Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DONALD TRUMP ELECTION: THREAT OR NEW OPPORTUNITIES FOR RUSSIA?

Sudarikova O.V. 1
1 Institute of law and national security of the Russian Presidential academy of national economy and public administration
The relationships between two superpowers – Russia and USA – keep a special place on the global agenda. On the one hand, the modern Russian-American relations are characterized by tension and distrust, but on the other hand, they are characterized by justifiable attitude for fruitful cooperation. Such tension or even worsening is due to the unwillingness of the United States leaders to seek a compromise on a way to increase the level of confidence to its partner. Moreover, the reached its peak contradictions between these two countries are compounded by completely different understanding of the terms «ethics», «legality», «humanity», «responsibility». For a long time that country conduct «double standards» policy, with emphasis on the «exclusivity» and global dominance. What will be the future of these relations in terms of change of U.S. President?
usa elections
donald trump
russian-american relations
multipolarity

За последние годы в мире произошел ряд серьезных политических событий мирового масштаба, которые ознаменовали собой окончательный глобальный переход к новой политической системе мироустройства, которая уже получила свое название как «полицентрическая».

Безусловно, к таким событиям можно отнести: провозглашенные курсы Правительств Республики Индия и Китайской Народной Республики широкомасштабных программ «Делай в Индии» и «Экономический пояс Шелкового пути» соответственно, а также включение юаня в систему мировых резервных валют, что кратно усилило данные страны и одновременно укрепило их позиции на мировой арене. Это успехи российской внешней политики во многих вопросах, в том числе в сирийском и украинском, отказ Соединенных Штатов Америки от подписания Соглашений о Трансатлантическом партнерстве и о партнерстве и инвестициях с Европейским союзом, выход Великобритании из Европейского Союза, и, конечно, избрание предпринимателя – миллиардера Дональда Трампа новым Президентом США.

Вместе с тем, наибольший интерес с точки зрения формирования геополитических процессов, влияющих на мировую повестку дня, задающих общий вектор направления вызывает, в частности, последнее событие, которое стало свидетельством того, что мир подошел к той точке, когда кардинальные изменения стали уже жизненно необходимыми и необратимыми.

В конце 2016 года мир наблюдал за, возможно, самыми ожесточенными за всю историю США выборами Президента Соединенных Штатов Америки. Итоги, в какой-то степени, взбудоражили мировую общественность, подтолкнув глобальную политическую элиту к поиску новых подходов в мировой политике. Победа Дональда Трампа, ставшего сорок пятым президентом Соединенных Штатов, по сей день вызывает много споров, волну неутихающих процессов (митингов, антикампаний) внутри страны, борьбу компроматов и разоблачений. Все это направлено на подрыв действующей власти, подрыв стабильности в стране и, без преувеличения, в мире.

Попробуем разобраться в причине такого недовольства со стороны общественности в отношении выбора американцев и оценить перспективы данных изменений не только для мира в целом, но и, главным образом, для России.

Подобная истерия – свидетельство краха и провала той модели мирового устройства, которая пришла на смену периода «холодной волны». Выборы в США лишь оголили и представили общественности острую борьбу политических элит, в которой одни выступают за продолжение давления на «непокорные» страны путем разжигания в них войн, а другие – истинные прагматики – считают, что пришло время менять курс: оптимизировать свои затраты и переосмыслить выбранные некогда ориентиры.

Система же выборов в США, как воплощение истинной «демократии», устроена таким образом, что результаты выборов ни при каких обстоятельствах не должны повлиять на конечные цели страны, в частности на ее внешнеполитический курс. Основные политические партии, демократическая и республиканская, конкурируя между собой, на самом деле являются сторонниками близких по смыслу, а частично и тождественных принципов и методов внешней политики. Необходимо также четко осознавать, что до сих пор США были монополистом мирового геополитического ландшафта, определяя и задавая правила игры для всех остальных глобальных игроков.

Вместе с тем, подобный курс, опирающийся на силу и на стабильную мировую валюту – доллар – не мог продолжаться вечно. Государственный долг США достиг катастрофических размеров. Ситуация его дальнейшего неконтролируемого наращивания есть стремительное и неизбежное крушение всей мировой системы, причем уже в обозримой перспективе. Колоссальные средства, расходуемые на поддержание жизнедеятельности военных баз за пределами страны, вместо их использования в реальном секторе экономики или в социально-экономическом секторе, стали предопределяющими для большинства американцев, отдавших свой голос за Дональда Трампа. Большая часть населения страны действительно надеется «сделать Америку снова великой».

