Введение. В последние годы общение в форме виртуальной коммуникации все чаще входит в нашу жизнь и заменяет реальную коммуникацию, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов отношений. Общение перестает быть привязанным к местоположению собеседников, происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации. При этом интернет-технологии делают коммуникацию трансграничной. В условиях виртуального общения формируются группы, члены которых обладают схожими ценностями и идеалами; они выражают собственные интересы и готовы их отстаивать.
Официально рождение Интернета было провозглашено в 1969 г., более 40 лет тому назад. За этот промежуток времени информационные технологии быстро развалились, и влияние Интернета на ход цивилизационных процессов оказалось очень мощным.
Больше всего создание Интернета повлияло на коммуникацию. Общение в виртуальной среде происходит с помощью своеобразного дискурса, сформировавшегося в компьютерных сетях, опирается на свои нормы, запреты, эмоциональную атмосферу[3].
Интернет-технологии общения. Благодаря появлению новой технологии Веб 2.0 возникла возможность создавать сайты с более сложной структурой, где пользователи могут регистрироваться, наполнять страницы контентом, проверять информацию. Такая структура создания веб-страниц послужила причиной возникновения социальных сетей.
У каждого зарегистрированного пользователя социальной сети есть личное пространство, в котором он может делиться фото-, видео- и аудиоматериалами. Так, 29 декабря 2016 года социальная сеть анонсировала новую функцию, называемую «Истории», - короткий рассказ в виде фотографии или видео о том, что происходит с пользователем в режиме реального времени. С появлением интернет-технологий общения людям стало проще «объединяться в группы по интересам, совместно публично обсуждать интересующие их вопросы и принимать коллективные решения»[2]. Но главным, базовым процессом остается коммуникация между индивидами.
Общение в сети происходит в условиях массовой коммуникации и имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни. Особенно прочно Интернет занял лидирующие позиции в структуре виртуального общения современной молодежи. Сегодня невозможно представить студенческую аудиторию без нетбуков, мобильных телефонов и прочих устройств, позволяющих в любом месте быть в сети. С развитием интернет-коммуникации и социальных сетей, у молодежи значительно увеличилось количество друзей и частота дружеских практик, независимо от их местоположения и языка, активное общение идет в англоязычных социальных сетях (Facebook, Twitter, MySpace и др.), создаются персональные блоги, проводятся вебинары. Подобные формы общения позволяют чрезвычайно быстро решать «горячие» вопросы и поэтому становятся все более популярными.
Интернет-коммуникации – это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации в различной форме – голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.
Интернет-коммуникация имеет ряд характерных особенностей как положительных, так и отрицательных. К положительным можно отнести возможность единовременного общения большого числа людей из разных частей света, относящихся к разным культурам; к отрицательным – потерю значения невербальных средств, снижение эмоционального компонента и психологического риска в процессе общения, анонимность. Физическое отсутствие участников коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые в данный момент человек не испытывает. Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения: аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.
Виды интернет-коммуникации. Интернет-коммуникация – это, прежде всего, поток внимания и поведения активной аудитории пользователей. Ученые выделяют несколько наиболее распространенных типов коммуникации [6]. К их числу относят:
1. Человек – компьютер: позволяет получать информацию независимо от физического расположения источника информации, посылать и сохранять информацию на этом компьютере. Интернет выступает своеобразным депозитарием информации. В качестве приемника и передатчика информации может выступать планшет или смартфон.
2. Человек – человек: пользователь может вступать в коммуникацию с любым другим пользователем и осуществлять все виды передачи информации: с помощью текста (электронная почта), голоса (интернет-телефония) и изображения (видеотелефон, конференция или вещание в Сети).
3. Один человек – много людей: традиционный тип массовой коммуникации, информация посылается большому числу людей одновременно. Интернет глобализирует и удешевляет этот тип коммуникации. В качестве депозитария информации Интернет вводит «пригласительный» аспект, т.е. позволяет создавать архивы, которые могут быть использованы при желании огромным количеством людей.
4. Много людей – один человек: позволяет собирать информацию от многих людей и систематизировать ее.
5. Много людей – много людей: одновременное общение огромного количества людей по всему миру.
Эффект мобилизации общества. Именно благодаря Интернету коммуникация вида «один человек – много людей» стала популярной и часто используемой. В Сети появилась возможность отправить сообщение не конкретному адресату, а сразу группе людей, используя блоги, социальные сети и видеохостинги.
Некоторые исследователи утверждают, что именно информационные технологии, Интернет и социальные сети в частности, стали одним из ключевых мобилизационных ресурсов событий «Арабской весны» 2010-2011гг. Сначала волна протестных движений захлестнула Тунис, где использовались как традиционные ресурсы мобилизации общества, так и социальные медиа. В результате революционных настроений в обществе свою власть утратил президент Туниса Зин эль-Абидина Бен Али. Затем волнения перекинулись на Египет: «на улицы вместе с беднотой вышел местный средний класс – образованные молодые люди, имеющие доступ к Интернету. Глобальная сеть стала средством мобилизации демонстрантов и организации протестных волнений. Тем самым проявилась тенденция возникновения своего рода оппозиционной солидарности у молодого поколения пользователей социальных сетей по всему миру»[1].
Опыт использования новых медиа для мобилизации общества есть и в России. Так после выборов в Государственную Думу в конце 2011-начале 2012 года массовые политические движения граждан были организованы с помощью социальных сетей: «Присутствие в Сети позволяло оперативно координировать свои действия, общение в Twitter или Facebook создавало у людей чувство сопричастности, а выкладывание фотографий или видеороликов обеспечивало эффект присутствия»[4]. Однако феномен мобилизации общества, т.е. возможность собрать большое количество людей единовременно с помощью новых технологий, достаточно хорошо изучен в политике, но не в области массового спорта.
