Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ARCHITECTURAL HERITAGE GRADUATES OF THE INSTITUTE OF CIVIL ENGINEERS IN ARKHANGELSK

Akisheva V.D. 1
1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
6052 KB
The article examines the contribution of the graduates of the Institute of Civil Engineers in the creation of an image of Arkhangelsk, which was growing rapidly since the late 19th century after the completion of the railroad built by the Company of Savva Mamontov. The road connected Arkhangelsk to the center of the country, gave an impetus to the development of the city and up to 1917 the beginning of a construction boom. In search of the building expressiveness the customers addressed to the professional architects, the great contribution to the image of Arkhangelsk was made by the graduates of the Institute of Civil Engineers named after the Emperor Nicholas I. The author notes the role of L.N. Kekushev, I.A. Ivanov-Shits, B.A. Savitsky, G.F. Katsitnko, A.A. Karetnikov and S.A. Paetz in creation of an architectural image of the city. The article touches the issues of heritage losses of the architects, tells of the carried-out recovery work on the monuments which decorate the capital of Pomorland to this day. In conclusion the author considers the fates of the architects after 1917, they fully reflect the history of Russia of the 20th century.
russian north
Arkhangelsk
institute of civil engineers
architects l.n. kekushev
i.a. ivanov-shits
b.a. sawicki
a.a. karetnikov and s.а. paetz
wooden architecture
architecture and restoration.

Архитектурная история Архангельска конца ХIХ начала ХХ веков тесно связана с Санкт-Петербургской школой гражданских инженеров. На Севере служили Э.К. Гензель и Э.Ф. Салатко-Петрище. Большой вклад в создание образа Северной железной дороги внесли Л.Н. Кекушев и И.А. Иванов – Шиц. Значимыми фигурами в создании облика столицы Поморья были выпускники вуза – Б.А. Савицкий, Г.Ф. Кациенко, А.А. Каретников и С.А. Пец, наследие которых в настоящее время находится на государственной охране и представляет историческую значимость для Архангельска.

Строительство железной дороги акционерным обществом Саввы Мамонтова, соединившей Архангельск с центром империи, дало толчок развитию города. В представлении Саввы Ивановича железная дорога до Архангельска должна была стать единым архитектурным ансамблем, отражавшем романтические представления о Русском Севере ее строителя. Над созданием облика зданий работали Л.Н. Кекушев и И.А. Иванов – Шиц, выпускники Института гражданских инженеров (ИГИ).

Рисунок 1. Здания Северной железной дороги, построенной Акционерным обществом С.И. Мамонтова, и церковь преподобного Сергия Радонежского в Исакогорке., арх. Л.Н. Кекушев и И.А. Иванов – Шиц. Фото начала ХХ в. АОКМ.

Они спроектировали различные образы железнодорожных станций, жилых, культовых, хозяйственных построек, депо, водонапорных башен, будок стрелочника и даже скотных дворов. Жилые дома и прилегающие к ним хозяйственные постройки были выполнены в виде усадебных комплексов (рис. 1). Изюминкой проекта стала конечная станция – Исакогорка (Исакогорский округ Архангельска), где был создан целый городок жилых, хозяйственных и административных зданий. Доминантой поселка – храм преподобного Сергия Радонежского, освященный в 1902 году (рис. 1). [2, 1902, №11, с. 358-360]

Железную дорогу торжественно открыли 17 ноября 1897 года. Весь комплекс построек на протяжении более 400 верст был закончен к 1915 году и представлял собою новаторское произведение в виде сказочного живописного ансамбля. Л.Н. Кекушев и И.А. Иванов - Шиц использовали одинаковые приемы в оформлении строений, адаптировали образ к богатым традициям местной деревянной архитектуры и создали ряд типовых проектов для дальнейшей застройки поселения.

С вводом дороги в эксплуатацию, вплоть до 1917 года город переживал настоящий строительный бум, в строительное отделение Архангельского губернского правления шел нескончаемый поток прощений на согласования жилых, административных и культовых зданий, над проектами которых работали, в том числе выпускники ИГИ.

