиутопии: «Мечеть Парижской Богоматери» Е.П. Чудиновой и «Дети перестройки. Предупреждение» Марии Магдалиновой посвящены злободневным проблемам и заслуживают внимательного прочтения.
2. Антиутопия «Мечеть Парижской Богоматери» касается более глобальной проблемы, связанной с мировыми миграционными процессами. А антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» связана с процессами, происходящими внутри СНГ.
3. Авторам статьи, как представителям российского студенчества, ближе антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение», посвященная, во-первых, России, а. главное – молодежи. Вместе с тем, «Мечеть Парижской Богоматери» тронула авторов тем, что это грозное пророчество уже практически сбывается в жизни. Авторы подчеркивают пророческий дар писательницы Е.П. Чудиновой.
В романе «Дети перестройки. Предупреждение» больше сострадания к героям, писательница видит заблуждения главного героя и призывает «милость к падшим». У нее нет четкого разделения на отрицательных и положительных героев, в каждом, даже самом плохом человеке, есть что-то доброе. Писательница Мария Магдалинова позиционирует себя как православную и призывает испытывать сострадание к заблуждающимся, они могут и исправиться. Вместе с тем, этот роман, точно набат предупреждает, еще раз подчеркивает реальную угрозу и негативные последствия от терроризма и указывает на весь ужас вовлечения молодежи в экстремистские организации. Это, действительно, роман-предупреждение. Одновременно в этом романе есть неподдельная любовь к России, к Москве, как «самому уютному месту на Земле, где невозможно заблудиться». Вместе с тем, роман написан легким языком, с юмором, его отличает напряженная фабула.
Главный итог данного исследования в том, что обе эти антиутопии необходимо обязательно прочесть, тогда становится ясны деструктивные последствия и реальная угроза экстремизма и терроризма и способы борьбы с ними.
Данная статья является законченной научно-исследовательской работой; материалы исследования могут быть использованы в практике научной и преподавательской деятельности.