В последние два десятилетия медицина стала мишенью нового давления, обусловленного развивающимся и постоянно меняющимся обществом, в котором мы живем, и иногда это давление связано с очень сложными этическими выборами. В частности, сосудистая хирургия была буквально затоплена новыми устройствами и сотнями новых методов лечения этих пациентов, которые до нескольких лет назад не могли лечиться, если бы не только с помощью медицинской терапии.
Разумеется, все эти новые устройства и методы были изучены и разработаны под строгим руководством по использованию и обычно выпускаются для использования в очень точных группах целевых пациентов. Однако, к сожалению, все эти устройства имеют высокую экономическую стоимость, и хирурги часто подвергаются давлению, чтобы использовать их у производителей: нет даже неслыханных даже специалистов по сосудистым веществам, которые ограничивают показания до предела, рассматривая пациента, который едва попадает внутрь целевой группы для данного устройства, часто потому, что чем больше устройство использует хирург, тем больше преимуществ, по крайней мере, с точки зрения славы, он или она может получить от компаний. В некоторых странах использование таких устройств, как стенты и эндопротез, может быть даже сделано в качестве амбулаторной процедуры, что значительно снижает затраты.
Это, конечно, создает этическую проблему, и даже если большинство дел все еще выполняется внутри системы здравоохранения, этические дилеммы, которые возникают в этих процедурах, включают как опытных, так и менее опытных хирургов. По мнению профессора Domenico Palombo (Past President of the European Society for Cardiovascular and Endovascular Surgery, Director of International Research Office for Ethics in Medical Technologies and Operation Choices of the European Centre for Bioethics and Quality of Life) это замкнутый круг, потому что в настоящее время компании могут побуждать хирургов использовать свои продукты (устройства и лекарства), предлагая им конгрессы и финансирование исследований, а также возможность быть опубликована. Фактически, учитывая нынешний мировой экономический кризис, все меньше и меньше государственного финансирования доступно для исследовательских целей, и в этой области компании приходят на помощь, но только для тех хирургов, которые используют свои устройства и лекарства в большом количестве.
Хирург, который хочет разработать исследовательский проект, может столкнуться с неприятным выбором либо попросить финансирование у государства (университета) организации, в котором он работает, и, может быть, ждет несколько лет, в то время как пациенты, которые могут извлечь пользу из исследования, умирают, или попросить у компании финансировать, тогда подвергая себя риску возможного давления. Поэтому сегодня врачи, испытывают реальное экономическое давление со стороны фармацевтических компаний, что обуславливает большой стресс в повседневной работе. Другое экономическое давление, если оно противоположно, - это давление со стороны систем здравоохранения и организаций на снижение издержек и экономию денег, а также из-за нынешнего экономического кризиса и из-за растущего распространения мнения о том, что медицина должна быть бизнесом.
Согласно ст.2, п.4 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.) «медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение» [1]. Медицинская услуга как разновидность профессиональной услуги при медицинской помощи требует от исполнителя специальных знаний и квалификации, которые подтверждаются лицензией и сертификатом. Ориентирована медицинская услуга на особое благо – здоровье [5, 8].
Медицинские услуги можно разделить на платные и бесплатные, т.е. оказываемые в рамках договора обязательного или добровольного медицинского страхования; основные, специфические и дополнительные.
К основным услугам относятся медицинские услуги непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи; профилактикой, диагностикой, лечением, реабилитацией и др. Специфические медицинские услуги могут быть связаны с оказанием медицинской помощи, но не влияют на лечебный процесс, применив метод лапароскопии.
Услуги пациентам, выполняемые медицинскими учреждениями в процессе оказания медицинской помощи, но не являющиеся ее элементами, относятся к дополнительным услугам медицинского сервиса, услуги по сохранности вещей, ценностей, предоставление отдельной палаты с удобствами, присутствие мужа в родильном отделении при рождении своего ребенка и т.д.
Теперь следует определить объект ВРТ. Документ, который должен служить опорной базой - это Приказ Минздрава РФ «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» Он определяет вспомогательные репродуктивные технологии как методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов, осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой мужа (донора) [3, 7, 8].
Объектом ВРТ будет являться тот или иной метод терапии бесплодия. Медицинская помощь больным, нуждающимся в экстракорпоральном оплодотворении, культивировании и внутриматочном введении эмбриона при бесплодии трубного происхождения относится, во-первых, к разряду высокотехнологичной помощи, во-вторых, является сложной комплексной медицинской услугой [2, 4]. 19 октября 2005 года на своей 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. Этот документ содержит принципы биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, представлявших все регионы мира, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО:
– Человеческое достоинство и права человека,
– Благо и вред,
– Автономия и индивидуальная ответственность,
– Информированное согласие,
– Признание уязвимости человека и уважение целостности человека,
– Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность,
– Равенство, справедливость и равноправие,
– Недопущение дискриминации и стигматизации,
– Уважение культурного разнообразия и плюрализма,
– Солидарность и сотрудничество,
– Социальная ответственность и здоровье,
– Совместное использование благ,
– Защита будущих поколений,
– Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия.
В наши дни очень сложно добиться равенства, равноправия и справедливости. Ведь у каждого человека своё мнение, своя точка зрения на происходящее и оно может меняться в зависимости от разных факторов. Все эти понятия являются важными составляющими в жизни людей, как в физическом, так и в духовном плане. Лев Николаевич Толстой утверждал, что «Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение», но, к сожалению, не все это понимают.
Всегда было интересно знать, что для людей означает понятие справедливость, и откуда оно вытекает. Может быть складывается на базе семейных ценностей, воспитания, общественных норм и этики? Как его внутреннее «Я» определяет, насколько справедливы к нему и насколько он справедлив по отношению к другим? В обычном состоянии мы не задумываемся над своими поступками, которые совершаем, делаем так, как считаем нужным. А это своего рода эгоизм.
Каждый человек думает в первую очередь о себе, о своём мире и благополучии. Например, на земле живёт очень много людей с ограниченными возможностями. И для них необходимы определённые условия. Так, в любом здании по регламенту должны устанавливаться пандусы, которые смогут облегчить жизнь таким людям. Но соблюдают это не все. Многие не считаются с мнениями людей с ограниченными возможностями. И лично для меня это непонятно. Ведь они такие, же как и мы, имеют те же права, обязанности, своё мнение. Просто если начать задумываться о том, какие люди стали жестокие, то становится очень грустно и обидно.
Состав сложных и комплексных медицинских услуг сформирован таким образом, чтобы обеспечить объем и качество медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий. Согласно договору на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) медицинское учреждение обязано предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества. Однако в соответствии с Программой государственных гарантий предусматривается предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов Российской Федерации. Медицинская деятельность давно требует самостоятельного отраслевого регулирования. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины и здравоохранения нуждаются в уточнении, конкретизации [6, 9, 10].