Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GAMING ACTIVITIES FORMATION OF EARLY-AGED CHILDREN WITH DEVIATIONS IN SPEECH DEVELOPMENT

Barash E.L. 1
1 The South Ural State University of Humanities and Education
2453 KB
The article contains the following terms: «gaming activities», «deviations in speech acquisition», «corrective-preventive effect». At the ascertaining stage the author analyzes the speech development indicators and gaming activities formation in children from experimental and control groups. At the forming stage we created individual corrective-preventive routes and lesson plans for gaming activities development of the part of children from experimental group. We created recommendations for parents and kindergarteners too. At the control stage author compared indicators of two groups of children with deviations in speech development. He chose diagnostic tasks and he assessed an efficacy of method. According to the author, directional gaming activities formation has a positive influence on a speech development of early-aged children with deviations in speech acquisition.
procedural gaming activities
gaming activities
early age
deviations in speech acquisition
corrective-preventive effect

Игровые действия являются эффективным средством формирования личности ребенка раннего возраста.

Центральная нервная система ребенка пластична, и при создании необходимых условий многие нарушенные функции возможно восстановить. Но после трех лет осуществимо только корригирование, что ощутимо медленнее приближает нарушенные функции к норме. Принципиальное значение приобретают ранняя диагностика и комплексная коррекция различных аномалий развития речи. Мы видим большой потенциал в формировании игровых действий для того чтобы достичь более высокого уровня общего развития детей и, в частности, уровня речевого развития.

Цель статьи: подчеркнуть значимость игровых действий для речевого развития детей раннего возраста (третьего года жизни) с отклонениями в овладении речью.

В нашем исследовании под игровыми действиями понимаются действия со значением, свободные от операционально-технической стороны и имеющие изобразительный характер [4, с. 42].

Процессуальные игровые действия – это многократное воспроизведение процессуальной стороны деятельности взрослых, при этом результат является воображаемым [5, с. 61].

Отклонения в овладении речью (отклонения речевого развития) – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и / или неадекватностью естественной речевой среды [5, с. 14].

Коррекционно-предупредительное воздействие – это направленный процесс коррекции психоречевого развития ребенка раннего возраста с целью формирования его коммуникативных взаимоотношений в ближайшем социальном окружении [7, с. 84].

Обследование проводилось в 3 этапа.

Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования была выбрана методика обследования «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка», предложенная Е.В. Шереметьевой [5; 6]. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 307 города Челябинска.

Параметры обследования игровых действий следующие:

1) действия с игрушками;

2) подражательные действия;

3) сюжетно-отобразительная игра.

По результатам исследования были выделены экспериментальная и контрольная группы детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью. Мы определили уровень сформированности и специфические особенности игровых действий, а также тип речевого развития детей обеих групп. Было выявлено, что:

1) у шести воспитанников – нерезко выраженные отклонения в овладении речью, у двоих – обратимая задержка речевого развития и у четырех детей – норма речевого развития;

2) у первой половины экспериментальной группы сюжетно-отобразительная игра отсутствовала; у второй половины – носила невыраженный сюжетный характер.

Формирующий эксперимент проводился в 2 этапа.

На I этапе мы составили индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут развития игровых действий для каждого ребенка с отклонениями в овладении речью.

На II этапе мы разрабатывали планы занятий, индивидуальные рекомендации для родителей и воспитателей.

Коррекционно-предупредительное воздействие было основано на отборе, комбинировании и адаптации игровых заданий и упражнений с использованием следующих методик:

1. «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка» [5];

2. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» [1];

3. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» [3];

4. «Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет» [2].

В рамках коррекционно-предупредительного воздействия мы учили детей действиям с игрушками, обучали подражательным действиям и формировали у них предпосылки к становлению полноценной сюжетно-отобразительной игры.

В качестве примера приведем индивидуальный маршрут коррекционно-предупредительного воздействия для Вали С.

Индивидуальный
коррекционно-предупредительный маршрут формирования
игровых действий Вали С

В качестве основной формы работы по развитию игровых действий Вали С. была выбрана индивидуальная форма проведения занятий.

