Развитие человечества невозможно без взаимодействия с окружающей природной средой, без потребления её ресурсов. При любом использовании природного ресурса образуются отходы производства и потребления. Далее под отходами будут пониматься только отходы, обращение с которыми регулирует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», то есть «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления» [7], за исключением радиоактивных, биологических, медицинских отходов, веществ, разрушающих озоновый слой (кроме случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов вредных веществ в водные объекты.
Современное общество чрезвычайно нерационально в использовании природных ресурсов. Как следует из представленных на рис. 1 данных, масса образовавшихся в РФ отходов с 2009 г. по 2015 г. возросла на 44,4 % при росте внутреннего валового продукта (далее – ВВП) лишь на 10,8 %. Таким образом, на 1 % экономического роста пришлось свыше 4 % роста массы отходов. По оценке Минприроды России, «общая величина накопленных и учтённых отходов в целом по стране составляла на конец 2015 г. примерно 31,5 млрд т» [3].
Рис. 1. Динамика ВВП и образования отходов в России ( % к 2009 г.) [8, 11]
Рис. 2. Доля использованных и обезвреженных отходов в РФ (масс. % от образованных отходов) [11]
Сделать производство полностью безотходным невозможно, однако необходимо стремиться к тому, чтобы минимизировать отходы, внедряя малоотходные технологии – замкнутые технологические циклы с максимально полным использованием поступающего сырья и образующихся в них отходов. Однако большинство действующих предприятий не могут быстро внедрить подобные технологические схемы.
В настоящее время в мировой практике наметилась тенденция к централизованной обработке отходов на полигонах и предприятиях с заводской технологией обезвреживания отходов и утилизации образующихся вторичных продуктов [12]. В России используется и обезвреживается около половины образующихся отходов (рис. 2).
Для того чтобы организовать эффективное управление обращением с отходами – деятельностью по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению отходов – необходимо, прежде всего, организовать учёт всех образующихся отходов на уровне предприятий. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, … предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами» [7] – по годовой форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Указанные лица (хозяйствующие субъекты) должны также подготовить документы и материалы отнесения образующихся в процессе их деятельности отходов к конкретному классу опасности (табл. 1) и направить упомянутые документы и материалы в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности для подтверждения правильности выполненного ими отнесения [7, 10].
Таблица 1
Классификация отходов производства и потребления по степени негативного воздействия на окружающую среду [7]
Класс опасности |
Характеристика отходов |
I |
Чрезвычайно опасные отходы |
II |
Высокоопасные отходы |
III |
Умеренно опасные отходы |
IV |
Малоопасные отходы |
V |
Практически неопасные отходы |
Для учёта, контроля и нормирования в области обращения с отходами с 01.01.1998 г. был введен Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), процесс редактирования и дополнения которого носит непрерывный характер [4]. Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений (классификационных признаков), содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), формируемых Росприроднадзором; а при отсутствии вида отходов в ФККО и БДО – на основании критериев, разработанных Минприроды России. При этом «на отходы, не включённые в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования» [10] – для их дальнейшего включения в ФККО с присвоением соответствующих кодов и наименований.
Впервые критерии отнесения отходов к конкретному классу опасности были разработаны и утверждены в 2001 г. (далее – Критерии-I) [5], с 11.01.2016 г. вступили в силу новые критерии (далее – Критерии-II) [6].
Целью настоящей работы являлось выявление принципиальных изменений в критериях отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Результаты исследования. Выполненное исследование позволило установить, что, если не принимать во внимание отдельные изменения в терминологии, то основные новшества в Критериях-II сводятся к следующему.
1. Уточнена область применения: действие Критериев-II не распространяется на радиоактивные, биологические, а также медицинские отходы.
2. Для установления класса опасности отхода, также как в Критериях-I, может быть использован один из двух критериев, первый из которых – степень опасности отхода для окружающей среды – определяется расчётным методом, второй – кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, – устанавливается экспериментально. Однако согласно Критериям-II для ряда отходов может быть применён только экспериментальный метод. К ним относятся [6]:
- отходы, представленные золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей;
- отходы добычи и обогащения угля;
- отходы, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм3).
3. Критерии-II требуют обязательного экспериментального подтверждения V класса опасности отхода, установленного расчётным путём. При несовпадении значения класса отхода, определённого расчётным и экспериментальным путями, устанавливается класс опасности, полученный по экспериментальному методу. В Критериях-I при отсутствии экспериментальной проверки такой отход мог быть отнесён к IV классу опасности.
