Отвечая на вызовы ХХI века, необходимо осмыслить исторический опыт, извлечь уроки из прошлого во избежание повтора ошибок. Для успешного развития социума существует необходимость проведения анализа его истоков. Многие известные социологи, такие как Г.В. Осипов [9], отмечали, что начало многих современных проблем российского общества восходит к периоду 1990-х годов. Именно в вышеназванный период сложилось современное российское общество.
Целью данной статьи является анализ изображения социальных проблем эпохи 1990-х гг. на примере романов известного писателя Ю.М. Полякова «Замыслил я побег» [10], антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» [8] и книги «Спонтанный драйв», написанной журналистом К.В. Кудряшовым [7].
Научная новизна работы заключается в литературе, на основе которой она была написана. Ее основой выступают художественные произведения писателей, непосредственно живших в данную эпоху и являвшихся свидетелями социокультурных преобразований.
Актуальность статьи заключается в показе социальной проблематики вышеназванных книг, подчеркивании гуманитарной направленности данных произведений, торжестве общечеловеческих ценностей в современной российской литературе [5, с. 192].
Исследование проведено на стыке социологии и культурологии, что отвечает современным тенденциям развития отечественной историографии. Такой междисциплинарный подход дал возможность автору изучить комплекс проблем, связанных с эпохой 1990-х.
В работе не ставится задача изучения эпохи 1990-х в целом. В ней была поставлена и решалась более скромная, но весьма актуальная задача: показать, как данная эпоха отражена в трех конкретных романах. Если в романе Ю.М. Полякова 1990-е показаны при помощи «семейного романа», что позволяет осветить данный временной период через проблемы нескольких поколений семьи, то в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» и романе «Спонтанный драйв» показана трагедия поколения, чья юность пришлась на «лихие 1990-е».
Анализируя вышеназванные произведения, необходимо отметить, что в романе Ю.М. Полякова, как представителя старшего поколения, больше внимания уделено периоду жизни героев в СССР, а в двух других – непосредственно в 1990-е. Герой романа Ю.М. Полякова «Замыслил я побег» Олег Трудович Башмаков в СССР был и комсомольским деятелем, и работал в НИИ, который развалился вместе с СССР. Главный герой начал работать в крупном банке, ремонтируя банкоматы, что для бывшего советского ученого не составило большого труда. То есть, как отмечали в статьях, в вышеназванном романе показан как бы вертикальный срез общества, а в двух остальных – горизонтальный. Второстепенные персонажи представляют тоже все слои общества: эмигрант Лабинзон [6, с. 154], ярый оппозиционер трагический Каракозин, олигарх Аварцев и др. Есть в романе и представители молодежи: дочь Башмакова Даша, «рублевская молодежь» Вета.
Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» [1, с. 37] написана писательницей на высокопрофессиональном уровне. При всем этом, роман отличается напряженной фабулой, занимательным сюжетом и тонким юмором. В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» точно описаны реалии 80-90-х годов, в которых проходило становление характеров героев, есть отзвуки афганской, чеченских войн, показаны события 1991 и 1993 годов. Один из героев антиутопии, Никита Флеров, предотвращает взрыв дома – в романе имеется намёк на теракты на улице Гурьянова и на Каширке в Москве, в 1999 году – но у мальчишки в руках бомба с часовым механизмом и выбор: бросить её в дом с мирно спящими людьми или в безлюдный храм. Подросток выбирает последнее.
В романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательницей показан практически весь комплекс проблем молодёжи: взаимоотношения между подростками – героям 15-16 лет, – отношения с родителями, школой, первые влюблённости, поиск своего места в жизни. Уделено место изображению молодёжных субкультур: готов, байкеров, зацеперов, экстримальщиков, «хакеров», и даже скинхедов.
Роман «Спонтанный драйв» Кудряшова гармонично дополняет предыдущий: здесь нашли отражение субкультуры, не описанные в вышеназванной антиутопии, например, дан более глубокий анализ музыкальных субкультур.
Таким образом, стоит отметить необходимость знакомства со всеми тремя произведениями для освещения полной картины «лихих 1990-х» и понять, что социальные проблемы [12], затронутые в них остались такими, какими были во все времена. Это и противостояние различных слоев общества, доходящее до открытых конфликтов, межличностные отношения в социуме, социодемографические проблемы, социокультурные [3, с. 146] и т.д.
Необходимо отметить, что знакомство с художественными произведениями дает более яркую, но в то же время субъективную картину социума, в отличие от, например, статистики [4, с. 39].
В начале третьего тысячелетия Россия столкнулась с целым комплексом социальных проблем, связанных с крушением СССР и трудностями становления новой государственности. Истоки всех противоречий лежат в распаде СССР и создании Российской Федерации, как его преемницы. Необходимо особо отметить, что выросло уже целое поколение тех, кто родился в СНГ, то есть после распада СССР. Автором данной статьи в ноябре 2015 года проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие респонденты, как первой, так и второй возрастных групп, то есть рожденные в СССР и рожденные после. По профессиональным категориям их можно разделить соответственно на «поколение преподавателей» [11] и «поколение студентов». Все опрошенные читали три вышеназванных художественных произведения и выразили свое отношение к ним, в целом, позитивное. Результаты опросов будут опубликованы в последующих статьях.
Подводя итоги, необходимо обозначить авторскую точку зрения. Автору статьи, как представителю современного студенчества, ближе и интереснее знакомиться с эпохой 1990-х через призму таких замечательных романов, как антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» и «Спонтанный драйв», где речь идет преимущественно о молодежи. Эти произведения должен прочитать каждый.