Экспертное интервью. С точки зрения социальной психологии утверждение о том, что Интернет оказывает глубокое влияние на процесс деятельности людей, создает интересный парадокс: как среда, которая изолирует индивида, вдохновляет сообщество? Ранняя социально-психологическая теория утверждала, что общение через социальные сети уменьшает количество коммуникаций и тем самым подрывает социальные и нормативные воздействия на отдельные лица или сообщества, – таким образом, Интернет является индивидуалистической средой. С одной стороны, это приводит к неуправляемому и экстремальному поведению. С другой стороны, уравнивает статус участников и иерархию власти в группе, которая обычно присутствует в оффлайн-сообществе. Так, в благотворительном забеге Натальи Водяновой и Полины Киценко «Обнаженные сердца» использовалось большое электронное табло, где фамилия каждого участника была наравне с организаторами и знаменитостями. Первые забеги на дистанции различной длины впервые состоялись 16 мая 2015 года в Москве. В них приняли участии около 1500 человек, было собрано 10 миллионов рублей. Спустя год на забег пришли уже более 10 тысяч человек. Им удалось собрать 37 миллионов рублей[5]. Необходимо отметить, что для мобилизации общества использовались социальные сети (преимущественно Facebook).
Рис. 1. Количество участников забегов и собранные средства в 2015 и 2016 годах
По результатам проведенного исследования, в котором приняли участие ведущие спортивные журналисты России (Сергей Гилев, глава социальной редакции «sports.ru» (с 2008 по 2016 гг.); Виталий Суворов, глава международной социально редакции «sports.ru», автор «sports.ru»; Владислав Воронин, глава отдела новостей, автор «sports.ru»; Роман Сприкут, глава SMM-сообществ NBA в России, автор «sports.ru»; Дмитрий Занин, корреспондент «Матч-ТВ»; Наталья Кларк, комментатор sideline «Матч-ТВ»;), был проведен анализ ответов респондентов в трех направлениях: является ли бег спортом, как нужно распространять информацию о массовых спортивных мероприятиях, как их нужно освещать.
Большинство респондентов считают, что массовые забеги и марафоны – это не спорт высших достижений, это скорей здоровый образ жизни, физкультура. Кроме того бег – это сила воли и преодоление; как правило, это еще и возможность отдать деньги на благотворительность. Многие отметили преимущество бега перед остальными видами спорта: «бег – это один из тех видов спорта, который доступен каждому человеку», «бег – это очень классный вид спорта, который можно, в принципе, совершать где угодно: хоть на тротуаре, хоть в лесной чаще, – он легко доступен, и это здорово».
Каждый из респондентов отмечал, что получал всю информацию о различных массовых спортивных мероприятиях из социальных сетей (рис.2): «Обычно это публикации каких-нибудь новостных сайтов в Facebook’е, многие друзья рассказывают фотографиями: я собрался пробежать то, я собрался пробежать это», «узнаю от моих коллег в социальных сетях, они любители этого: Ирина Шадрина (бывшая телеведущая «России-2», «Матч-Тв»), Таш Саркисян (бывший главный редактор Дирекции спортивных трансляций канала «Матч ТВ»)», «часто вижу баннер во Вконтакте», «99 % – это лента Facebook’а, плюс Instagram Маши Командной (главный редактор портала о здоровом образе жизни «The Challenger») или что-то в этом духе», «Facebook в первую очередь, потому что там приходят приглашения на мероприятие».
Рис. 2. Источники информирования спортивных журналистов о различных забегах
Со своей профессиональной точки зрения многие из журналистов на вопрос об освещение массовых спортивных мероприятий говорили о том, что писать о них в традиционных СМИ смысла нет: «им достаточно своих сил, они отлично управляются в соцсетях», показ трансляции – это слишком скучно. Если рассказывать про такие события, то только с помощью блога или истории о любителях: «там всегда есть куча красивых девушек, и там всегда есть куча фриков (люди в необычных костюмах, с нетипичной прической). Девушки и фрики. То есть красота и необычное. Так можно привлечь внимание картинкой».
На вопрос о степени участия в подобных мероприятиях ответы были следующими: лишь один респондент из шести принимал участие в организации массового спортивного мероприятия, одна треть всех опрошенных принимала участия в забегах.
Выводы. Интернет-технологии все сильнее проникают в нашу жизнь, изменяя процесс коммуникации. Социальные сети сегодня важны не только для обеспечения деловых связей, организации личных контактов, образования, досуга. Интернет-взаимодействие вида «один человек – много людей», существующее благодаря блогам, видеохостингам и социальным сетям, становится основным структурным элементом мобилизации общества как в политике, так и в области массового спорта. Но если общественные волнения и политические митинги, созданные благодаря интернет-технологиям, уже достаточно хорошо изучены, то мирные акции, массовые спортивные мероприятия, одно из которых собрало в прошлом году 10 тысяч человек, – еще недостаточно. В связи с этим автор провел экспертное интервью с ведущими спортивными журналистами России и выяснил, что все респонденты узнавали о различных забегах только из социальных сетей посредством новостей из сообществ, фотографий от друзей и рекламных баннеров. По мнению журналистов, бег – это спорт не высших достижений, который относят к категории здорового образа жизни. Также опрошенные отмечают позитивный тренд массовых мероприятий, но говорят о том, традиционные материалы в СМИ для освещения забегов, марафонах не подходят, «им достаточно своих сил» и «было бы интересно подать это через историю любителя в блоге». Таким образом, мы видим новую функцию интернет-коммуникации – мобилизацию общества. Интернет объединяет как профессиональных спортсменов, так и просто любителей спорта. Массовые спортивные мероприятия сближают, позволяют чувствовать нужность, вовлеченность в общее дело.