Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROSPECTS OF DEVELOPMENT MICE INDUSTRY IN ST. PETERSBURG

Trubnikova N.V. 1
1 SAINT-PETERSBURG STATE ECONOMIC UNIVERSITY
In the article was considered the relationship of the development MICE industry and the economic growth of country. Presently MICE industry is a widespread notion in the West, in the US and in the UK, but it has only started develop in Russia. This abbreviation stands for Meetings, Incentives, Conferences and Exhibitions. Nowadays MICE industry – is an activity related with organization and conducting of various corporate tours range of activities which is gradually increasing due to the emergence of demand for conducting various congresses and forums. On the example of countries with developed economies we can see that a large flow of finance comes precisely from the business tourism industry. For this reason, in St. Petersburg has started creating of conditions for the development this industry.
business tourism
congress and exhibition activities
services market
solutions of development

Введение

В настоящее время одним из путей экономического роста страны является развитие делового туризма. К такому выводу можно прийти, рассматривая страны с наиболее развитыми экономиками, такие как США, Япония, Германия, Великобритания, Люксембург. В этих странах проводятся многочисленные международные выставки и конгрессы, стимулирующие приток деловых туристов, а доля третичного сектора экономики в данных странах варьируется от 65% до 86%. В России данный показатель значительно меньше, что составляет примерно 58%. Имея ввиду то, что сфера сервиса является основой для продвижения делового туризма, вопрос о развитии MICE индустрии в Росси можно считать актуальным.

Крупные зарубежные компании тратят на деловые поездки и туры своих сотрудников триллионы долларов в год. От компании-организатора они конечно ожидают высокое качество предоставления услуг (продуктивная программа и достойные условия размещения), следовательно, чтобы увеличить объем ВВП страны за счет деловых поездок, нужно повысить уровень сервиса, чтобы можно было находиться наравне с зарубежными средствами размещения, выставочными площадками, помещениями для проведения конгрессов и форумов.

Преимущества развития MICE туризма

Известно, что одним из преимуществ MICE туризма является внесезонность. Это означает, что зависимость перемещения деловых туристов от сезона в разных странах сводится к минимуму, является ли главной целью этой поездки обучение персонала или же участие в продовольственном форуме. Не стоит забывать о том, что кроме деловой части мероприятия бизнес турист может оставить определенное количества времени на посещение достопримечательностей страны и ознакомление с ее природой и культурой, а это уже дополнительные услуги организаторов. Качество делового тура с дополнительными услугами будет напрямую зависеть от профессиональных навыков специалиста агентства по организации деловых поездок.

Привлечение внимания к данной сфере необходимо по той причине, что развитие данного сектора способствует улучшению транспортной и туристской инфраструктуры. Деловой туризм является одним из самых финансово привлекательных сегментов отрасли, а также возможно создание большого количества новых рабочих мест.

Санкт-Петербург является самым подходящим городом для продвижения и развития MICE-туризма. Он является экономическим, научным, образовательным, инновационным центром страны. Многие иностранные специалисты заинтересованы в посещении Петербурга в качестве принимающей страны. По данным компании TripAdvisor, Северная столица России входит в «десятку» городов Европы, которые хотят посетить деловые люди и путешественники. Санкт-Петербург находится на 8-ом месте в Европе и на 14 месте в мире в списке самых привлекательных городов [6.]. Более того, президентом РФ Владимиром Путиным была подписана стратегия развития Северо-Западного региона до 2020 года. Согласно которой, через пять лет Санкт-Петербург должен войти в «десятку» конгрессных столиц Европы и в «двадцатку» городов, где проходят крупнейшие мероприятия мира.

В городе развивается инфраструктура для приема участников конгрессно-выставочных мероприятий. Сегодня в Санкт-Петербурге работают ведущие операторы гостиниц. В городе находятся более 700 отелей с конференц-возможностями, включая международные бренды. Для статусных мероприятий могут быть предложены исторические дворцы и особняки [5.]. Гостей города можно разместить в 9 тыс. комфортабельных номерах. Открываются новые гостиницы бизнес-класса. В 2014 году введены в эксплуатацию 4 отеля на 502 номера, в том числе, таких всемирно известных брендов как Hotel Indigo и Park Inn. С 2015 года деловых туристов могут принять 6 гостиниц на 1 тыс. номеров. В их числе отели Hilton и Hampton by Hilton, построенные на территории выставочного комплекса «Экспофорум» в Шушарах [1.].

Прогнозы развития сегмента

По динамике рынок MICE будет опережать прочие туристические отрасли, постепенно увеличивается количество проводимых крупных выставок и конгрессов, растет и число делегатов. В 2018 г. пройдет Европейский Конгресс Перинатальной медицины и Конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии. В 2021 год в «Экспофоруме» состоится крупнейшее мероприятие в области производства и применения сжиженного природного газа – Международная конференция и выставка по СПГ [7.]. Таким образом, развитие делового туризма может стать для города и для страны в целом эффективным маркетинговым инструментом выравнивания спроса. Благодаря строительству нового многофункционального выставочного комплекса «Экспофорум», проблемы с площадками для проведения мероприятий постепенно уходят.