Болеслав Антонович Савицкий, окончив институт в 1885 году, некоторое время работал в Московском губернском правлении. До приезда в столицу Поморья год был младшим инженером Строительного отделения в Вятке, где по проекту зодчего построена церковь Александра Невского в Уни. С 1887 года служил в Архангельске, спроектировал здание Общины Красного Креста, перестроил сахарный завод В. Брандта под Императорское техническое училище и работал над часовней подворья Соловецкого монастыря (рис. 2).

Рисунок 2. Здания, построенные в Архангельске при участии и по проектам выпускников ИГИ:

а. – здание Община Красного Креста. Фото начала ХХ в. ; б. – Императорское техническое училище. Фото начала ХХ в. ; в. – подворье Соловецкого монастыря, перестроено по проекту Г.Ф. Кациенко в 1903 году. Руководил рабатами по устройству церкви подворья выпускник ИГИ Э.К. Гензель. Фото начала ХХ в. АОКМ.

В 1894 году в чине коллежского асессора был переведен в Калужскую губернию, выполнил ряд культовых построек: церковь иконы Божьей Матери Знамение в Плохино (1896-1916 гг.), Успенский соборный храм Тихоновой пустыни (1894-1904 гг.) и церковь Михаила Архангела в Красном (1910 г.) и др. [7, 1902, с. 41; 7, 1906, с. 40; 7, 1909, с. 14; 7, 1910, с. 5; 7, 1911, с. 5].

Гавриил Федорович Кациенко родился в семье обер-офицера, окончил институт в 1891 году. До приезда на Север служил инженером на Казанско-Козловской железной дороге, дорожным техником на Алтае, губернским архитектором в Якутии и старшим инженером Строительного Управления Приамурского генерал-губернаторства. 18 ноября 1899 года был назначен архитектором Архангельской губернии. С 1902 года губернский инженер Строительного отделения Губернского правления. Был действительным членом Статистического комитета. По его проектам было построено здание Макаровских бань на ул. Успенской, фельдшерская и повивальная школа, перестроено Соловецкое подворье (рис.2). В 1907 году вышел в отставку в звании надводного советника, декорировал дом купца С.В. Ананьина на набережной [9].

Андрей Андреевич Каретников родился в 1875 году в семье тамбовских мещан. После окончания института в 1901 году работал младшим инженером по дорожной части в Лифляндии. Через год переехал в Архангельск, где прошел путь от младшего инженера до губернского архитектора и инженера. Автор ряда публикаций по истории и этнографии Русского Севера, преподавал в Духовной семинарии историю храмостроительства и археологию. Являлся действительным членом Архангельского епархиального церковно-археологического Комитета (АЕЦАК), Общества изучения Русского Севера (АОИРС), Фотографического общества (АФО) [3, с. 181, 182], участвовал в открытии отделения АОИРС в Мурманске[5, 1919, № 5-6, с. 129 - 131]. За вклад в развитие Севера награжден благодарностью Императорской Археологической Комиссии и бронзовой медалью Дома Романовых. По его проектам построены храм подворья Николо-Карельского монастыря, лечебница с жилой дом доктора П.А. Дмитриевского, участвовал в реконструкции дома рыбопромышленника К.Ю. Спаде. Приверженец народной архитектуры. Провел реставрации Никольских церквей в д. Панилово и с. Зачачье, храмового комплекса в с. Турчасово. [2, 1911, № 11, с. 130]. В стиле деревянного зодчества им был спроектирован Народный дом имени Петра I в Соломбале [1, № 1, с. 117; 1, № 2, с. 27; 5, 1919, № 5-5, с. 130, 131].

Рисунок 3. Народный дом имени Петра I в Соломбале, арх. А.А. Каретников. Фото 1912 г. АОКМ.

Сергей Августович Пец, уроженец города Архангельска, выходец из рода Пецев, который берет начало с голландского шкипера, приехавшего на Север во времена Петра I. После окончания института работал в Санкт-Петербурге, в 1907 году был определен младшим инженером дорожной части Архангельского губернского комитета. В 1914-1917 годы был производителем работ Архангельского порта. Помимо основной службы, активно участвовал в жизни города. Член АОИРС и АФО, входил в состав жюри губернского фотоконкурса «Осень» (1914 г.) [3, с. 287]. Преподавал рисование в Императорском техническом училище. Был представлен к ордену Святой Анны III степени. Приверженец стиля модерн, в котором выполнил жилой дом купца Я.А. Беляевского, торговый дом и магазин купцов Макаровых, Константиновский приют. По его проекту сделана декорация фасадов особняка Ренни-Шарвина.

