Мотивация персонала в значительной степени определяет как непосредственно успех деятельности организации, так и развитие экономики в стране, уровень благосостояния людей, что предопределяет актуальность и важность проблем мотивации персонала [1].
Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями и возникающими на их основе мотивами. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. Потребность - это состояние нужды человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна либо ощущается таковой.
Потребности − источник активности человека. Мотив (от лат. «двигаю») − материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, ради которого они осуществляются. Мотивация − внутреннее побуждение к деятельности, исходящее из желаний, интересов, позиции работника [4].
Стимулирование труда- это сначала внешнее внушение, часть трудового процесса, имеющая влияние на сотрудника в процессе работы, денежная оболочка мотивации персонала. На ряду с этим оно имеет и нематериальную часть, предоставляющую сотруднику возможность в реализации себя как личности и работника параллельно [6].
Стимулирование несет на себе некоторые функции, они представлены в таблице 1.
Таблица 1- Функции стимулирования
Функция |
Значение функции |
Нравственная |
заключается в том, что стимулы к труду создают функционально актуальную точку зрения, высоконравственный публичный климат в обществе |
Экономическая |
заключается в то, что стимулирование труда персонала ведет к увеличению эффективности организации, что выразиться в качестве предлагаемой услуги или товара |
Общественная |
гарантируется формированием общественной структуры через разную степень прибыли, которая в значимой степени находится в зависимости от влияния стимулов на разных людей |
Исходя из этих функций и стоить разрабатывать систему мотивации и стимулирования сотрудников на предприятии. Они несут решающую роль в жизни любого человека.
Процедура мотивации весьма трудоемкая и неоднозначная. Существует огромное число разных концепций мотивации и стимулирования, старающихся предоставить объяснение данному явлению. Все без исключения они могут быть разделены на две крупные категории. Главную категорию составляют концепции, концентрирующиеся в раскрытии и рассмотрении поиска условий мотивации (материальные способы), другую - концепцию мотивации, пунктом сосредоточения интереса которых выступает макродинамика согласованности разных желаний (нематериальные способы) [3].
Проанализируем пути совершенствования мотивации и стимулирования труда. Они соединяются в ряд независимых течений :
- заработная плата, определяющая вклад сотрудника в итоговые результаты компании. Она должна быть сравнимой и конкурентоспособной с оплатой работы в подобных фирмах данной сферы.
Бесспорно, мотивационному приспособлению оплаты труда уделяется значительное внимание, однако непрерывное увеличение степени оплаты труда не содействует поддержанию рабочей инициативности надлежащей степени, таким образом и увеличению производительности работы. Использование данного способа является полезным с целью достижения временных ростов производительности работы. В окончательном результате совершается предписание либо адаптация к данному типу влияния. Одностороннее влияние на сотрудников только денежными способами не способно послужить причиной к долговременному увеличению производительности работы.
Безусловно повышение заработной платы даже в несколько раз не отменит всех проблем, а возможно и принесет новые (рост потребностей и запросов будет прямопропорционален росту доходов). К главной проблеме можно отнести колоссальный разрыв между доходами простых сотрудников и доходами управленческо-административного персонала. Мысль о уменьшении разницы в окладах найдет бурю негодования со стороны более заинтересованной, наиболее успешной в материальном плане категории персонала [2].
Для улучшения мотивации труда персонала, уменьшения текучести сотрудников, для привлечения работы на одном предприятии предлагается награждать сотрудников в виде личных выплат в процентном соотношении отталкиваясь от непрерывного стажа работы на предприятии [7].
- Концепция внутрифирменных льгот сотрудникам компании : субсидированное и поощрительное продовольствие, установка в компании машин с целью реализации горячих напитков и закусок; продажа продукта компании собственным сотрудникам с скидкой (как правило 10% и наиболее); полная либо неполная оплата затрат в дорогу сотрудника к месту деятельности и назад; предоставление собственным сотрудникам беспроцентных займов либо займов с невысоким степенью процента; предоставление полномочия использования автотранспортом компании; оплата больничных листов свыше конкретной степени, страхование здоровья сотрудников за счет компании.
- Нематериальные (не денежные) привилегии и льготы сотрудникам: награждения сотрудников в виде грамот, подарков; предоставление отгулов, повышение длительности оплачиваемых отпусков за определенные результаты и достижения в труде; более ранний выход в пенсию.
Социально-психологические методы мотивации и стимулирования сотрудников являются неотъемлемой частью способов нематериального стимулирования. Безусловно кое-какие способы существуют на предприятиях, но не в недостаточной степени. В основном все они требуют изменений.
Главными способами улучшения мотивации и стимулирования работы в организациях считается экономическое и неэкономическое поощрение. Разные типы стимулирования проявляют воздействие на активизацию работы служащих, однако более мотивирующими считаются нематериальные способы. Из неэкономических более важными считаются обособленно-целостные, общественно-психические и общественно-домашние способы стимулирования и мотивации [5].
В целом необходимо отметить, что система морального и материально- го стимулирования труда в различных компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие – повышение эффективности труда, его качества.