Введение
В настоящее время одним из путей экономического роста страны является развитие делового туризма. К такому выводу можно прийти, рассматривая страны с наиболее развитыми экономиками, такие как США, Япония, Германия, Великобритания, Люксембург. В этих странах проводятся многочисленные международные выставки и конгрессы, стимулирующие приток деловых туристов, а доля третичного сектора экономики в данных странах варьируется от 65% до 86%. В России данный показатель значительно меньше, что составляет примерно 58%. Имея ввиду то, что сфера сервиса является основой для продвижения делового туризма, вопрос о развитии MICE индустрии в Росси можно считать актуальным.
Крупные зарубежные компании тратят на деловые поездки и туры своих сотрудников триллионы долларов в год. От компании-организатора они конечно ожидают высокое качество предоставления услуг (продуктивная программа и достойные условия размещения), следовательно, чтобы увеличить объем ВВП страны за счет деловых поездок, нужно повысить уровень сервиса, чтобы можно было находиться наравне с зарубежными средствами размещения, выставочными площадками, помещениями для проведения конгрессов и форумов.
Преимущества развития MICE туризма
Известно, что одним из преимуществ MICE туризма является внесезонность. Это означает, что зависимость перемещения деловых туристов от сезона в разных странах сводится к минимуму, является ли главной целью этой поездки обучение персонала или же участие в продовольственном форуме. Не стоит забывать о том, что кроме деловой части мероприятия бизнес турист может оставить определенное количества времени на посещение достопримечательностей страны и ознакомление с ее природой и культурой, а это уже дополнительные услуги организаторов. Качество делового тура с дополнительными услугами будет напрямую зависеть от профессиональных навыков специалиста агентства по организации деловых поездок.
Привлечение внимания к данной сфере необходимо по той причине, что развитие данного сектора способствует улучшению транспортной и туристской инфраструктуры. Деловой туризм является одним из самых финансово привлекательных сегментов отрасли, а также возможно создание большого количества новых рабочих мест.
Санкт-Петербург является самым подходящим городом для продвижения и развития MICE-туризма. Он является экономическим, научным, образовательным, инновационным центром страны. Многие иностранные специалисты заинтересованы в посещении Петербурга в качестве принимающей страны. По данным компании TripAdvisor, Северная столица России входит в «десятку» городов Европы, которые хотят посетить деловые люди и путешественники. Санкт-Петербург находится на 8-ом месте в Европе и на 14 месте в мире в списке самых привлекательных городов [6.]. Более того, президентом РФ Владимиром Путиным была подписана стратегия развития Северо-Западного региона до 2020 года. Согласно которой, через пять лет Санкт-Петербург должен войти в «десятку» конгрессных столиц Европы и в «двадцатку» городов, где проходят крупнейшие мероприятия мира.
В городе развивается инфраструктура для приема участников конгрессно-выставочных мероприятий. Сегодня в Санкт-Петербурге работают ведущие операторы гостиниц. В городе находятся более 700 отелей с конференц-возможностями, включая международные бренды. Для статусных мероприятий могут быть предложены исторические дворцы и особняки [5.]. Гостей города можно разместить в 9 тыс. комфортабельных номерах. Открываются новые гостиницы бизнес-класса. В 2014 году введены в эксплуатацию 4 отеля на 502 номера, в том числе, таких всемирно известных брендов как Hotel Indigo и Park Inn. С 2015 года деловых туристов могут принять 6 гостиниц на 1 тыс. номеров. В их числе отели Hilton и Hampton by Hilton, построенные на территории выставочного комплекса «Экспофорум» в Шушарах [1.].
Прогнозы развития сегмента
По динамике рынок MICE будет опережать прочие туристические отрасли, постепенно увеличивается количество проводимых крупных выставок и конгрессов, растет и число делегатов. В 2018 г. пройдет Европейский Конгресс Перинатальной медицины и Конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии. В 2021 год в «Экспофоруме» состоится крупнейшее мероприятие в области производства и применения сжиженного природного газа – Международная конференция и выставка по СПГ [7.]. Таким образом, развитие делового туризма может стать для города и для страны в целом эффективным маркетинговым инструментом выравнивания спроса. Благодаря строительству нового многофункционального выставочного комплекса «Экспофорум», проблемы с площадками для проведения мероприятий постепенно уходят.
Для улучшения продвижения делового туризма, Государственной Думой был принят законопроект о 72-часовом безвизовом пребывании для транзитных авиапассажиров. В рамках обсуждения законопроекта с целью развития Санкт-Петербурга как центра круизного туризма было предложено предоставить возможность безвизового пребывания в течение 72 часов для иностранных транзитных пассажиров, прибывающих в Россию не только на воздушных, но и на морских судах. Таким образом, иностранный гость может провести в Петербурге 2-3 суток, принять участие в деловом мероприятии, ознакомиться с достопримечательностями, отдохнуть и отправиться в круиз.
