Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF THE DOCTOR: ETHICAL RISKS OF INSURANCEINSURANCE

Abros’kina E.Yu. 1 Zot’eva Yu.A. 1
1 Volgograd State Medical University
The article discusses the problem of changes in national legislation in the field of health - introduces the concept of civil responsibility of the doctor. The need to introduce this novel is due to many factors, among which: legal gaps in the provision of medical services, the lack of knowledge of the population about their civil rights, patients’ rights, the lack of responsibility for their own health, the absence of standards of medical records, taking into account the legal aspects of medical services, forced understatement medical aid volumes as a result of the funding gap in the compulsory health insurance failure to comply with the rules of medical ethics, a causal relationship between the actions of the executive and of the consequences, harmful to health. These risk factors are unavoidable when proof of circumstances lead to a civil liability of medical worker. Ethical aspects are considered in the context of the implementation of the fifteen principles of bioethics concluded in the “Universal Declaration on Bioethics and Human Rights”, adopted on October 19, 2005 at the 33rd session of the General Conference of UNESCO.
bioethics
civil responsibility of the doctor
doctors rights
medical care
legal conflicts

Введение понятия гражданско-правовой ответственности врача активно обсуждается средствами масс медиа и специалистами в области медицины и права [1,2]. Необходимость введения данной новеллы обусловлена многочисленными факторами, основными среди которых современные исследователи в междисциплинарном поле медицины, юриспруденции и социологии выделяют:

– правовые пробелы в сфере оказания медицинских услуг [7, 4],

– отсутствие должной правовой подготовки медицинского персонала [2],

– отсутствие знаний у населения об их гражданских правах, правах пациента [9],

– отсутствие ответственности за собственное здоровье,

– отсутствие стандартов ведения медицинской документации с учётом правовых аспектов оказания медицинских услуг [8],

– несоблюдение норм медицинской этики [6,10],

Перечисленные факторы риска неизбежно при доказанности обстоятельств приводят к гражданско-правовой ответственности медицинского работника [3].

При случайном причинении вреда для осуждения поведения нарушителя нет оснований, поэтому речь здесь должна идти не об ответственности, а об «особых правовых формах распределения случайных убытков, то есть о мерах защиты субъективных прав потерпевшего». Если врач действовал в соответствии с профессиональными обязанностями, применяя допустимые меры, объективно способствующие лечению и соответствующие уровню практики и науки, то в таких случаях ни врач, ни медицинское учреждение, в котором он работает, не отвечает «за неудачный исход операции и даже смерть. Действия врача, допустившего ошибку в постановке диагноза, при лечении из-за несовершенства медицинской науки или скрытых индивидуальных особенностей организма, нельзя считать неправомерными».

В настоящее время какого-либо законодательного закрепления института страхования профессиональной ответственности медицинских работников не имеется, за исключением ч.1.п.7 статьи 72 «Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования» Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323 ФЗ oт 2011 г.), где закреплено право медицинских работников «на страхование риска своей профессиональной ответственности». Тем не менее, настоятельная потребность применения данного института на практике существенно назрела и является насущной и злободневной для любого активно функционирующего на рынке соответствующих услуг медицинского учреждения или частнопрактикующего врача [5,7].

19 октября 2005 года на своей 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека [4]. Этот документ содержит принципы биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, представлявших все регионы мира, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО:

– Человеческое достоинство и права человека,

– Благо и вред,

– Автономия и индивидуальная ответственность,

– Информированное согласие,

– Признание уязвимости человека и уважение целостности человека,

– Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность,

– Равенство, справедливость и равноправие,

– Недопущение дискриминации и стигматизации,

– Уважение культурного разнообразия и плюрализма,

– Солидарность и сотрудничество,

– Социальная ответственность и здоровье,

– Совместное использование благ,

– Защита будущих поколений,

Во все времена перед людьми стоял вопрос: Каковы истинные равенство, равноправие и справедливость и чем они представлены?

Вопрос о равенстве возник из-за расслоения общества в доступе к таким благам как деньги, власть, престиж и тд. Весь этот процесс мы можем назвать «неравенством». Люди всегда будут не равны в каких-либо отношениях, даже только потому , какие у человека способности, качества , кем являются его родители и тд. Но раз уж так всё устроено, то в чем же существует равенство?

