Игровые действия являются эффективным средством формирования личности ребенка раннего возраста.
Центральная нервная система ребенка пластична, и при создании необходимых условий многие нарушенные функции возможно восстановить. Но после трех лет осуществимо только корригирование, что ощутимо медленнее приближает нарушенные функции к норме. Принципиальное значение приобретают ранняя диагностика и комплексная коррекция различных аномалий развития речи. Мы видим большой потенциал в формировании игровых действий для того чтобы достичь более высокого уровня общего развития детей и, в частности, уровня речевого развития.
Цель статьи: подчеркнуть значимость игровых действий для речевого развития детей раннего возраста (третьего года жизни) с отклонениями в овладении речью.
В нашем исследовании под игровыми действиями понимаются действия со значением, свободные от операционально-технической стороны и имеющие изобразительный характер [4, с. 42].
Процессуальные игровые действия – это многократное воспроизведение процессуальной стороны деятельности взрослых, при этом результат является воображаемым [5, с. 61].
Отклонения в овладении речью (отклонения речевого развития) – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и / или неадекватностью естественной речевой среды [5, с. 14].
Коррекционно-предупредительное воздействие – это направленный процесс коррекции психоречевого развития ребенка раннего возраста с целью формирования его коммуникативных взаимоотношений в ближайшем социальном окружении [7, с. 84].
Обследование проводилось в 3 этапа.
Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования была выбрана методика обследования «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка», предложенная Е.В. Шереметьевой [5; 6]. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 307 города Челябинска.
Параметры обследования игровых действий следующие:
1) действия с игрушками;
2) подражательные действия;
3) сюжетно-отобразительная игра.
По результатам исследования были выделены экспериментальная и контрольная группы детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью. Мы определили уровень сформированности и специфические особенности игровых действий, а также тип речевого развития детей обеих групп. Было выявлено, что:
1) у шести воспитанников – нерезко выраженные отклонения в овладении речью, у двоих – обратимая задержка речевого развития и у четырех детей – норма речевого развития;
2) у первой половины экспериментальной группы сюжетно-отобразительная игра отсутствовала; у второй половины – носила невыраженный сюжетный характер.
Формирующий эксперимент проводился в 2 этапа.
На I этапе мы составили индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут развития игровых действий для каждого ребенка с отклонениями в овладении речью.
На II этапе мы разрабатывали планы занятий, индивидуальные рекомендации для родителей и воспитателей.
Коррекционно-предупредительное воздействие было основано на отборе, комбинировании и адаптации игровых заданий и упражнений с использованием следующих методик:
1. «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка» [5];
2. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» [1];
3. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» [3];
4. «Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет» [2].
В рамках коррекционно-предупредительного воздействия мы учили детей действиям с игрушками, обучали подражательным действиям и формировали у них предпосылки к становлению полноценной сюжетно-отобразительной игры.
В качестве примера приведем индивидуальный маршрут коррекционно-предупредительного воздействия для Вали С.
Индивидуальный
коррекционно-предупредительный маршрут формирования
игровых действий Вали С
В качестве основной формы работы по развитию игровых действий Вали С. была выбрана индивидуальная форма проведения занятий.
Цель направленного формирования игровых действий: обучить выполнению соотносящих действий и действий по подражанию; сформировать умения выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
Приведем перечень обучающих игр-заданий, подобранных для Вали С.:
1. «Возьми игрушку»;
2. «Покорми, напои куклу»;
3. «Уложи куклу спать»;
4. «Вместе играем»;
5. «Угости кукол чаем»;
6. «Позвони по телефону»;
7. «Приведи куклу в порядок»;
8. «Цветные кубики»;
9. «Разбери и сложи матрешку»;
10. «Разбери и сложи пирамидки»;
11. «Найди парные картинки»;
12. «Поиграй с цветными кубиками».
В течение каждого учебного дня ребенку нужно было выполнить 4-5 игровых упражнений. Приведем примерное планирование содержания занятий с учетом пятидневной рабочей недели детского сада, выполненное в форме таблицы.
