Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF COMPETITIVE FIGHTING OF ENTERPRISES BY METHODS OF THE MATRIX THEORY OF GAMES

Masalova A.A. 1 Egorenko A.A. 1
1 Stavropol State Agrarian University
2507 KB
In the context of the crisis, the problem of the survival of various firms in the Russian market is becoming more urgent. We investigated the problem of competition between two specific chains of stores «Linia» and «Magnat +». Strategy, designed for the consumer with any income, is optimal for «Magnat+», and for «Linia» – an individual approach strategy. Also we know that it is peculiar for «Magnat +» to rent premises for their stores. Despite the crisis, the «Linia» is characterized by aggressive expansion. Supposably, the chain of stores «Linia» intends to apply its strategy to seize the consumer market, which is controlled by «Magnat+». Obviously, the struggle for the food market will require a lot of investment. Then the victory of the «Linia» in the first market will bring it a greater gain than the victory at the second, but the defeat when trying to capture the first market will lead to its complete ruin, and «Magnat +» will get rid of the competitor. In the situation with the second market, the defeat of the «Line» will not be so devastating, but the victory will bring a little. Thus, «Magnat +» and «Linia» have two strategies: the seizure of the food market and the seizure of the cosmetics and household chemicals market. Now we will suggest that the «Linia» is going to apply the strategy of aggressive expansion. «Magnat +» already has large retail areas, so it is considered that priority for him is to rent. Thus, again we have two strategies: expansion of retail space by buying, and renting of premises. Analyzing the competitive struggle of «Linia» and «Magnat +», we conclude that «Linia» does not stand competition with «Magnat +» in the consumer market, because it is little-known in Stavropol. Change the situation may open additional stores in Stavropol and Stavropol Territory.
game theory
matrix games with zero sum
strategies of behavior of trade networks

В условиях кризиса становится всё более актуальным проблема выживания различных фирм на российском рынке, а также рассмотрение их потенциальных возможностей для выживания и развития в жёсткой, всё возрастающей конкуренции [3, 11]. В данной статье мы решили исследовать проблему конкурентной борьбы двух конкретных сетей магазинов «Линия» и «Магнат+».

«Магнат+» – развитая и успешно функционирующая сеть магазинов на внутреннем рынке в течение многих лет.

В свою очередь на данный момент «Линия» набирает обороты и по некоторым показателям опережает своего главного конкурента «Магнат+», хотя и существует на рынке приблизительно такое же количество времени.

Целью данной статьи является определение того, какие стратегии и для какой компании наиболее выгодны и каковы варианты развития исследуемых конкурирующих сетей [1, 5].

Исходя из анализа материалов интервью с директорами сетей магазинов «Магнат+» и «Линия», можно сделать вывод о том, что для «Магната+» оптимальна стратегия, рассчитанная на потребителя с любым доходом, а для «Линии» – стратегия индивидуального подхода. Также нам известно, что «Магнат+» свойственно арендовать помещения для своих магазинов. Несмотря на кризис, «Линии» характерна агрессивная экспансия, т.е. выкуп других мелких магазинов и неконкурентоспособных сетей [4, 10].

Допустим, сеть магазинов «Линия» намерена применить свою стратегию по захвату потребительского рынка, который контролируется «Магнатом+». Для этого «Линия» готова предпринять на этом рынке соответствующие приготовления (например, ввести систему скидок по бонусным картам для потребителей). Господствующий на рынке «Магнат+» может принять ответные меры, применив при этом свою стратегию привлечения клиентов (делает скидки на различные товары). Не встречая значительного противодействия (когда «Магнат+» проводит акции на небольшое количество товаров), «Линия» захватывает рынок; в случае препятствий (при проведении «Магнат+» масштабных акций) – терпит поражение [7, 9].

Для определенности предположим, что проникновение «Линии» на продовольственный рынок принесет большую выгоду, чем захват рынка косметики и бытовой химии. Очевидно, что борьба за рынок продовольствия потребует вложения больших средств [6, 14]. Тогда победа «Линии» на первом рынке принесет ей больший выигрыш, чем победа на втором, но и поражение при попытке захватить первый рынок приведет к полному её разорению, а «Магнат+» избавит от конкурента. В ситуации со вторым рынком поражение «Линии» будет не столь разорительным, но и победа принесет немного. Таким образом, у «Магнат+» и «Линии» две стратегии:

Л1, М1 – захват продовольственного рынка;

Л2, М2 – захват рынка косметики и бытовой химии;

Предположим, что проигрыш при первой стратегии «Линии» равен -6, а выигрыш равен 4. Выигрыш «Магнат+» при использовании им стратегии захвата рынка составит 6, а проигрыш -4. Соответственно, для второй стратегии получаем выигрыш «Линии» составит 2, а проигрыш -2. Для «Магната+» выигрыш 2, проигрыш -2. Так как игра имеет нулевой исход, то матрица имеет вид:

mas01.wmf.

По теореме эта игра может иметь либо чистые, либо вполне смешанные ситуации равновесия [12,13]. Но ситуаций равновесия в чистых стратегиях нет. Убедимся теперь, что данная игра имеет вполне смешанную ситуацию равновесия. Находим равновесие для «Линии» – α и для «Магната+» – β.