Более того, так исторически сложилось, что обогащение одних неизбежно влечет к обнищанию других. Например, весь цивилизованный мир сегодня приобретает товары, произведенные в странах «третьего мира», где рабочие для производства данных товаров вынуждены сутки напролет работать за миску риса. О чем это говорит? Данному порядку четко следовали в своей внешней политике Соединенные Штаты. Для руководства страны были вещи гораздо важнее, чем мир во всем мире. В результате шел нескончаемый поток войн, разжигаемых по инициативе и при поддержке США в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии. Такова та цель, которой американское руководство придерживалось для достижения мирового первенства, создавая в «неугодных» странах хаос и «цветные революции». В своем стремлении к мировому господству для США не было предела, их ничто не могло остановить. В результате настал момент, когда пришло осознание необходимости что-то менять, причем как можно скорее.

Многие политологи и эксперты в связи с этим сходятся во мнении, что назрело изменение американского внешнеполитического курса. Приход к власти Дональда Трампа открывает для России определенное окно возможностей, в частности, на постсоветском пространстве, где Соединенные Штаты постараются сократить свои финансовые расходы за счет «возврата» России зоны влияния. Безусловно, Дональд Трамп будет преследовать интересы своей страны, цель которых так и останется неизменной: глобальное доминирование. Вместе с тем, можно предположить, что методы и средства достижения данной цели изменятся.

Но постсоветское пространство – это не единственный вопрос, который может стоять на повестке дня двух сверхдержав. Например, Китай и Иран давно уже являются камнем преткновения в вопросах налаживания российско-американских отношений. В данных треугольниках (Россия – Китай – США и Россия – Иран – США) каждая из сторон пытается отстоять свои интересы. Вместе с тем не стоит забывать, что в таких вопросах договориться так, чтобы каждая из сторон осталась максимально удовлетворена, практически невозможно. Для нового руководства США возвращение былого первенства – цель номер один.

В экспертных кругах бытует мнение, что приход нового Президента США есть попытка рассорить Россию все с теми же Китаем и Ираном [9]. Об этом свидетельствует ряд предпринятых Дональдом Трампом сразу после инаугурации шагов. Так, например, наряду с непрекращающимися заявлениями нового президента США о наращивании сотрудничества с Китаем [8, 10], он продолжает поддерживать Японию в территориальном споре с КНР [7], а также заявляет о планируемом расширении военного сотрудничества с Японией в космосе и киберпространстве, что, бесспорно, не может не вызывать у китайской стороны беспокойство [6].

Сегодня довольно часто можно встретить мнение о том, что избрание новым президентом Соединенных Штатов Д. Трампа позволит вывести отношения между Россией и США на качественную ступень их развития. На наш взгляд, такая возможность имеется, но для ее реализации необходимо много сделать с обеих сторон.

Следует четко осознавать, что новый американский президент – кандидат Республиканской партии США (как и его предшественники – Джордж Буш старший и Джордж Буш младший, Рональд Рейган), а по взглядам политической элиты этой партии Россия – их геополитический противник. Необходимо также отметить, что новым президентом США будет проводиться политика не в вакууме, ему предстоит взаимодействовать (чем он сейчас и занимается) с лидерами других стран. Необходимо еще раз подчеркнуть, что Дональд Трамп является в определенной степени заложником той партии, той политики, с чьей помощью он пришел в Белый дом, и тех политических и финансово-экономических элит, которые за ним стоят. А, следовательно, он будет работать в установившихся вековых традициях политики США, стремящихся к глобальному лидерству.

Есть объективные причины полагать, что его избрание свидетельствует о смене курса в этой стране, открывает для России новое «окно возможностей». Но это справедливо лишь в определенной степени. Для России – это шанс улучшить и усилить свои позиции на мировой арене, правда, при условии соблюдения взвешенной внешней и внутренней политики, а также желания партнеров (т.е. США) вести равноуважительный, равноправный диалог.

Как представляется, цели «модернизированной» политики Соединенных Штатов, к сожалению, не поменяются, они приобретут новые очертания методы и подходы к их достижению. Российскому руководству в связи с этим необходимо будет проявить максимум внимания, сосредоточенности и выдержки. России очень важно четко взвесить все «за и против» и не переоценить свои возможности, ресурсы. Поэтому сегодня перед российским руководством, которое понимает это. Необходимо стремиться к улучшению отношений с Соединенными Штатами. В то же время с учетом непредсказуемости Трампа не следует исключать вероятность эскалации конфликта с ним на почве обострения противоречий в геополитических интересах с заокеанскими «партнерами». Важный аспект в этом плане – определить оптимальный объем бюджетных военных расходов, необходимых для защиты своего суверенитета и целостности своих границ.