Табачная зависимость (ТЗ) является основной причиной заболеваемости по всему миру. Ежегодно табакокурение (ТК) приводит почти к 6 млн случаев смерти, из которых более 5 млн потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 тыс. некурящих людей, подвергавшихся воздействию вторичного табачного дыма. Согласно прогнозам, число ежегодных случаев смерти от ТК к 2030 г. может превысить 8 млн. Почти 80% из 1 млрд курильщиков в мире живет в странах с низким и средним уровнем дохода [1]. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, в стране погибают от 350 до 500 тыс. граждан. Около 80% населения подвергается ежедневному пассивному курению табака. ТЗ выявлена у более чем 70% курильщиков Чувашии. Около 60% курильщиков республики не проявляют какого-либо желания отказаться от ТК [2]. Уровень распространенности ТК среди подростков – школьников 15–18 лет по ЧР в среднем составляет 26,1%, а с учётом учащихся других образовательных организаций достигает 50%. Взывает озабоченность раннее начало ТК у современной молодежи Чувашии, включая девушек [3]. Пик приобщения к ТК у школьников приходится на 13–14 лет, поэтому именно молодые люди являются целевой группой для проведения превентивных мероприятий [5]. Наиболее удобно и экономически оправдано их проведение в школах, что позволяет охватить большое количество детей [10].
Целью настоящей обзорной статьи явился анализ эффективности школьных программ по профилактике ТК по опубликованным за последние семь лет данным систематических обзоров и метаанализов Кокрейновского сотрудничества, а также ряда медицинских журналов. Эти источники используют рандомизированные контролируемые исследования, исключая случайные и систематические ошибки, а их использование является наиболее достоверным и доказательным.
Собраны данные проведённых в школах программ в течение 40 лет. Проанализированы 134 исследования с участием 428 293 участников в возрасте 5-18 лет с проведением мероприятий по профилактике ТК по меньшей мере в течение шести месяцев. В анализ были включены 50 исследований с участием никогда ранее не куривших 143 495 детей.
Критериями оценки эффективности проводимых мероприятий служили показатели некурящих, частота ТК и индекс курильщика. Реализация программ проводилась классными руководителями, работниками здравоохранения, студентами или аспирантами, ровесниками. Полученные данные содержали информацию о месте проведения и типе вмешательства, описание участников (число участников, возраст, пол, этническую принадлежность, степень ТЗ на данный период), продолжительности исследования, интервалов времени между воздействием и оценкой ее эффективности, полученных результатов и качества выполнения программ.
Был выявлен существенный эффект в проведенных исследованиях длительностью более одного года – сокращение показателя начавших курить по сравнению с контрольной группой на 12%. При наблюдении менее одного года полного эффекта не было обнаружено. При исследовании в течение менее одного года был получен существенный эффект для лиц обоих полов. Наибольший эффект для лиц мужского пола был получен в одном исследовании, в котором использовалась мультимодальная программа. При более длительном наблюдении не было выявлено статистически значимых различий по полу [9].
Одним из эффективных превентивных мероприятий стала программа по улучшению социально-психологической компетентности, которая обучает навыкам самоконтроля и чувству собственного достоинства, способствует становлению личности. Следующее эффективное мероприятие направлено на преодоление социальных факторов-предикторов ТК. Программы развивают устойчивость к попыткам приобщить к ТК со стороны сверстников. Наиболее эффективно комбинирование двух вышеперечисленных программ. Следует отметить большую эффективность этих программ при продолжительности вмешательств более одного года. Установлено, что общение школьников со взрослыми наставниками в сравнении со сверстниками результативнее. Представленные выше программы следует продвигать в здравоохранении [4].
Зачастую подростки считают ТК нормой поведения, недооценивая его вред. Лекции, анкетирование, постановки, стенгазеты, дискуссии, интерактивные игры, фильмы и встречи со спортсменами разрушают ошибочные убеждения о социальной приемлемости курения. Однако, предоставление только информационной составляющей не приносит ожидаемого эффекта.
Одновременная направленность программ на предотвращение потребления нескольких ПАВ (табак, наркотики, алкоголь) уступает в эффективности программам, специализированным только на ТК [8-9].