Планирование учебных занятий с Валей С.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1. «Возьми игрушку» |
1. «Возьми игрушку» |
1. «Покорми, напои куклу» |
1. «Разбери и сложи матрешку» |
1. «Разбери и сложи матрешку» |
2. «Покорми, напои куклу» |
2. «Покорми, напои куклу» |
2. «Угости кукол чаем» |
2. «Разбери и сложи пирамидки» |
2. «Разбери и сложи пирамидки» |
3. «Угости кукол чаем» |
3. «Приведи куклу в порядок» |
3. «Приведи куклу в порядок» |
3. «Цветные кубики» |
3. «Поиграй с цветными кубиками» |
4. «Уложи куклу спать» |
4. «Позвони по телефону» |
4. «Уложи куклу спать» |
4. «Поиграй с цветными кубиками» |
4. «Позвони по телефону» |
5. «Найди парные картинки» |
5. «Цветные кубики» |
5. «Цветные кубики» |
5. «Найди парные картинки» |
5. «Вместе играем» |
В рамках контрольного этапа исследования мы разделили детей с отклонениями в овладении речью, ранее входивших в экспериментальную группу (ЭГ-1) констатирующего этапа исследования, на две равные группы: экспериментальную группу (ЭГ-2) и контрольную группу (КГ-2). Таким образом, каждая группа состояла из 4-х воспитанников. Мы сравнили показатели этих групп, подобрав диагностические задания по параметрам игровых действий и оценив эффективность выбранной нами методики.
В качестве примера положительной динамики речевого развития и уровня сформированности игровых действий приведем показатели Вали С.
У Вали С. логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» было заменено на «обратимую задержку речевого развития». Разница между количественным показателем уровня речевого развития ребенка на констатирующем этапе и показателем, полученным в ходе контрольного этапа, составляет 72 балла.
Мы выявили у Вали С. следующие качественные улучшения:
1) активное использование в игре предметов-заменителей;
2) увеличение репертуара игровых замещений;
3) игровые действия стали полностью соответствовать предложенному сюжету;
4) началось активное оречевление игровых действий и их сопровождение постоянными фонациями;
5) появились процессуальная игра с элементами замысла и сюжетно-отобразительная игра;
6) в целом значительно улучшилось речевое развитие ребенка.
Приведем общие результаты нашего исследования:
1. В экспериментальной группе у двоих детей заметно улучшился уровень речевого развития: логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» было заменено на «обратимую задержку речевого развития»; у других двоих детей заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» сохранилось.
В контрольной группе у двоих детей уровень речевого развития также улучшился: логопедическое заключение «нерезко выраженные отклонения в овладении речью» сменилось на «обратимую задержку речевого развития»; у других двоих детей сохранилось заключение «обратимая задержка речевого развития».
2. У двоих детей отрицательные количественные показатели состояния игровых действий изменились на положительные; у других двоих детей положительные значения данного параметра увеличились; у четырех детей – остались на прежнем уровне.
3. У пяти детей отрицательные количественные показатели оречевления игровых действий изменились на положительные; у двоих – значения данного параметра возросли; у одного ребенка показатели остались на прежнем уровне.
4. У большинства детей увеличился репертуар игровых замещений, началось активное оречевление игровых действий и их сопровождение постоянными фонациями; появилось заметное желание взаимодействовать со сверстником, совершать с ним совместные действия.
5. У троих детей было отмечено появление процессуальной игры с элементами замысла, и их игровые действия стали полностью соответствовать предложенному сюжету.
6. У 7-ми детей в целом улучшилось речевое развитие.
7. Отметим возрастание общего уровня и специфики игровых действий у детей экспериментальной группы.
8. Такая индивидуализация формирования игровых действий является эффективной, так как наблюдается заметное возрастание уровня развития и оречевления игровых действий.
Таким образом, мы видим, что направленное формирование игровых действий оказывает положительное влияние на речевое развитие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.