Цель направленного формирования игровых действий: обучить выполнению соотносящих действий и действий по подражанию; сформировать умения выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Приведем перечень обучающих игр-заданий, подобранных для Вали С.:

1. «Возьми игрушку»;

2. «Покорми, напои куклу»;

3. «Уложи куклу спать»;

4. «Вместе играем»;

5. «Угости кукол чаем»;

6. «Позвони по телефону»;

7. «Приведи куклу в порядок»;

8. «Цветные кубики»;

9. «Разбери и сложи матрешку»;

10. «Разбери и сложи пирамидки»;

11. «Найди парные картинки»;

12. «Поиграй с цветными кубиками».

В течение каждого учебного дня ребенку нужно было выполнить 4-5 игровых упражнений. Приведем примерное планирование содержания занятий с учетом пятидневной рабочей недели детского сада, выполненное в форме таблицы.

Планирование учебных занятий с Валей С.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. «Возьми игрушку»

1. «Возьми игрушку»

1. «Покорми, напои куклу»

1. «Разбери и сложи матрешку»

1. «Разбери и сложи матрешку»

2. «Покорми, напои куклу»

2. «Покорми, напои куклу»

2. «Угости кукол чаем»

2. «Разбери и сложи пирамидки»

2. «Разбери и сложи пирамидки»

3. «Угости кукол чаем»

3. «Приведи куклу в порядок»

3. «Приведи куклу в порядок»

3. «Цветные кубики»

3. «Поиграй с цветными кубиками»

4. «Уложи куклу спать»

4. «Позвони по телефону»

4. «Уложи куклу спать»

4. «Поиграй с цветными кубиками»

4. «Позвони по телефону»

5. «Найди парные картинки»

5. «Цветные кубики»

5. «Цветные кубики»

5. «Найди парные картинки»

5. «Вместе играем»

В рамках контрольного этапа исследования мы разделили детей с отклонениями в овладении речью, ранее входивших в экспериментальную группу (ЭГ-1) констатирующего этапа исследования, на две равные группы: экспериментальную группу (ЭГ-2) и контрольную группу (КГ-2). Таким образом, каждая группа состояла из 4-х воспитанников. Мы сравнили показатели этих групп, подобрав диагностические задания по параметрам игровых действий и оценив эффективность выбранной нами методики.

В качестве примера положительной динамики речевого развития и уровня сформированности игровых действий приведем показатели Вали С.

У Вали С. логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» было заменено на «обратимую задержку речевого развития». Разница между количественным показателем уровня речевого развития ребенка на констатирующем этапе и показателем, полученным в ходе контрольного этапа, составляет 72 балла.

Мы выявили у Вали С. следующие качественные улучшения:

1) активное использование в игре предметов-заменителей;

2) увеличение репертуара игровых замещений;

3) игровые действия стали полностью соответствовать предложенному сюжету;

4) началось активное оречевление игровых действий и их сопровождение постоянными фонациями;

5) появились процессуальная игра с элементами замысла и сюжетно-отобразительная игра;

6) в целом значительно улучшилось речевое развитие ребенка.

Приведем общие результаты нашего исследования:

1. В экспериментальной группе у двоих детей заметно улучшился уровень речевого развития: логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» было заменено на «обратимую задержку речевого развития»; у других двоих детей заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» сохранилось.

В контрольной группе у двоих детей уровень речевого развития также улучшился: логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» сменилось на «обратимую задержку речевого развития»; у других двоих детей сохранилось заключение «обратимая задержка речевого развития».

2. У двоих детей отрицательные количественные показатели состояния игровых действий изменились на положительные; у других двоих детей положительные значения данного параметра увеличились; у четырех детей – остались на прежнем уровне.

3. У пяти детей отрицательные количественные показатели оречевления игровых действий изменились на положительные; у двоих – значения данного параметра возросли; у одного ребенка показатели остались на прежнем уровне.

4. У большинства детей увеличился репертуар игровых замещений, началось активное оречевление игровых действий и их сопровождение постоянными фонациями; появилось заметное желание взаимодействовать со сверстником, совершать с ним совместные действия.

5. У троих детей было отмечено появление процессуальной игры с элементами замысла, и их игровые действия стали полностью соответствовать предложенному сюжету.

6. У 7-ми детей в целом улучшилось речевое развитие.

7. Отметим возрастание общего уровня и специфики игровых действий у детей экспериментальной группы.

8. Такая индивидуализация формирования игровых действий является эффективной, так как наблюдается заметное возрастание уровня развития и оречевления игровых действий.

Таким образом, мы видим, что направленное формирование игровых действий оказывает положительное влияние на речевое развитие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.