Равенство существует в законе. При соблюдении всеми гражданами законов создаются равные возможности всех социальных групп в получении каких-либо благ.

Например: в нашем обществе люди разного социального положения имеют равные возможности при поступлении на обучение.

Что же можно сказать о равноправии? На мой взгляд, равноправие неразрывно связано с равенством, можно даже сказать, что эти понятия в каком-то отношении одинаковы. Равноправие — равное положение, равенство . В качестве примера можно представить, что люди с ограниченными возможностями имеют аналогичные права с полноценными в физическом отношении людьми. В наше время , так же можно сказать ,что мужчины и женщины равноправны между собой. В общем смысле слова, равноправие представляет собой наличие у всех одних и тех же прав ,независимо от пола ,национальности, социального положения и других факторов.

Что же такое справедливость? Это одна из ценностей, которую люди считают важной составляющей между отношениями друг друга. Вопрос о справедливости возникает под столкновением желаний, интересов и обязанностей людей. Достижение справедливости возможно при равном распределении выгод и тягот совместной жизни людей в обществе.

Разумеется, все эти три понятия трудно безукоризненно применить к какому-либо государству в наши дни. Но общество стремится к этому , и надеется на установление порядка во всех сферах своей жизни.

Свобода является отправной точкой для существования журналистики. Все важные международные учреждения, организации, конвенции, такие как Организация Объединенных Наций, Европейская комиссия и Всеобщая декларация прав человека, согласны с тем, что свобода средств массовой информации и журналистское выражение должны быть сбалансированы законами. Это стало возможным благодаря явному или неявному существованию противоположных интересов между средствами массовой информации и государственным правительством. Из-за этих разных интересов, а также необходимости развивать коллективные отношения в цивилизованном мире неизбежна необходимость обеспечения безопасности и равной защиты обеих сторон. Противоположные интересы - это самая большая проблема свободного общества, которая открывает множество дилемм в декларации профессиональной журналистской работы, в связи с чем потребность в этических стандартах.

Этические проблемы являются предметом дискуссии тематических конференции.В частности, на международной конференции 21-23 марта 2017 г в г. Лимассол (Кипр) «Биоэтика, медицинская этика и здравоохранительное право», с своем докладе по проблемам медицинского туризма (Medico-Legal Dilemmas in Medical Tourism) Malke Borow (Israeli Medical Association)подчеркнул 3 негативных тренда:

1. Часто причиной медицинского туризма является то, что данный вид медуслуг не легализован в стране пациента, например, эвтаназия (он назвал ее ассистируемый суицид), аборт, ЭКО, суррогатное материнство, испытания ЛС, лечение стволовыми клетками и др.

2. В результате этого возникает противоречие национального законодательства пациентов и законодательства Израиля, и до сих пор нет единого понимания, как решать такие трансакции. Будут ли предприняты какие-то санкции для страны, предоставляющей услуги иностранцу. И какие юридические проблемы могут возникнуть для доктора, который вместе с пациентом пересек границу именно с этой целью – проведения нелегальной в его стране процедуры.

3. Какое влияние на развитие МТ оказывает тот факт, что более дешевое лечение в данной стране является основной причиной МТ? Возможно, необходимо на государственном уровне принимать меры для повышения оплаты труда медперсонала, чтобы они не ехали как в другую страну с более высокой оплатой этого вида медицинских услуг. Возможно, принятие общих стандартов по оплате определенных видов медицинских услуг или вести запрет на профессиональную деятельность одновременно в разных странах.

Для урегулирования этих процессов и их систематизации Министерством здравоохранения Израиля в июле 2016 г предложен законопроект.

Национальное гражданское законодательство на современном этапе не может обойтись без установления в известных пределах мер защиты без вины (за случай) до тех пор, пока общество не возьмет на себя обязанность полного возмещения подобных случайных убытков, которые могут возникнуть в имущественной сфере каждого из его членов. Поэтому должны более эффективно использоваться инструменты этического регулирования, хорошо апробированные в европейской практике[10].