Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE CHANGE OF CRITERIA FOR HAZARDOUS PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE IN CLASSIFICATION

Evstigneeva Yu.V. 1 Evstigneeva N.A. 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)
2601 KB
Growth of volumes from production wastes and consumption in the Russian Federation exceeds the economic growth and poses a serious threat for the environment and public health. Organization of effective waste handling – collection, concentration, transportation, preparation, utilization, neutralization, storage and underground burial – has become in recent years one of the most pressing environmental problems of Russia, demanding immediate solution. Nowadays the system of legal regulation in the field of waste handling is highly developing and improving. The article contains an analysis of the main changes in the criteria for classifying of production and consumption wastes to hazard classes according to the degree of negative impact on the environment. The changes entered into force on 11 January, 2016.
waste
hazard classes
criteria
changes

Развитие человечества невозможно без взаимодействия с окружающей природной средой, без потребления её ресурсов. При любом использовании природного ресурса образуются отходы производства и потребления. Далее под отходами будут пониматься только отходы, обращение с которыми регулирует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», то есть «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления» [7], за исключением радиоактивных, биологических, медицинских отходов, веществ, разрушающих озоновый слой (кроме случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов вредных веществ в водные объекты.

Современное общество чрезвычайно нерационально в использовании природных ресурсов. Как следует из представленных на рис. 1 данных, масса образовавшихся в РФ отходов с 2009 г. по 2015 г. возросла на 44,4 % при росте внутреннего валового продукта (далее – ВВП) лишь на 10,8 %. Таким образом, на 1 % экономического роста пришлось свыше 4 % роста массы отходов. По оценке Минприроды России, «общая величина накопленных и учтённых отходов в целом по стране составляла на конец 2015 г. примерно 31,5 млрд т» [3].

evstign1.wmf

Рис. 1. Динамика ВВП и образования отходов в России ( % к 2009 г.) [8, 11]

evstign2.wmf

Рис. 2. Доля использованных и обезвреженных отходов в РФ (масс. % от образованных отходов) [11]

Сделать производство полностью безотходным невозможно, однако необходимо стремиться к тому, чтобы минимизировать отходы, внедряя малоотходные технологии – замкнутые технологические циклы с максимально полным использованием поступающего сырья и образующихся в них отходов. Однако большинство действующих предприятий не могут быстро внедрить подобные технологические схемы.

В настоящее время в мировой практике наметилась тенденция к централизованной обработке отходов на полигонах и предприятиях с заводской технологией обезвреживания отходов и утилизации образующихся вторичных продуктов [12]. В России используется и обезвреживается около половины образующихся отходов (рис. 2).

Для того чтобы организовать эффективное управление обращением с отходами – деятельностью по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению отходов – необходимо, прежде всего, организовать учёт всех образующихся отходов на уровне предприятий. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, … предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами» [7] – по годовой форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Указанные лица (хозяйствующие субъекты) должны также подготовить документы и материалы отнесения образующихся в процессе их деятельности отходов к конкретному классу опасности (табл. 1) и направить упомянутые документы и материалы в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности для подтверждения правильности выполненного ими отнесения [7, 10].

Таблица 1

Классификация отходов производства и потребления по степени негативного воздействия на окружающую среду [7]

Класс опасности

Характеристика отходов

I

Чрезвычайно опасные отходы

II

Высокоопасные отходы

III

Умеренно опасные отходы

IV

Малоопасные отходы

V

Практически неопасные отходы

Для учёта, контроля и нормирования в области обращения с отходами с 01.01.1998 г. был введен Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), процесс редактирования и дополнения которого носит непрерывный характер [4]. Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений (классификационных признаков), содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), формируемых Росприроднадзором; а при отсутствии вида отходов в ФККО и БДО – на основании критериев, разработанных Минприроды России. При этом «на отходы, не включённые в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования» [10] – для их дальнейшего включения в ФККО с присвоением соответствующих кодов и наименований.

Впервые критерии отнесения отходов к конкретному классу опасности были разработаны и утверждены в 2001 г. (далее – Критерии-I) [5], с 11.01.2016 г. вступили в силу новые критерии (далее – Критерии-II) [6].

Целью настоящей работы являлось выявление принципиальных изменений в критериях отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Результаты исследования. Выполненное исследование позволило установить, что, если не принимать во внимание отдельные изменения в терминологии, то основные новшества в Критериях-II сводятся к следующему.

1. Уточнена область применения: действие Критериев-II не распространяется на радиоактивные, биологические, а также медицинские отходы.