Для улучшения продвижения делового туризма, Государственной Думой был принят законопроект о 72-часовом безвизовом пребывании для транзитных авиапассажиров. В рамках обсуждения законопроекта с целью развития Санкт-Петербурга как центра круизного туризма было предложено предоставить возможность безвизового пребывания в течение 72 часов для иностранных транзитных пассажиров, прибывающих в Россию не только на воздушных, но и на морских судах. Таким образом, иностранный гость может провести в Петербурге 2-3 суток, принять участие в деловом мероприятии, ознакомиться с достопримечательностями, отдохнуть и отправиться в круиз.

Для системной целенаправленной работы по привлечению в Петербург конгрессов и конференций правительством было создано Городское конгрессно-выставочного бюро. Подготовлен план участия Санкт-Петербурга в тендерах на прием крупных международных мероприятий [1.].

Нужно учесть то, что развитие индустрии встреч в европейских странах происходило на базе хорошо сформированной и развитой туристической инфраструктуры, этот фактор считается основным условием для развития бизнес-туризма и привлечения организаторов крупных конференций в европейские города. Туристическая инфраструктура Северо-Запада, как и всей России, была сформирована и построена в советское время и довольно долгое время не получала достаточных средств для модернизации и развития. Но Ситуация изменилась после 2000 г., и в течение нескольких лет на Северо-Западе ведутся проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Существенно улучшили транспортную доступность региона два крупных проекта - реконструкция аэропорта Пулково и проект крупнейшего в Европе пассажирского порта "Морской фасад" в Санкт-Петербурге. Кроме того, на конгрессную площадку «Экспофорум» внедряется интерактивная система навигации в пассаже; прорабатываются проекты введения службы «Единый бесплатный номер заказа такси на КВЦ и установки в пассаже таксоматов для заказа такси.

Некоторые специалисты отмечают, что деятельность в области делового туризма стала более осмысленная, заказчики четко понимают, что они могут сделать сами, а что нужно поручить профессионалам. Все чаще клиенты проводят небольшие маркетинговые исследования, прежде чем заказать мероприятие у того или иного агентства. Сами же DMC и TMC компании все активнее осваивают комплексный подход к работе, предлагая комбинированные варианты MICE-программ. Работа с отелями и партнерами за рубежом стала более слаженной.

Генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов на Петербургском международном экономическом форуме 2016 предложил вести совместную целенаправленную работу выставочных организаций БРИКС и ШОС по нескольким направлениям, так как выставочный ресурс в рамках интеграционного сотрудничества стран используется в недостаточной мере [7.].

Состоялся IX Международный форум выставочной индустрии 5pEXPO-2016 в ЦВК «Экспоцентр», в котором приняли участие представители всех сфер выставочно-конгрессного бизнеса и event-индустрии, а также органов власти, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций, широкого бизнес-сообщества и зарубежные коллеги. Проходили обсуждения актуальных тем и вопросов, связанных с развитием экспо-индустрии, решением стоящих перед ней задач в нынешних непростых экономических условиях.

Одной из проблем развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности стала экономическая и геополитическая ситуация, которая складывается и в нашей стране, и вокруг нашего государства. Санкционный режим не может не отражаться на развитии ярмарочной и конгрессной деятельности. Сокращается количество выставочных площадей и число участников, прежде всего, иностранных компаний. Но при этом возрастает число посетителей [7.].

А также в Санкт-Петербурге запустили стройку масштабной выставочной площадки. Конгрессно-деловой центр «Тайм» построят на берегу Невы на территории Обуховского завода. Конгрессно-деловой центр «Тайм» станет первым объектом международного уровня на левом берегу Невы. Рядом со станцией метро «Пролетарская» будет построено 24-этажное здание высотой 100 метров. В комплексе появятся конференц-площадки на 1150 мест и офисы общей площадью более 20 тыс. кв. м. Планируется открыть конгресс-отель на 414 номеров под брендом Holiday Inn [7.].

Заключение

Исходя из статистических данных и высказываний профессионалов в области делового туризма, можно сделать следующие выводы. На ближайшие несколько лет Россия и, в частности город Санкт-Петербург, поставили перед собой амбициозные задачи для выхода на высокий уровень по проведению деловых мероприятий. Для выполнения плана необходимо осуществление 200 международных конгрессов и форумов. В городах развивается инфраструктура, открываются новые отели и площадки для проведения мероприятий, и благодаря этому снижаются цены на организацию поездок и улучшается сервис.

Стоит обратить внимание на некоторые факторы, которые могут повлиять на развитие отрасли. Это привлечение СМИ к данной отрасли; поддержка со стороны государства в деятельности по повышению привлекательности городов-MICE центров; увеличение количества квалифицированного персонала, работающего в MICE-секторе. Есть необходимость избавления стереотипного образа о стране, сложившегося у иностранцев.

Агентствам стоит разработать комплексные программы для иностранных деловых туристов, так как зарубежные заказчики проявляют интерес к проведению комбинированных инсентив-программ: экскурсии плюс активная бизнес или тимбилдиноговая составляющая. Следовательно, можно включить в обычный инсентив тур профессиональные встречи, или же проводить туры в другом формате, например в виде социального события. Специалистам по организации мероприятий стоит более тщательно подходить к выбору тем для конгрессов и форумов, узнавать, какие вопросы наиболее востребованы и интересны в настоящее время, и захватывать более широкий отраслевой спектр для привлечения большего потока деловых туристов.