В современном мире люди все чаще начинают взаимодействовать с виртуальной реальностью, или киберпространством. Термин «киберпространство», возникший на основе сочетания слов: кибернетика (наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество), [6] и пространство - впервые был использован Уильямом Гибсоном, канадским писателем-фантастом в начале 1982г. в новелле «Сожжение Хром» («Burning Chrome»). Киберпространство описывает виртуальное пространство, в котором циркулируют электронные данные всех компьютеров мира [3].
В настоящее время создаются многочисленные программы и приложения для взаимодействия человека с этим миром. Виртуальная реальность содержит огромный объем различной информации. По итогам 2015 года глобальная численность пользователей интернета составила более 3,2 миллиардов человек [4]
Человек хранит все больше данных в киберпространстве: от личных сведений до государственных тайн. В этой связи неудивительно, что в последние 30 лет сложилась общемировая тенденция активизации различной криминальной активности в киберпространстве, для которой характерно совершение преступных деяний с помощью компьютера или смартфона. Такой вид преступлений называется киберпреступностью от английского cybercrime.
Ежегодно количество кибератак и суммы ущерба растут в геометрической прогрессии. Причины этого печального явления связаны с прибыльностью и легкостью совершения такого рода преступлений. Вооруженное нападение требует значительных затрат времени, финансов и тщательной подготовки, а малейший сбой почти неминуемо ведет к провалу всей операции. А вот кибермошенничество может быть успешным и тогда, когда операция пошла не совсем так, как первоначально задумывалась. В этих условиях возможна постановка другой задачи. Важно и то обстоятельство, что для преступных посягательств используются простые и довольно дешевые инструменты. Для работы с бот-сетью (от англ. botnet), имеющей различные боты - программы, скрытно устанавливаемые на устройство жертвы, и позволяющей злоумышленнику выполнять действия с использованием ресурсов заражённого компьютера [2], - не нужно ничего, кроме обычного персонального компьютера с доступом в интернет.
Суммы, которые можно украсть с помощью различных ИТ-средств те же, что и при «традиционной» преступности, а часто и больше. Так на 2015 год, по итогам исследования Symantec, общемировой ущерб от киберпреступлений составил 158 млрд. долларов. Согласно отчету компании, жертвами таких преступлений стали 594 млн. человек. В России в 2015 году, по оценке специалистов, был нанесен ущерб минимум на 1 млрд. долларов [5].
Учитывая возрастающую актуальность борьбы с киберпреступностью для правоохранительных органов и иностранное происхождение термина «киберпреступность», цель настоящей статьи состоит в изучении английских лексических единиц, связанных с преступной деятельностью, совершаемой в виртуальном пространстве, анализе различных видов киберпреступлений посредством изучения семантического значения вербализующих их английских лексем и словосочетаний.
Первый вопрос, который возникает при рассмотрении такого рода лексем, касается их написания. Оказалось, что в англоязычных источниках по вопросу киберпреступности написание релевантных английских терминов разнится. Так, например, на сайте ФБР среди направлений, которыми занимается агентство (What we investigate) указано cyber crime, а на официальном сайте Интерпола читаем: “Cybercrime is a fast-growing area of crime” (Киберпреступность является быстро развивающимся преступным направлением). В большинстве толковых анлоязычных словарей, однако, например, в Кратком оксфордском словаре английского языка Concise Oxford English vocab, в кембриджском словаре английского языка Cambridge Dictionary имеет место слитное написание - cybercrime.
Английская терминология преступлений, совершаемых в виртуальном пространстве, кроме ключевой лексемы cybercrime, также включает следующие лексемы с корнем cyber: cyberwar - кибервойна, cyberattack - кибератака, cyberterrorism - кибертерроризм, cybercriminal – киберпреступник, cybersecurity – кибербезопасность и др.
В разделе «Киберпреступность» на сайте Интерпол отмечается, что, хотя и не существует единого универсального определения термина «киберпреступность», правоохранительные органы, как правило, различают два основных вида интернет-преступлений:
advanced cybercrime - высокотехнологичная преступность, представляющая собой изощренные атаки на аппаратные средства компьютера и программное обеспечение,
cyber-enabled crime - преступность, использующая виртуальное пространство для совершения многих "традиционных" преступлений таких, как преступления против детей, финансовые преступления, кражи, мошенничество, незаконные азартные игры, продажа поддельных лекарств и даже терроризм. В этом случае речь идет о новых возможностях совершения преступлений онлайн, которые становятся все более массовыми и разрушительными [7].
Рассмотрим английские термины, описывающие различные типы киберпреступлений.
Hacking / Хакерство. Это преступление, в котором преступник использует различное программное обеспечение для доступа к личным или конфиденциальным данным человека, не подозревающего, что к его компьютеру имеют удаленный доступ. В Соединенных Штатах хакерство классифицируется как уголовное преступление и карается по закону.
Theft / Кража данных. Это преступление связано с нарушением авторских прав и незаконным использованием файлов для скачивания музыки, фильмов, игр и программного обеспечения. К сожалению, в настоящее время есть сайты, такие как Trekker(Torrent), которые поощряют пиратство программного обеспечения, и многие из этих веб-сайтов в настоящее время являются мишенью ФБР. Сегодня существуют законы, которые наказывают людей за незаконное скачивание.
Cyberstalking / Киберпреследование. Это своего рода онлайн-домогательство, в котором жертва подвергается шквалу интернет-сообщений и сообщений электронной почты. Как правило, сталкеры знают своих жертв, и вместо того, чтобы прибегать к личному выслеживанию, они используют для слежки интернет.
Identity theft / Хищение личных данных. Данный вид киберпреступления стал одной из главных проблем для людей, использующих интернет для совершения кассовых операций и использования банковских услуг. Преступник, получая доступ к данным о банковском счете человека, кредитных картах, социальном обеспечении, дебетовым картам и другой конфиденциальной информации, перекачивает деньги или покупает вещи в интернете, используя имя жертвы.
Malicious Software / Программные средства, нарушающие нормальную работу системы. Совершая такое преступление, преступник использует особое программное обеспечение для того, чтобы нарушить работу сети.
Child soliciting and Abuse / Домогательство и жестокое обращение с ребенком. Это также тип киберпреступности, в котором преступники общаются с несовершеннолетними через чаты с целью получения детской порнографии. ФБР тратит много времени на мониторинг чатов, посещаемых детьми, с надеждами на сокращение и предотвращение этого вида преступлений.
Проведенное исследование показало, что темпы развития киберпреступности поражают своей стремительностью и широким распространением. Неслучайно созданы специальные ведомства по борьбе с кибер-преступностью. В России это Управление «К» МВД РФ, а в США -Министерство внутренней безопасности США, Национальное подразделение по компьютерной безопасности. Для сотрудников правоохранительных органов России важно не только обладать высокими навыками в сфере информационных технологий для оказания эффективного противодействия киберпреступности, но и, прежде всего, владеть соответствующей специальной английской терминологией, позволяющей узнать историю, особенности возникновения киберпреступности, проанализировать методы, которыми пользуются зарубежные коллеги в борьбе с преступлениями, совершаемыми в виртуальном пространстве.