В настоящее время с развитием рыночных отношений сформировались новейшие комплексные отрасли права, а также отрасли, вызванные развитием научно-технологического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие. Цель такой специализации и выделение самостоятельной отрасли права – наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере деятельности [10]. Кроме того, развитие медицинской науки и практики клинических исследований инициирует целый комплекс проблем, требующих решения и регулирования посредством правовых норм [2,8]. В частности требует дальнейшего развития и совершенствования нормативная база в области трансплантологии и донорства тканей и органов [6]. Еще более сложной представляется проблема клонирования человека [1,7]. Возникает комплекс проблем с установлением отцовства (материнства), имущественных прав клонированных людей. По-прежнему неоднозначно отношение к эвтаназии. Эти и другие проблемы предстоит решать законодателю для соблюдения основного принципа правового общества - приоритета прав и свобод человека [4,9].
Проведение экспериментов и клинических испытаний - это матрица медицинского прогресса, в которой медико-биологическое научное сообщество строит благосостояние людей по критериям биологических аспектов. После трагического затмения разума, проявленного в нацистских лагерях смерти в осуществлении лживых научных экспериментов и чудовищных методов лечения во имя аберрантных целей превосходства расы, оно постепенно укоренилось в сознании всех нас, что легитимность экспериментов закреплена в уважении фундаментальных ценностей жизни, физической и психологической целостности, достоинства, свободы, личной автономии.
Тем не менее, исследования порождают конфликты между правами человека с одной стороны, и с другой стороны - необходимостью научного исследования; интересами общества приобретать все более высокий уровень защиты здоровья и экономическими выгодами для тех, кто продвигает науку(до такой степени, что он может Что больше не существует «невинной» науки).
Эти конфликты могут привести к напряженности, так что общество должно предоставлять гарантии и ограничивать пределы в рамках необходимости регулировать эксперименты, этически даже больше, чем в юридическом смысле[5,8].
Квалифицированная научная литература, несколько авторитетных рекомендаций, деклараций и международных этических принципов, существенное единообразие принципов, выраженных в кодексах поведения и документах, а также конкретные положения в отдельных странах создали прочную сеть этических, деонтологических и юридических приобретений, которые в целом определяют принципы законности, которые подтверждают целесообразность экспериментальных процедур. Эти темы остаются основным интересом Комитетов по этике, основной целью которых является защита прав, безопасности и благополучия людей, участвующих в судебных процессах.
Сегодня, в рамках этического внимания, которое общество должно платить за клинические испытания, парадоксально, что в Европе возникает новая важная этическая проблема - угроза отмены тех же комитетов по периферийной этике, которые все будут заменены одним - Национальной комиссии по этике, поскольку некоторые из них хотели бы реализоватся в соответствии с их тайным толкованием положений Европейского регламента. По мнению профессора Claudio Buccelli (Professor of Forensic Medicine, Department of Advanced Biomedical Sciences. University of Naples Federico II, Italy ), заявленная цель этого проекта заключается в упрощении процедур и сокращении времени утверждения протоколов, но было бы серьезно и необратимо недальновидным не учитывать, что таким образом функциональная замена деятельности многочисленных комитетов по этике посредством одной подобной структуры приведет к краху гарантий защиты прав людей, участвующих в клинических испытаниях. Начиная с Нюрнбергского кодекса, международное сообщество развивается и постепенно внедряется в систему клинических испытаний через конкретные сети по стандартам, которыми всегда предусматривается и усиливается вмешательство комитетов по этике[3].
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. содержит 15 принципов биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО:
– Человеческое достоинство и права человека,
– Благо и вред,
– Автономия и индивидуальная ответственность,
– Информированное согласие,
– Признание уязвимости человека и уважение целостности человека,
– Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность,
– Равенство, справедливость и равноправие,
– Недопущение дискриминации и стигматизации,
– Уважение культурного разнообразия и плюрализма,
– Солидарность и сотрудничество,
– Социальная ответственность и здоровье,
– Совместное использование благ,
– Защита будущих поколений,
– Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия.
Появление новой отрасли гражданского права - медицинского права является ответом на происходящие изменения в сфере здоровья граждан и здравоохранения, количественные и качественные изменения Российском законодательстве, обусловленные имплементацией многих норм международного права. Цель такой специализации и выделение самостоятельной отрасли права – наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере деятельности и отразить их качественное состояние.