Совместными усилиями А. Каретникова и С. Пеца был создан Петровский комплекс на набережной Северной Двины. Павильон для Домика Петра I и постамент для монумента российскому императору (скулп. М.М. Антокольский), трижды посетившему Архангельск, создавался архитекторами к юбилею Полтавской битвы, и окончательно оформился к 1914 году [1, 1911, № 1, с. 117, 118; 1, 1911, № 2, с.27; 1, 1914, № 3-4, с. 27, 28; 1, 1915, № 7-12, с. 67; 5, 2012, № 5, с.53,54].

Рисунок 4. Жилой дом купца Я.А. Беляевского, арх. С.А. Пец. Фото 1918 г. АОКМ.

К сожалению, потери наследия выпускников Санкт-Петербургской школы невосполнимы. Утрачена большая часть строений Северной железной дороги. Снесены здание Общины Красного Креста, жилые дома доктора П.А. Дмитриевского, рыбопромышленника К.Ю. Спаде и купца С.В. Ананьина, сожжены деревянный дом лесопромышленника Я.А. Беляевского (рис. 4) и Народный дом имени Петра I (рис. 3). В связи со строительством пятиэтажных домов, разобрана центральная часть Русского для внешней торговли банка (арх. Э.К. Гензель), сохранились лишь небольшие помещения в глубине квартала, зажатые гаражами и зданиями 1948-1951 годов постройки.

Петровский комплекс на набережной Двины постигла также печальная участь. 31 мая 1919 года газета «Русский Север» сообщала: «...заметно, что за домиком этим присмотра не много, вероятнее всего, там нет сторожа, ибо входные двери всегда на запоре. Чья-то услужливая рука выдавила в окне стекло, куда публика и проникает для осмотра, а может, и других каких надобностей. Уличная детвора устраивает там различные игры. Вандализму пределов нет и, кто знает, во что может превратиться этот памятник старины...» В 1920 году была сброшена с постамента скульптура Петра I (рис.5). Павильон и Домик царя-реформатора был превращен в «отхожее место и приют бомжей».

В начале 1930-х годов было принято решение разобрать «наследие гидры империализма». П.Д. Барановский, находясь в этнографической экспедиции, обмерял церкви, подлежащие сносу, он включил в список наиболее ценных объектов, необходимых переместить в Коломенский музей-заповедник и «Дворец Петра Великого». После переноса реликвии павильон был разобран за ненадобностью. Статуя Петра I, валявшаяся рядом с павильоном, и все содержимое Домика Петра I в 1933 году было передано в фонды областного краеведческого музея (АОКМ). В 1948 году монументу императора было определено другое место, куда он и был установлен на родном постаменте. На месте, где ранее стоял памятник императору, установлен в 1950-м году Обелиск жертвам интервенции[5, 2012, № 5, с. 54].

Рисунок 5. Петровский комплекс на набережной Северной Двины: а. – проект постамента для монумента Петра I, арх. С.А. Пец; б. – открытие памятника Петру I, на дальнем плане павильон для Домика Петра I, арх. А.А. Каретников. Фото 27 июня 1914 г.; в. – демонтаж монумента Петра I. 1920-е гг. АОКМ.

В 1970-е годы началось движение по сохранению культурного наследия. В конце 1980-х начале 1990-х годов было заново воссоздано здание рыбопромышленника К.Ю. Спаде. С возвратом Архангельской епархии храма Сергия Радонежского и церквей Соловецкого и Николо-Карельского подворий в 1993 году проведена масштабная реставрация, восстановлены утраты и ныне святыни украшают столицу Поморья. Были приведены в порядок фасады Константиновского приюта и магазина Я. Макарова, в 2009 году закончилась реставрация особняка Ренни-Шаврина, в 2015 году начались восстановительные работы на лечебнице Дмитриевского.

Рисунок 6. Каменные здания, построенные по проектам выпускников ИГИ: а. – Никольский храм подворья Николо-Корельского монастыря, арх. А.А. Каретников. Фото 1903 г.; б. – Константиновский детский приют в Соломбале, арх. С.А. Пец. Фото середины ХХ в.; в., г. – магазин и торговый дом купцов Макаровых в Соломбале, арх. С.А. Пец. Фото середины ХХ в. АОКМ.