4. В части описания процедуры установления класса опасности расчётным методом можно отметить более логичное и ясное (однозначно воспринимаемое) изложение алгоритма расчёта в Критериях-II. Также новые критерии содержат важное уточнение, какими документами следует руководствоваться для получения необходимых для расчёта сведений о компонентах отхода и их количественном содержании.
5. В справочную таблицу, содержащую значения коэффициента степени опасности для окружающей среды (W) наиболее распространённых компонентов отходов, внесены многочисленные изменения в сторону увеличения значений W в несколько раз (табл. 2): от 1,05 (для бензола) до 36,31 раза (для трёхвалентного хрома). В связи с чем расчёты, выполненные с использованием обновлённых данных, могут привести к отнесению отдельных видов отходов к классу меньшей опасности.
Таблица 2
Коэффициент степени опасности компонента отхода для окружающей среды (W)
для отдельных компонентов отходов [5, 6]
Наименование компонента |
W |
Наименование компонента |
W |
||
Критерии-I |
Критерии-II |
Критерии-I |
Критерии-II |
||
Бензол |
316,2 |
331,13 |
Свинец |
33,1 |
650,63 |
Кадмий |
26,9 |
309,03 |
Толуол |
1 000 |
1 778,28 |
Марганец |
537,0 |
7 356,42 |
Фенол |
215,44 |
508,94 |
Медь |
358,9 |
2 840,10 |
Хром трёхвалентный |
100,0 |
3 630,78 |
Мышьяк |
55,0 |
493,55 |
Хром шестивалентный |
593,38 |
|
Никель |
128,8 |
1 536,97 |
Цинк |
463,4 |
2 511,89 |
Ртуть |
10,0 |
113,07 |
Этилбензол |
517,9 |
3 019,95 |
Стронций |
2 951 |
6 118,81 |
6. Если в Критериях-I выдвигалось требование осуществления экспериментального метода «в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях» [5], то в Критериях-II делается акцент на использовании аттестованных методик (методов) измерений, «сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений» [6]. Перечень указанных методик опубликован на сайте Росстандарта (URL: http://fundmetrology.ru/06_metod/2list.aspx). Заметим, что требование аккредитации испытательной лаборатории содержится в новом Порядке отнесения отходов I – IV классов к конкретному классу опасности, вступившем в силу с 10.01.2016 г. [10].
7. Новые критерии содержат требование к установлению свойств воды, которая используется для получения водной вытяжки отходов.
8. Внесено уточнение по исследованию водных вытяжек из отходов с повышенным солесодержанием: при содержании сухого остатка в водной вытяжке более 6 г/дм3 следует применять не любые тест-объекты (гидробионты) из разных систематических групп, а «не менее двух тест-объектов, устойчивых к повышенному солесодержанию из разных систематических групп» [6].
9. В соответствии с Критериями-I «в случае присутствия в составе отхода органических или биогенных веществ, проводится тест на устойчивость к биодеградации для решения вопроса о возможности отнесения отхода к классу меньшей опасности» [5]. Под устойчивостью к биодеградации понимают «способность отхода или отдельных его компонентов подвергаться разложению под действием микроорганизмов» [5]. В Критериях-II условия уменьшения класса опасности отходов не предусмотрены.
Заключение
Общая структура образования отходов по классам опасности в последние годы изменялась незначительно (табл. 3): подавляющая часть отходов приходится на практически неопасные (V класс).
Таблица 3
Структура образования отходов в России по классам опасности (масс. %) [1 – 3, 9]
Класс опасности отходов |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
I |
0,003 |
0,004 |
0,003 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
0,002 |
– |
II |
0,020 |
0,019 |
0,015 |
0,009 |
0,007 |
0,006 |
0,005 |
– |
III |
0,322 |
0,446 |
0,367 |
0,232 |
0,371 |
0,381 |
0,426 |
– |
IV |
3,675 |
2,592 |
2,407 |
2,020 |
1,885 |
2,017 |
1,743 |
– |
V |
95,98 |
96,94 |
97,21 |
97,74 |
97,74 |
97,59 |
97,82 |
98,19 |
Поскольку сведения об образовании опасных отходов (отходов, отнесённых к I – IV классам опасности) в 2016 г. ещё не опубликованы, в настоящее время не представляется возможным выполнить анализ влияния изменений, внесённых с 11.01.2016 г. в критерии отнесения отходов к конкретному классу опасности, на структуру отходов.