Сведений о начале распространения христианства в Британии не сохранилось: но уже в до-никейский период христианство стояло там твердо, известно, что на Соборе в Арле в 314-м году присутствовали епископы Карлеонский (Линкольнский), Лондонский и Йоркский [9] Также на раннее распространение христианства в Англии указывают и ранние находки с изображением распятия.
Историю христианской церкви в Англии официально принято отсчитывать с 597 года, когда Папа Римский св. Григорий I Великий (Двоеслов) отправил на Британские острова сорок монахов – миссионеров во главе со св. Августином, для распространения христианской веры. Пользуясь тем, что Этельберт I, король Кента – язычник женился на христианке, франкской принцессе Берте, Августин приплывает на остров и через два месяца обращает короля и его подданных в новую веру. Об этом нам повествует Беда Достопочтенный, в своей книге «Церковная история народа англов»: «По велению папы Григория они взяли с собой переводчиков из народа франков, и Августин послал их к Эдильберту с известием, что он принес из Рима благую весть, обещающую без всяких сомнений вечную радость на небесах и бесконечное царство с Богом живым и истинным. Узнав об этом, король повелел оставить их на острове, где они высадились, и снабдить всем необходимым, пока он не примет решения относительно их. Он и прежде знал кое-что о христианской вере, поскольку женой его была христианка из франкского королевского рода именем Берта» [3]. Но, на самом же деле, принятие христианства на Британских островах произошло немного раньше официальной даты, в 563 году, когда св. Колумба отправился просвещать северных пиктов, убежденных язычников в ирландское христианство [13].
Два вида христианства начинают соперничать между собой и в 664 году, в Уитбе собирается Собор, на котором встал вопрос, какой же формы богослужения нужно придерживаться. Римской или кельтской (ирландской)? Было принято решение – придерживаться римских обрядов. Собор также показал, что без постоянной поддержки папской курии англосаксонское духовенство не могло самостоятельно противостоять все больше растущей королевской власти [6].
Как и везде, реформация в Англии, стремилась к избавлению от гнета средневекового католицизма. Уже в XII в. английская корона начала ссориться с папством. Наибольшее противодействие начинается в период Столетней войны, когда страной правит Эдуард III, из-за того, что папа, живший в Авиньоне, спокойно распоряжался английскими церковными должностями и вытягивал из страны массу денег. Страна единогласно выражает свое недовольство. Теперь поддержка короля выражается в лице парламента в форме издания статутов.
Богатство и привилегии питали неприязнь паствы к духовенству, особенно к монахам. В 1437 г. на Соборе в Лондоне, были предъявлены обвинения столичному духовенству в том, что оно увлекается псовой и соколиной охотой, ходит по тавернам, некоторые монастыри, вообще были похожи на публичные дома [1]. А накануне реформации дворяне отдельных графств жаловались на то, что духовенство отбивает у них дочерей и жен. Все это явилось предпосылками к давно назревающему расколу.
22 апреля 1509 года на английский престол восходит сын и наследник короля Англии Генриха VII – Генрих VIII, второй английский монарх из династии Тюдоров. Он вовсе не должен был стать королем, потому что им должен был стать его старший брат – Артур, который и был для этого предназначен. Генриху VIII, согласно же некоторым историографическим данным, была суждена церковная карьера, поэтому и образование в отличие от Артура, он получил соответствующее, и в богословских вопросах разбирался весьма не плохо. Еще в год своего восшествия на престол, Генрих VIII женился на Катарине Арагонской, которая была дочерью испанского короля Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской. Однако после почти двадцати лет брака и шести попыток родить наследника выяснилось, что Екатерина Арагонская больше не может иметь детей, а единственным выжившим ребенком была девочка, принцесса Мария (впоследствии королева Мария Кровавая). Тогда король серьезно задумался о том, кто же собственно может родить ему законного наследника. Так как незаконный наследник был рожден, у Генриха был весьма благополучный сын – Генри Фицрой [11], который получил должное образование и воспитание в Англии, его крёстным отцом стал кардинал Томас Уолси, лорд-канцлер Генриха VIII. Английский король пожаловал мальчику титулы герцога Ричмонда и Сомерсета и графа Ноттингема, ему было даровано звание лорда-адмирала Англии, Гаскони, Ирландии, Нормандии, Уэльса и Аквитании, а также множество других должностей.