Историческое наследие архитекторов представляет огромную ценность для культуры Русского Севера. Настоящей изюминкой центральной площади Соломбалы являются макаровский торговый комплекс (рис. 6 в, г) и Константиновский приют (рис. 6 б), подлинным украшением города стали здания бывшего Технического училища (рис. 3 б.), храмов Николая Чудотворца (рис. 6 а.) и Соловецких чудотворцев на набережной Двины (рис.3 в), лечебницы доктора П.А. Дмитриевского на заповедной пешеходной улице Архангельска и особняка Ренни-Шаврина на Троицком проспекте.

Судьбы выпускников ИГИ в полной мере отражают историю России в ХХ веке.

Б.А. Савицкий служил в должности губернского инженера Строительного отделения Калужской губернии до 1912 года, после чего ушел со службы в чине статского советника. В июле 1902 года определением депутатского Собрания утвержден в дворянство. [7, 1902, с. 41; 7, 1906, с. 40; 7, 1909, с. 14; 7, 1910, с. 5; 7, 1911, с. 5]. Сын архитектора – Дмитрий (1893-1948 гг.) окончил ИГИ, работал в мастерской академика А.В. Щусева. За совместный проект с М.Л. Шпекторовым Рыбинского гидроузла был отмечен Сталинской премией III степени. Внучка зодчего О.Д. Савицкая (1929-2015 гг.) архитектор-реставратор, работала в ВО «Союзреставрация», участвовала в создании проекта реставрации ансамбля Соловецкого монастыря.

Г.Ф. Кациенко, выйдя в отставку из-за болезни жены, все свое умение и архитектурный талант приложил в декорирование и убранство семейного дома на набережной (рис. 3а). 12 июля 1918 года архитектор покончил с собой. Вскоре дом, которым с любовь занимался последние годы зодчий, был национализирован, имущество описано. Здание перешло в ведение городского хозяйства, было переоборудовано под коммунальные квартиры, а в 1970-е годы снесено [9].

Истинный патриот Русского Севера, архитектор, инженер и фотограф А.А. Каретников покинул Архангельск в 1916 году. По долгу службы был переведен в Петроград, в 1918-1919 годах жил в Мурманске, работал редактором «Мурманского вестника». Являясь членом Архангельского общества изучения Русского Севера (АОИРС) в годы Гражданской войны резко выступил против политики большевиков по уступке Финляндии западной части Мурмана. Каретников не принял новую власть. После окончания войны иммигрировал, 1921 - 1923 годы был членом Союза русских инженеров, жил в Брюсселе [4 с. 121; 5, 1919, № 5 - 6, с. 129 - 131]. На родине у него не было будущего, с установлением в губернии власти большевиков члены АОИРС, как контрреволюционное объединение, подверглись репрессиям: 43 члена закончили свою жизнь в изгнании, 16 прошли ужас сталинских лагерей и тюрем, 40 были приговорены к расстрелу [4, с. 101-123, 155].

Не избежал репрессий и С.А. Пец. В 1917 году он был назначен городским архитектором, в 1918 году занимал должность старшего инженера управления Архангельского порта. С октября 1918 года заведовал лесопильным заводом и управлял технической конторой в порту Бакарица, откуда был уволен 15 августа 1919 года, после чего переехал с семьей в Мурманск [4, 6, 8]. Работал начальником техотдела строительного управления «Жилстрой», которое строило первый микрорайон города. 31 июля 1937 года был утвержден секретный приказ № 00447 с планами на «подлежащих репрессии». 5 августа операция началась на Европейской части СССР. С.А. Пец был арестован 29 августа 1937 года за шпионаж и противодействие деятельности государственных предприятий в интересах бывших собственников (Ст. 58 п.6-9 УК РСФСР). Комиссией прокуратуры НКВД СССР был приговорен «по первой категории» к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 10 января 1938 года. Похоронен С.А. Пец на территории тайного могильника НКВД Левашовской пустыни Ленинграда. Реабилитировали Сергея Августовича в 1989 году Постановлением генпрокуратуры РСФСР [6].

В настоящее время материалы о деятельности архитекторов на Русском Севере хранятся в государственном архиве области (ГААО) и собрании областного краеведческого музея (АОКМ).