Для «Линии»:

mas02.wmf;

mas03.wmf;

mas04.wmf;

mas05.wmf.

Для «Магната+»:

mas06.wmf;

mas07.wmf;

mas08.wmf;

mas09.wmf.

Подставив значения α и β в любое из соответствующих им уравнений, находим:

mas10.wmf;

mas11.wmf.

Таким образом, «Линия» проигрывает на потребительском рынке.

Рассмотрим вариант, связанный с расширением торговых площадей. Выдвинем предложение, что «Линия» собирается применить свою стратегию агрессивной экспансии путем активной скупки и аренды помещений. В свою очередь, «Магнат+» уже располагает большими торговыми площадями, поэтому более приоритетным для него считается аренда, хотя он занимается и скупкой, но в меньших масштабах. Таким образом, снова имеем две стратегии:

Л*1, М*1 – расширение площадей путем скупки;

Л*2, М*2 – арендуя помещения;

Если «Линия» и «Магнат+» одновременно решат заняться скупкой площадей, то выигрыш «Линии» составит 20. Если же «Линия» занимается скупкой, а «Магнат+» – арендой, то выигрыш «Линии» составляет 15. Выбрав невыгодную для себя стратегию аренды помещений, она теряет 20. При выборе «Магнат+» выгодной стратегии, проигрыш «Линии» составит 40, так как «Линия» – только развивающаяся сеть магазинов, и стратегия аренды будет для неё губительной. Выигрыши «Магнат+» при выборе «Линией» стратегий скупки площадей и аренды помещений соответственно 30 и 40. Получаем матрицы вида:

mas12.wmf.

Вероятности р1 = р, р2 = 1-р, q1 = q, q2 = 1-q, а средние выигрыши вычисляются по формулам:

mas13.wmf

mas14.wmf

где mas15.wmf, mas16.wmf

Пара чисел (p*,q*), mas17.wmf, mas18.wmf,
p и q, подчиненных условиям mas19.wmf, mas20.wmf, одновременно выполнены следующие неравенства HA(p,q*) ≤ HA(p*,q*). Всякая биматричная игра имеет хотя бы одну равновесную ситуацию (точку равновесия) в смешанных стратегиях. Задание смешанной стратегии игрока состоит в указании тех вероятностей, с которыми выбираются его первоначальные стратегии. Если некоторая пара чисел (p*,q*) претендуют на то, чтобы определить ситуацию равновесия, тогда следует проверить справедливость неравенств [2, 15]. Для этого воспользуемся теоремой:

Tеорема: Выполнение неравенств равносильно выполнению неравенств

mas22.wmf,

mas23.wmf,

mas24.wmf,

mas25.wmf.

Запишем средние выигрыши игроков Л и М в более удобной форме:

mas26.wmf;

mas27.wmf.

Обратимся к первой формуле. Полагая p = 1, а потом p = 0, получаем, что

mas28.wmf,

mas29.wmf.

Рассмотрим разности

mas30.wmf

mas31.wmf,

mas32.wmf.

Полагая mas33.wmf, mas34.wmf.

Получим

mas35.wmf

mas36.wmf.

В случае, если пара (p,q) определяет точку равновесия, эти разности неотрицательны, поэтому:

mas37.wmf, mas38.wmf.

Из формул для функции mas39.wmf при q = 1, q = 0 соответственно имеем:

mas40.wmf,

mas41.wmf.

Разности mas48a.wmf и mas48b.wmf с учётом обозначений mas43.wmf, mas44.wmf, приводятся к виду

mas45.wmf,

mas46.wmf.

Соответственно:

mas47.wmf, mas48.wmf

Решение: В каждом столбце матрицы Л* найдем максимальный элемент. Их положение соответствует приемлемым ситуациям 1-го игрока, когда второй игрок выбрал стратегию j соответственно.

Затем в каждой строке матрицы М* выберем наибольший элемент. Положение этих элементов будет определять приемлемые ситуации 2 игрока, когда первый игрок выбрал стратегию i соответственно.

Позиции максимумов в столбцах матрицы Л*: (1,1), (1,2).

Позиции максимумов в строках матрицы М*: (1,2), (2,2) Пересечение этих двух множеств: (1;2).

Таким образом, найдены равновесные ситуации по Нэшу (1;2). Эти ситуации оказались оптимальными по Парето для обоих игроков. В равновесной ситуации (1,2) «Линия» выигрывает 15 единиц, а «Магнат+» – (-10) единиц.

Анализируя конкурентную борьбу «Линии» и «Магната+», можно сделать вывод о том, что «Линия» пока не выдерживает конкуренции с «Магнатом+» на потребительском рынке. Так происходит потому, что она, несмотря на проведении «агрессивной экспансии», малоизвестна в Ставрополе (по карте видно, что её торговые точки сконцентрированы преимущественно в Краснодарском крае). Изменить ситуацию может помочь открытие дополнительных магазинов в Ставрополе и в Ставропольском крае.