Трансплантация органов и тканей является в настоящее время одной из актуальных тем дискуссии в междисциплинарном поле медицины, биоэтики и права. Органы и ткани в связи с новейшими достижениями медицины «стали жить» своей жизнью, отличной от их обладателя. Органы и ткани можно извлечь, сохранять длительное время, использовать для трансплантации и иных целей. Эти вопросы также требуют дальнейшего изучения [1,2,5,6].
В октябре 1987 года в Мадриде на 39 Всемирной Медицинской Ассоциации, была принята «Декларация о трансплантации человеческих органов», в которой закреплены принципы поведения врачей, занимающихся пересадкой человеческих органов. В этом документе отмечалось, что состояние здоровья пациента- главная забота врача в любой ситуации.
Этот принцип должен соблюдаться и при проведении всех процедур, связанных с пересадкой органов от одного человека другому. Донор и реципиент являются пациентами, и их права необходимо соблюдать. Необходимо полное всестороннее обсуждение предполагаемых процедур с донором и реципиентом, либо с их родственниками или законными представителями. При этом врач должен соблюсти объективность, сообщить об ожидаемом риске и о возможных альтернативных методах лечения. Подаваемые больному надежды не должны противоречить реалиям. Желание врача послужить интересам науки должно быть вторичным, а интересы пациента – первичными. Необходимо получить информированное, добровольное и осознанное согласие донора и реципиента, а в случаях, когда это невозможно, то от членов их семей или законных представителей. Операции по пересадке органов могут проводиться только в специально оборудованных учреждениях компетентными, специально подготовленными специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом и навыками.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения [4,6].
Органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи, что не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых используются тканевые элементы, а также на донорскую кровь. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей к трансплантации. У живого донора может быть изъят только парный орган или часть органа (ткани), если это не влечет за собой необратимого расстройства здоровья. Согласие донора должно быть добровольным и сознательным; после предварительной, полной информации оно должно быть выраженно письменно. В соответствии с Законом РФ от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» разрешение должен дать сам донор, с которым оформляется письменный договор, при его недееспособности – его опекун (кроме донора крови, где согласие может быть устным). Перед изъятием органов донор должен пройти полное медицинское обследование.
Трансплантация органов и тканей входит в раздел высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается гражданам за счет федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации [3,9]. Из года в год многие правительства в развитых странах пытаются сократить бюджет здравоохранения, и врачи должны справляться с необходимостью обеспечить наилучший уход и необходимость сократить расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь (в т.ч. трансплантацию0 помощь, часто разрываясь между двумя противоположными задачами, и это может вызвать серьезную эмоциональную нагрузку, которая делает работу очень напряженной, способствуя развитию профессионального стресса. Еще одна задача, которая сегодня становится все более трудной, заключается в том, чтобы поговорить с пациентом: длительная последовательность медицинских дел и сенсационность СМИ в отношении медицинской халатности привели к отсутствию доверия между пациентами и врачами, и часто пациенты со страхом подходят к хирургам. Хирурги, в свою очередь, часто оказываются в оборонительной позиции, и это создает еще одну проблему, которую со временем может стать все сложнее преодолеть. Система оказания высокотехнологичной медицинской помощи не достаточно защищена законами. Существует настоятельная необходимость вернуться к Клятве Гиппократа, как к концепции «не навредить», так и к концепции доверия: хирурги должны быть сильными в своих знаниях, как о технических возможностях, так и возможностях лечения и о пределах процедуры.
19 октября 2005 года на своей 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека [4]. Этот документ содержит принципы биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, представлявших все регионы мира, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО:
– Человеческое достоинство и права человека,
– Благо и вред,
– Автономия и индивидуальная ответственность,
– Информированное согласие,
– Признание уязвимости человека и уважение целостности человека,
– Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность,
– Равенство, справедливость и равноправие,
– Недопущение дискриминации и стигматизации,
– Уважение культурного разнообразия и плюрализма,
– Солидарность и сотрудничество,
– Социальная ответственность и здоровье,
– Совместное использование благ,
– Защита будущих поколений,
– Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия.
Равноправие - это важная часть жизни человека в духовном и физическом плане. Важно стремиться к равенству. Все мы равны и должны с уважением относиться друг к другу, но, к сожалению, добиться равноправия в наши дни очень сложно, ведь все заключается в природных различиях людей.
Представляется жить равноправно и поступать справедливо и правильно – не возможно. Порой мы поступаем, несправедливо не задумываясь.
О каком равноправие и справедливости, может идти речь, если люди получив свободу слова, думают что им дозволено оскорблять и унижать других. Что же мешает нам быть чуточку добрее к окружающим, возможность помочь ближнему, представляется каждому человеку, а вот помогать или нет, решает уже каждый лично.
Все мы разные и каждый из нас особенный. Мы имеем разные имена, разный пол и нацию, у нас разные взгляды на жизнь. Но мы живем на одной земле и дышим одним воздухом, все мы разные, но все мы равны.
Современный мир довольно жесток и по своей сущности не справедлив, с самого рождения нас окружает несправедливость, окружающим часто требуется элементарная поддержка и сочувствие. Особенно в ней нуждаются люди с ограниченными возможностями и старики. Несправедливое отношение, касается в первую очередь их.
Принцип справедливости и равноправия должен быть реализован и в вопросах трансплантации, экстраполируя медицинскую проблему в проблемное поле биоэтики[8,10]. Если правовые риски трансплантации активно обсуждаются, то этические являются предметом дискуссии тематических конференций. Так, на международной конференции 21-23 марта 2017 г в г. Лимассол (Кипр) «Биоэтика, медицинская этика и здравоохранительное право», резюмируя доклады своих коллег-соотечественников Malke Borow, Israeli Medical Association, Israel систематизировал и представил в своем выступлении Медико-правовые проблемы МТ (Medico-Legal Dilemmas in Medical Tourism) три основные актуальные в настоящее время для Израиля проблемы этического и правового плана:
Негативные тренды. Так известно, что часто причиной является то, что данный вид медуслуг не легализован в стране пациента (медтуриста), например, трансплантация органов, эвтаназия (он назвал ее ассистируемый суицид), аборт, ЭКО, суррогатное материнство, испытания ЛС, лечение стволовыми клетками и др.
В результате этого возникает противоречие национального законодательства пациентов и законодательства Израиля, и до сих пор нет единого понимания, как решать такие трансакции. Будет ли преследование для пациентов, когда они вернуться в страну, где эти виды помощи являются не законными. Будут ли предприняты какие-то санкции для страны, предоставляющей услуги иностранцу. И какие юридические проблемы могут возникнуть для доктора, который вместе с пациентом пересек границу именно с этой целью – проведения нелегальной в его стране процедуры.
Таким образом, проблема трансплантация открыта для обсуждения в проблемном поле биоэтики.