Требует дополнительных доказательств и новых исследований использование многоуровневых вмешательств, проведенных среди 2343 учеников 7 и 8 классов в 4 средних школах в возрасте 11-16 лет в Китае в течение двух лет. Оценка эффективности вмешательств проводилась с помощью анкетирования и бесед. Больший эффект наблюдался среди учеников 8-го класса. Программа проводилась как внутри, так и за пределами школы. Она направлена на изменение школьной и государственной политики в отношении ТК. Школьная политика предусматривает запрет ученикам и сотрудникам на ТК на территории учреждения, размещение знаков для некурящих, антитабачной рекламы, введение штрафов нарушителям запрета ТК; государственная – выделение в бюджете здравоохранения финансов для борьбы с ТК. Немаловажную роль играет активное участие самих учеников в процессе получения информации о ТК и распространении антитабачной пропаганды: создание брошюр, информационных досок в каждом классе. Дальнейшего тестирования заслуживают некоторые инновационные компоненты, среди которых демонстрация экспериментов на животных, подписание публичного обязательства не курить, составление контрактов с семьями, обязующимися отказаться от ТК. Несмотря на разработку и проведение различных мероприятий, советы врача и медсестры являются наиболее влиятельными на учеников, а учебно-практические семинары, лекции о последствиях ТК наиболее продуктивными. Выступление экс-курильщиков увеличивает общий эффект [10].
Многоуровневая программа вмешательства в течение двухлетнего периода наблюдения повышает уровень знаний учеников о вреде ТК, а также снижает вероятность перехода пробного в регулярное ТК. Тем не менее, программа оказывает незначительное влияние на отношение учеников к курению, и это не уменьшает вероятность начала ТК. Недостаточная результативность объясняется сильным социальным влиянием, поскольку семья и друзья нередко инициируют начало ТК. Поэтому активно разрабатываются вмешательства, чтобы помочь родным и близким предупредить формирование этой вредной привычки у детей и подростков. Привлечение родителей к школьной политике по предотвращению ТК путём подписания контракта на создание свободной от табачного дыма семьи может сократить приобщение к ТК от 16% до 32% детей и подростков [4]. Этот контракт требует от родителей не курить дома, попытаться бросить курить, ограничить доступ к сигаретам. Важную роль играют воспитание, основанное на авторитете и заботе о подростке с учетом его интересов [10].
Отсутствие надежных доказательств эффективности школьной противотабачной политики требует разработки рандомизированных контролируемых исследований по изучению данной проблемы [6]. Перспективной стратегией по профилактике ТК у школьников являются спортивные мероприятия. Программа «Спорт для здоровья» проводилась в течение 7 месяцев среди детей 9-10 лет в 32 начальных школах в неблагополучных районах Англии, где дети имеют более высокое намерение начать ТК. В исследовании приняли участие 960 детей. Проводилась оценка концентрации выдыхаемой окиси углерода у 82% участников с целью подтверждения результатов анкетирования. Данные собирались до начала программы, в дальнейшем через 8 месяцев и один год после вмешательства. Основным критерием эффективности являлись знания о вреде ТК и отсутствие намерения курить. Программа «Спорт для здоровья» формирует позитивное отношение к спорту и имеет несколько преимуществ по сравнению с традиционными подходами по профилактике ТК. Прежде всего, программа хорошо воспринимается как детьми, так и учителями. Занятие спортом укрепляет здоровье на физическом и психологическом уровне, формирует решительность детей в отказе от начала ТК. Спорт поощряет активное взаимодействие учеников и преподавателей, тем самым сплачивает в борьбе против ТК. И, наконец, объединение физической активности с процессом обучения дает детям возможность эффективно сохранить и использовать полученную информацию. Положительное воздействие на детей оказывает тренерская деятельность, включающая занятие танцами, обучение различным видам боевых искусств, подвижные игры. Поощрения в виде подарков и наград за успехи в области спорта, обновление спортивного инвентаря стимулируют учеников сохранять интерес к здоровому образу жизни. У большинства детей решение не курить в будущем благодаря программе стало более твёрдым. Несмотря на результативность этой программы, большинство детей в силу своего возраста изначально не намеревались начинать ТК, поэтому программа профилактики ТК должна нацеливаться на детей в возрасте 11-13 лет более близких к фактическому возрасту начала курения [7].
Таким образом, проведенный обзор исследований, основанных на методологии доказательной медицины, показал довольно широкий комплекс мероприятий для профилактики ТК. Описанные мероприятия пока малоэффективны, многие вопросы проблемы ТК среди школьников остаются нерешенными и дискуссионными. Необходимы дальнейшие исследования комбинированных программ для изучения потенциала этих мероприятий. Лишь в одном из исследований указывались биохимические оценки эффективности профилактики ТК, что снижает уверенность в результатах других вмешательств. Большинство испытаний были проведены в Северной Америке и не учитывалась этническая принадлежность исследуемых. Поэтому, вероятнее всего, что наши результаты более применимы к развитым странам, чем к развивающимся. Необходимы исследования во всех культурных регионах мира. Дальнейших разработок требуют программы эффективные для обоих полов. Будущие испытания должны принимать во внимание образ жизни подростков и использовать интернет для сбора информации. Есть минимальная информация о затратах на разработку и реализацию этих программ. Это важно, поскольку многие программы не доказали свою эффективность. Влиятельные политики должны реализовывать только программы с доказанной эффективностью.