В 1522 году при дворе Катарины появляется французская фрейлина Анна Болейн, она была умна, молода, красива, остроумна, к тому же она была протестанткой. Анна произвела огромное впечатление на английского короля. Тем более что жена уже стала как-то старовата и 8 лет разницы в браке давали о себе знать. Генрих начинает ухаживать за Анной, но она ему твердейшим образом, категорически отказывает, поставив ультиматум, либо она будет королевой, либо он ее не получит. И позже встал вопрос, как же развестись с Катариной, которая ничего плохого не делала, уличить ее, в чем либо, особенно в каких-то предосудительных поступках было невозможно, ссориться с испанским королем не хотелось, но нужно было срочно что-то предпринимать.
Развод короля получил название «Королевское дело», который длился не 1 год, стоял дорого и Генриху, и Англии, и папству. Была сделана масса попыток договориться, решить этот вопрос каким либо образом мирно, получить согласие папы, однако эти попытки были безрезультатны. Из-за того, что папы еще очень сильно зависят от Священной Римской империи, тем более у Катарины был могущественный родственник Карл V (она была его тетей), Климент VII не решается разрешить Генриху развестись с женой. Отказы папы раздражают короля, охлаждение отношений между короной и Римом способствует разрыву отношений с папством. Начинается реформация.
В 1529 г. начинает свою работу реформационный парламент («Парламент Реформации»), который «запретил членам клира владеть несколькими бенефициями одновременно или жить не на месте своего служения» [10].
Также был издан ряд и других статутов наносящих смертельный удар по папской власти в Англии: «Об ограничении аннатов» (1532)» «О подчинении духовенства» (1533), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни Святого Петра» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1534), «О наделении архиепископа Кентерберийского правом освобождать от обетов» (1534).
К началу 1533 года развод для Генриха стал уже не прихотью, а почти жизненной необходимостью. Анна Болейн, наконец, уступила долго сдерживаемой страсти короля и в результате оказалась беременной, таким образом, долгожданный наследник мог родиться бастардом. Поэтому Генрих VIII поспешил жениться на Анне, не дожидаясь даже официального расторжения брака [2], но а для того чтобы это расторжение последовало как можно скорее, он своей волей назначил главу англиканской Церкви – архиепископа Кентерберийского и сделал им Томаса Кранмера, горячего сторонника реформации, который в свою очередь поспешил санкционировать развод короля.
Весной 1533 года Генрих VIII пышно отпраздновал коронацию своей новой супруги, а в августе этого же года Анна Болейн родила ребенка, но к величайшему разочарованию короля это был не мальчик, а девочка.
Тем временем реформация в Англии продолжалась, 23 марта 1534 года папа отлучил Генриха от Римско-католической церкви, а 3 ноября того же года был принят знаменитый Акт о Супрематии, который провозглашал короля Англии, как «единственного верховного земного главу английской Церкви» [12]. Все каноническое отношение с Римом прекращалось, и даже церковная казна приравнивалась к государственному имуществу. В следующие несколько лет Генрих VIII распустил все английские монастыри, а их земли раздал преданным ему дворянам, отчасти продал, весьма обогатив королевскую казну. Главной задачей Реформации было низвергнуть Римско-католическое иго и освободить духовную жизнь людей от деспотизма. Генрих VII даже ввел специальное ектийное прошение: «От насилия епископа Римского и его нестерпимых обид избави нас, Господи!» [8].