Для системной целенаправленной работы по привлечению в Петербург конгрессов и конференций правительством было создано Городское конгрессно-выставочного бюро. Подготовлен план участия Санкт-Петербурга в тендерах на прием крупных международных мероприятий [1.].
Нужно учесть то, что развитие индустрии встреч в европейских странах происходило на базе хорошо сформированной и развитой туристической инфраструктуры, этот фактор считается основным условием для развития бизнес-туризма и привлечения организаторов крупных конференций в европейские города. Туристическая инфраструктура Северо-Запада, как и всей России, была сформирована и построена в советское время и довольно долгое время не получала достаточных средств для модернизации и развития. Но Ситуация изменилась после 2000 г., и в течение нескольких лет на Северо-Западе ведутся проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Существенно улучшили транспортную доступность региона два крупных проекта - реконструкция аэропорта Пулково и проект крупнейшего в Европе пассажирского порта "Морской фасад" в Санкт-Петербурге. Кроме того, на конгрессную площадку «Экспофорум» внедряется интерактивная система навигации в пассаже; прорабатываются проекты введения службы «Единый бесплатный номер заказа такси на КВЦ и установки в пассаже таксоматов для заказа такси.
Некоторые специалисты отмечают, что деятельность в области делового туризма стала более осмысленная, заказчики четко понимают, что они могут сделать сами, а что нужно поручить профессионалам. Все чаще клиенты проводят небольшие маркетинговые исследования, прежде чем заказать мероприятие у того или иного агентства. Сами же DMC и TMC компании все активнее осваивают комплексный подход к работе, предлагая комбинированные варианты MICE-программ. Работа с отелями и партнерами за рубежом стала более слаженной.
Генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов на Петербургском международном экономическом форуме 2016 предложил вести совместную целенаправленную работу выставочных организаций БРИКС и ШОС по нескольким направлениям, так как выставочный ресурс в рамках интеграционного сотрудничества стран используется в недостаточной мере [7.].
Состоялся IX Международный форум выставочной индустрии 5pEXPO-2016 в ЦВК «Экспоцентр», в котором приняли участие представители всех сфер выставочно-конгрессного бизнеса и event-индустрии, а также органов власти, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций, широкого бизнес-сообщества и зарубежные коллеги. Проходили обсуждения актуальных тем и вопросов, связанных с развитием экспо-индустрии, решением стоящих перед ней задач в нынешних непростых экономических условиях.
Одной из проблем развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности стала экономическая и геополитическая ситуация, которая складывается и в нашей стране, и вокруг нашего государства. Санкционный режим не может не отражаться на развитии ярмарочной и конгрессной деятельности. Сокращается количество выставочных площадей и число участников, прежде всего, иностранных компаний. Но при этом возрастает число посетителей [7.].
А также в Санкт-Петербурге запустили стройку масштабной выставочной площадки. Конгрессно-деловой центр «Тайм» построят на берегу Невы на территории Обуховского завода. Конгрессно-деловой центр «Тайм» станет первым объектом международного уровня на левом берегу Невы. Рядом со станцией метро «Пролетарская» будет построено 24-этажное здание высотой 100 метров. В комплексе появятся конференц-площадки на 1150 мест и офисы общей площадью более 20 тыс. кв. м. Планируется открыть конгресс-отель на 414 номеров под брендом Holiday Inn [7.].
Заключение
Исходя из статистических данных и высказываний профессионалов в области делового туризма, можно сделать следующие выводы. На ближайшие несколько лет Россия и, в частности город Санкт-Петербург, поставили перед собой амбициозные задачи для выхода на высокий уровень по проведению деловых мероприятий. Для выполнения плана необходимо осуществление 200 международных конгрессов и форумов. В городах развивается инфраструктура, открываются новые отели и площадки для проведения мероприятий, и благодаря этому снижаются цены на организацию поездок и улучшается сервис.
Стоит обратить внимание на некоторые факторы, которые могут повлиять на развитие отрасли. Это привлечение СМИ к данной отрасли; поддержка со стороны государства в деятельности по повышению привлекательности городов-MICE центров; увеличение количества квалифицированного персонала, работающего в MICE-секторе. Есть необходимость избавления стереотипного образа о стране, сложившегося у иностранцев.
Агентствам стоит разработать комплексные программы для иностранных деловых туристов, так как зарубежные заказчики проявляют интерес к проведению комбинированных инсентив-программ: экскурсии плюс активная бизнес или тимбилдиноговая составляющая. Следовательно, можно включить в обычный инсентив тур профессиональные встречи, или же проводить туры в другом формате, например в виде социального события. Специалистам по организации мероприятий стоит более тщательно подходить к выбору тем для конгрессов и форумов, узнавать, какие вопросы наиболее востребованы и интересны в настоящее время, и захватывать более широкий отраслевой спектр для привлечения большего потока деловых туристов.