В России система природопользование (как впрочем и во всем мире) характеризуется повышением темпов роста потребления и снижением темпов восстановления природных ресурсов; слабой эффективностью использования природно-ресурсного комплекса; увеличением числа правонарушений в сфере природопользования, также существует выcокая доля теневой экономики при использовании природных ресурсов; несоответствие технической инфраструктуры производственной сферы уровню, который необходим для защищенности жизнедеятельности человека и безопасности окружающей среды.
Наиболее остро стоят такие проблемы как: снижения качества водных объектов, уничтожения и снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, - ресурсов, которые составляют основу жизнеобеспечения населения и формируют экологический потенциал территории, уничтожения лесов
В этой связи весьма актуальной представляется проблема систематизации теоретических подходов к совершенствованию системы управления природными ресурсами территории в целях сохранения его для будущего поколения.
Следует отметить то, что законодательство России, в сфере природопользования, не дает точного определения категории природных ресурсов, также вовсе не дано определение таких понятий как природно-ресурсный потенциал и природный капитал, однако эти понятия достаточно конкретно обозначены в научной литературе.
Н.Ф. Реймерс, более чем двадцать лет назад, предложил следующее определение природно- ресурсному потенциалу: «это часть природных ресурсов Земли и ближайшего Космоса, которая может быть вовлечена в хозяйственный оборот при данных технических и социально-экономических возможностях общества при условии сохранения среды обитания человечества»[10].
Иное определение можно найти в свободном словаре терминов: «Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса»[12].
Другое определение представляет нам иную трактовку определения. Природно-ресурсный потенциал территории – это совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий, которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности [4].
П.В. Березовский под природно-ресурсным потенциалом понимает совокупность элементов биосферы, которые можно использовать на данном этапе научно-технического прогресса для удовлетворения общественных потребностей[1].
Определения, приведённые выше, можно отнести к утилитарной парадигме исследований природных ресурсов и природопользования, которая явилась следствием промышленной революции XIX века. Конечно, в настоящее время взгляды на природу и природные ресурсы изменились, но не изменилась суть их потребления.
В современных условиях утилитарный подход можно охарактеризовать следующим:
- природно-ресурсный потенциал является фактором удовлетворения общественных потребностей различного рода;
- увеличение общественных потребностей диктует необходимость комплексного использования природных ресурсов и их компонентов;
- эффективность является основным критерием оценки природно-ресурсного потенциала;
- критерием оценки ограничения является величина экологического ущерба;
- выражение экологического ущерба в экономических показателях, позволяет учитывать его при оценке эффективности и «компенсирован»;
- задачу рационального природопользования необходимо решать путем максимизации выгод от использования природных ресурсов при минимизации экологического ущерба.
Тем не менее, необходимо сказать, что реальные процессы, происходящие в обществе и природе, ушли далеко от утилитарного подхода.
В 90-х годах XX века была предложена иная концепция природного капитала. Данная концепция была разработана Г.Дейли и Р.Костанза, согласно ей, природный капитал – это «запасы/активы природной среды, дающие поток ценных природных товаров и услуг в настоящем и будущем».
Данный подход строится на следующих позициях:
- природный капитал – эта основа развития общества;
- если рост материальных общественных потребности в природных благах угрожает деградации экосистемы их необходимо контролировать и даже снижать;
- воспроизводство природного капитала обеспечивает устойчивое развитие общества;
- приоритетным должно быть естественно воспроизводство природного капитала, а не стоимостное;
- естественные возможности природных систем рассматриваются как внутренние факторы развития;
- ущерб, нанесённый экосистеме, определяется изменением ее воспроизводственных функций, которые могут компенсироваться физическим капиталом.
В настоящее время в рамках данного подхода еще ведутся разработки теорий природного капитала. Также возникают вопросы и о равнозначности понятий природно-ресурсного потенциала и природного капитала.
К примеру, Пуховая У.М. считает так «Природные ресурсы являются материальной (пассивной) основой, а произведенный капитал производящей (активной) основой процессов производства». С последним тезисом данного определения трубно согласится, поскольку, природный капитал, в рамках экосистемного подхода, является «продуктом» экосистемы, составляющих ее элементов.
С нашей точки зрения, в экономическом аспекте категория – «природно-ресурсный потенциал» должна пониматься шире, чем «природный капитал», так как природно-ресурсный потенциал характеризует, с одной стороны, возможности развития конкретной территории, с другой – естественные возможности экосистемы.
По нашему мнению природно-ресурсный потенциал – это возможность природной среды (составляющих ее элементов) обеспечивать собственное воспроизводство, условия жизнеобеспечения и жизнедеятельности людей. Природно-ресурсный потенциал является составной частью социально-экономического потенциала локализованной территории (государства, региона).
На современном этапе Правительством Российской Федерации, разработаны документы, которые отражают мировые тенденции в области природопользования. Такими документами являются «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Экологическая доктрина РФ» (2002 г.)
Известно, что экономика России имеет сырьевую направленность, данный факт является ключевым в определении места страны в мировом разделении труда. Также необходимо учитывать тот факт, что топливно-энергетические ресурсы являются основным источником дохода в бюджете страны. Разумеется, в ближайшее время невозможно полностью отказаться от использования этих ресурсов. Также особенностью России является неравномерное территориальное распределение инфраструктуры, энергии, населения и биоресурсов.