Сын Генриха – Эдуард VI продолжил дело отца, во время его правления была выпущена «Книга общих молитв» подвергавшаяся множественным изменениям в 1552, 1559, 1662 и 1872 годах, впоследствии чего стала представлять собой служебник англиканской Церкви, в который введена догматика. Систематизированным изложением воззрений англиканства явились написанные в 1552 году «42 статьи», в которых содержалось учение церкви в духе протестантизма. Но счастье англикан продолжалось недолго, Эдуард VI вскоре умер, и на престол взошла дочь Катарины Арагонской, ярая католичка – Мария Кровавая. В период ее правления все вернулось назад – английская Церковь вновь подчинена папе, начались репрессии на деятелей обновления, Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму, позже всех троих сожгли. Но это был последний всплеск католицизма.
После смерти Марии на престоле оказывается ее сестра Елизавета, протестантка, благодаря которой в январе 1559 году на парламентской сессии был принят статут о королевском верховенстве, в котором Елизавета была названа «верховной правительницей» [10] английской Церкви, а в 1571 году 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ веры.
Акт об устроении 1701 года окончательно закрепил англиканскую Церковь в Англии, лишив католическую мужскую линию Стюартов прав на престол [4]. Теперь монархом Англии могло быть только лицо, которое присоединилось к английской Церкви, как это установлено законом.. От прав на престол отстранялись: лица, «если они присоединились или присоединятся или вступят в общение со святым престолом или римской Церковью или будут исповедовать папистскую религию или вступят в брак с папистом» [7]. Этот акт действует и сейчас, тем самым порождая оппозицию со стороны католической церкви, считающей акт оскорблением католиков и ущемлением их прав.
Первоначально главой англиканской Церкви являлся монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначались монархом по рекомендации правительственной комиссии. При этом часть епископов занимала места в палате лордов парламента. Но в настоящее время главой англиканской Церкви в Англии является парламент. Поэтому все изменения вероучения, богослужения должны быть в обязательном порядке одобрены парламентом.
В 1823 г. была создана Католическая Ассоциация, главной задачей которой являлась агитация за уравнивание католиков в правах с англиканами. Отделение английской Церкви от государства началось, когда в 1829 г. Акт об эмансипации католиков был внесен в палату общин. Там его встретила упорная оппозиция. За него боролись и выступали против него, однако акт прошел в третьем чтении большинством голосов. Столь же упорную борьбу он выдержал и в палате лордов; после чего он был подписан королем и стал законом [5]. Теперь католики могли занимать государственные должности, в том числе они получили право быть депутатами в парламенте, для них даже был написан специальный текст присяги. Но некоторые высшие должности так и остались закрытыми.
Таким образом, исследование государственно-конфессиональных отношений в Англии приводит к выводу, что особую роль в них играла королевская власть, которая затрагивала не только социальные сферы жизни страны, но и учение Церкви, что является главным отличием Реформации в Англии от Реформаций континентальной Европы.
Огромную роль в распространении христианства в Англии сыграл Папа Римский св. Григорий I Великий (Двоеслов), именно он поручил св. Августину отправится на Британские острова и обратить англосаксов, закоренелых язычников в христианство. Со временем в руках Папы Римского сосредоточилась неограниченная власть: он мог короновать и свергать королей, изменять судьбы империй. И на рубеже XV-XVI в русле изменений протекавших во всех сферах общественной жизни происходило разложение феодальной системы, которое сопровождалось появлением новой социальной прослойки – буржуа. Этот слой был заинтересован в «дешевой» и социально адаптированной к новым условиям Церкви. Поэтому и церковные реформы приняли в Англии особую форму. Политическим толчком к Реформации и подчинении Церкви государству послужил развод Генриха VIII со своей женой Катариной, родственницей императора Священной Римской империи Карла V. Итогом «Королевского дела» стало провозглашение Генриха VIII верховным главой английской Церкви, в котором выражались амбиции монарха не только на светскую, но и духовную власть в стране. Деятельность вождей реформации не была продуманной и обоснованной они не имели ни твердых знаний Священного Писания, ни понимания церковной истории, они на ходу развивали свое учение. Покинув лоно Римско-католической Церкви, англиканство удержало в себе ее учение, например, такое римско-католическое учение, как Filioque. У реформаторов просто не было времени заниматься такими глубокими богословскими вопросами.