2. Для установления класса опасности отхода, также как в Критериях-I, может быть использован один из двух критериев, первый из которых – степень опасности отхода для окружающей среды – определяется расчётным методом, второй – кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, – устанавливается экспериментально. Однако согласно Критериям-II для ряда отходов может быть применён только экспериментальный метод. К ним относятся [6]:

- отходы, представленные золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей;

- отходы добычи и обогащения угля;

- отходы, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм3).

3. Критерии-II требуют обязательного экспериментального подтверждения V класса опасности отхода, установленного расчётным путём. При несовпадении значения класса отхода, определённого расчётным и экспериментальным путями, устанавливается класс опасности, полученный по экспериментальному методу. В Критериях-I при отсутствии экспериментальной проверки такой отход мог быть отнесён к IV классу опасности.

4. В части описания процедуры установления класса опасности расчётным методом можно отметить более логичное и ясное (однозначно воспринимаемое) изложение алгоритма расчёта в Критериях-II. Также новые критерии содержат важное уточнение, какими документами следует руководствоваться для получения необходимых для расчёта сведений о компонентах отхода и их количественном содержании.

5. В справочную таблицу, содержащую значения коэффициента степени опасности для окружающей среды (W) наиболее распространённых компонентов отходов, внесены многочисленные изменения в сторону увеличения значений W в несколько раз (табл. 2): от 1,05 (для бензола) до 36,31 раза (для трёхвалентного хрома). В связи с чем расчёты, выполненные с использованием обновлённых данных, могут привести к отнесению отдельных видов отходов к классу меньшей опасности.

Таблица 2

Коэффициент степени опасности компонента отхода для окружающей среды (W)
для отдельных компонентов отходов [5, 6]

Наименование компонента

W

Наименование компонента

W

Критерии-I

Критерии-II

Критерии-I

Критерии-II

Бензол

316,2

331,13

Свинец

33,1

650,63

Кадмий

26,9

309,03

Толуол

1 000

1 778,28

Марганец

537,0

7 356,42

Фенол

215,44

508,94

Медь

358,9

2 840,10

Хром трёхвалентный

100,0

3 630,78

Мышьяк

55,0

493,55

Хром шестивалентный

593,38

Никель

128,8

1 536,97

Цинк

463,4

2 511,89

Ртуть

10,0

113,07

Этилбензол

517,9

3 019,95

Стронций

2 951

6 118,81

     

6. Если в Критериях-I выдвигалось требование осуществления экспериментального метода «в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях» [5], то в Критериях-II делается акцент на использовании аттестованных методик (методов) измерений, «сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений» [6]. Перечень указанных методик опубликован на сайте Росстандарта (URL: http://fundmetrology.ru/06_metod/2list.aspx). Заметим, что требование аккредитации испытательной лаборатории содержится в новом Порядке отнесения отходов I – IV классов к конкретному классу опасности, вступившем в силу с 10.01.2016 г. [10].

7. Новые критерии содержат требование к установлению свойств воды, которая используется для получения водной вытяжки отходов.

8. Внесено уточнение по исследованию водных вытяжек из отходов с повышенным солесодержанием: при содержании сухого остатка в водной вытяжке более 6 г/дм3 следует применять не любые тест-объекты (гидробионты) из разных систематических групп, а «не менее двух тест-объектов, устойчивых к повышенному солесодержанию из разных систематических групп» [6].

9. В соответствии с Критериями-I «в случае присутствия в составе отхода органических или биогенных веществ, проводится тест на устойчивость к биодеградации для решения вопроса о возможности отнесения отхода к классу меньшей опасности» [5]. Под устойчивостью к биодеградации понимают «способность отхода или отдельных его компонентов подвергаться разложению под действием микроорганизмов» [5]. В Критериях-II условия уменьшения класса опасности отходов не предусмотрены.

Заключение

Общая структура образования отходов по классам опасности в последние годы изменялась незначительно (табл. 3): подавляющая часть отходов приходится на практически неопасные (V класс).

Таблица 3

Структура образования отходов в России по классам опасности (масс. %) [1 – 3, 9]

Класс опасности отходов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

I

0,003

0,004

0,003

0,001

0,001

0,001

0,002

II

0,020

0,019

0,015

0,009

0,007

0,006

0,005

III

0,322

0,446

0,367

0,232

0,371

0,381

0,426

IV

3,675

2,592

2,407

2,020

1,885

2,017

1,743

V

95,98

96,94

97,21

97,74

97,74

97,59

97,82

98,19

Поскольку сведения об образовании опасных отходов (отходов, отнесённых к I – IV классам опасности) в 2016 г. ещё не опубликованы, в настоящее время не представляется возможным выполнить анализ влияния изменений, внесённых с 11.01.2016 г. в критерии отнесения отходов к конкретному классу опасности, на структуру отходов.