Такие обстоятельства диктуют необходимость применения дифференцированного подхода к управлению природными ресурсами территории и их воспроизводством, который основывается на таких принципах, как зонирование, сохранение целостности природного ландшафта, исключение из хозяйственного использования территорий, которые мало затронуты или не освоены хозяйственной деятельностью.
Во-первых, для эффективного управления природно-ресурсным комплексом необходимы достоверная и полная информация о количестве, качестве, производительности, а также хозяйственном состоянии природных ресурсов.
Для оценки природно- ресурсного потенциала Республики Мордовия мы взяли следующие виды природных ресурсов: минерально-сырьевые, земельные, водные ресурсы. Наш выбор пал на них, потому что данные ресурсы играют важнейшую роль в хозяйстве республики.
Минерально-сырьевой потенциал региона, представлен ресурсами осадочного происхождения. Наиболее значимое место занимает одно из крупнейших в России Алексеевское месторождение мергельно-меловых пород и опок для производства цемента, относящихся к сырью, которое имеет федеральное значение.
На территории республики достаточно ограниченно распространение минерально-сырьевых ресурсов, в связи сэтим выделяются следующие типы районов: наиболее обеспеченные – это Чамзинский район. К районам с низкой обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами относятся Саранск, Лямбирский и Ельниковский районы.
Наиболее значимыми природными ресурсами Республики Мордовия являются земельные ресурсы. Согласно данным государственного учета земель, в административных границах Республики Мордовия общая площадь земель по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 2 612,8 тыс. га. На территории Мордовии преобладают пойменные, дерново-подзолистые, черноземные и серые лесные почвы. Необходимо также подчеркнуть значимость лесного фонда территории. Леса Мордовии представляют собой экологический каркас республики. Они выполняют защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также играют важную роль в сохранении и улучшении экологического состояния окружающей среды, давая при этом различную лесопродукцию. По состоянию на 01.01.2016 г. общая площадь земель лесного фонда республики составляла 657,2 тыс. га, то есть на лесной фонд приходится около 25,1 % всех земель Мордовии. В ее западной части располагается 45,7 % площади лесов республики, 20,1 % – в восточной и остальные 34,2 % – в центральной части. Основные лесообразующие породы сгруппированы в хозяйства: хвойное – 119,4 тыс. м3., твердолиственное – 87,4 тыс.м3 , мягколиственное – 886,8 тыс. м3.
На территории Мордовии имеется 1 525 водотоков общей протяженностью 9 250 км. Большую их часть (95,5 %) составляют небольшие реки. К основным рекам республики относятся Сура, Алатырь, Инсар, Пьяна, Мокша, Сивинь, Исса, Вад, Парца, Выша [1].
Приоритетными направлениями в области формирования культурного ландшафта Мордовии должны, в первую очередь, выступать рациональное использование и охрана недр, атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, растительности, сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий, охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов потребления и производства, формирование экологической культуры населения.
Обладание таким обширным природно-ресурсный потенциалом требует разработки мер их рационального использования.
Правовое регулирование природопользования на территории Республики Мордовия осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации. В настоящее время действует более десятка законодательных актов. Это и кодифицированные акты (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ), а также Закон РФ «О недрах», Закон РФ «О животном мире», Закон РФ «Об охране окружающей среды» и т.д. стоит отметить, что в Республике Мордовия собственной правовой базы по охране и использованию природных ресурсов пока нет по этому республика может развивать концептуальные положения в данной сфере, только в рамках федерального законодательства.
В федеральное законодательстве существует четкое разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ в сфере природопользования. Данное разграничение требует создания на территории субъектов органов, которые осуществляют природоохранную деятельность и деятельность по управлению природными ресурсами.
Согласно этому на территории республики создано Министерство природных ресурсов Республики Мордовия. Министерство природных ресурсов Республики Мордовия – это исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, который осуществляет государственное регулирование в области воспроизводства, изучения, использования и охраны ресурсов недр, объектов животного мира, земельных и лесных ресурсов и охраны окружающей среды и координирует деятельность в этой области иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. На данный момент иных таких органов на территории Республики Мордовия нет.
Для осуществления охраны и рационального использования почв необходимо принять меры по проведение комплекса природоохранных мероприятий, которые будут способствовать предохранению почв от эрозии и загрязнения, включая рекультивацию территорий
По той причине, что земли в Республике Мордовия – это ресурс, имеющий сельскохозяйственное назначение необходимо обеспечить:
- предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот 24,0 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
Прийти к рациональному использованию и созданию условий для охраны водных ресурсов позволят такие меры, как: защита вод от поверхностного загрязнения, ликвидация бесхозяйных (заброшенных) гидрогеологических скважин, выявление и ликвидация очагов загрязнения подземных вод; оптимизация использования ресурсов подземных вод (в первую очередь каменно- угольно-пермского водоносного горизонта), развитие на базе эксплуатационных запасов подземных вод сети резервных скважинных водозаборов для питьевого водоснабжения Саранско-Рузаевского промышленного узла; переоценка запасов ранее разведанных и используемых месторождений; сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты; проведение мероприятий по восстановлению водотоков и водоемов; очистка водных объектов и водоохранных зон; очистка рек от донных отложений.
В рамках охраны и рационального использование лесных ресурсов необходимо: сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и нелегальных рубок; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; повышение эффективности управления лесами; удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции.
Реализация указанных предложений позволит более эффективно контролировать исполнение хозяйствующими субъектами законодательства в сфере природопользования. Будет способствовать рационализации использования природных условия и позволит создать благоприятную экологическую среду на территории Республики.