В настоящее время исследования психосоматических расстройств является достаточно популярной темой исследований. Стресс и психотравмирующие факторы, которые иногда возникающие не только во внешней среде, но и в семейной системе, могут приводить к ослаблению иммунитета ребенка и как следствие – развитию заболевания.
Семья оказывает большое влияние на развитие ребенка, ведь он уже с первых дней вступает в систему отношений, которая формируется исходя из его потребностей [4].
Безусловно, качество семейных отношений отражается на состоянии здоровья ребенка, зачастую, его болезнь, может быть единственным способом адаптации к неблагоприятным условиям жизни в семье. А так же внутрисемейные отношения будут влиять на социальную адаптацию ребенка [1].
Если рассматривать семью как систему, то в ней можно выделить некоторые подсистемы, которые оказывают на психическое и соматическое здоровье ребенка существенное влияние. Таковыми являются:
- Уровень диады отношений.
- Уровень триады отношений, здесь не всегда в ее состав входят родители.
- Уровень расширенной семейной системы [5].Если же рассматривать уровень триадных отношений, то на нем важную роль играет коммуникация и идентификация ребенка со взрослым, которые так же отличаются в семьях, где дети болеют психосоматическими расстройствами и где есть здоровые [6].
На первом уровне семейной системы важное место занимает не только феномен адаптивности, но и феномен привязанности, который чаще рассматривается в системе - «мать-ребенок» [3]. «Привязанность – это набор видов поведения младенца, мотивационная система, отношения между матерью и младенцем, теоретический конструкт и субъективный опыт младенца в форме «рабочей модели»» которая разворачивается в новых социальных контактах ребенка и влияет на процесс вхождения в новые социальные среды [2]. Так, для детей с надежным типом привязанности, характерна высокая приспособляемость к стрессовым ситуациям, конструктивное реагирование на тревожащий фактор, менее выраженная ориентация на значимость других в оценке результатов своих поступков и мыслей. А для детей с ненадежным типом привязанности характерна склонность к ожиданию негативных оценок со стороны окружающих, поскольку имеют установку на восприятие мира как ненадежного и не вызывающего доверия, а, следовательно, эти дети более подвержены влиянию стрессовых факторов и не всегда способны конструктивно реагировать на возникающую тревогу.
Если же рассматривать уровень триадных отношений, то на нем важную роль играет коммуникация и идентификация ребенка со взрослым, которые так же отличаются в семьях, где дети болеют психосоматическими расстройствами и где есть здоровые [6].
Цель исследования - изучить особенности семей, имеющих детей младшего школьного возраста с психосоматическими расстройствами, на примере заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Исследование проводилось на базе областной детской клинической больницы г. Курска, в отделении № 2 (гастроэнтерология), а также в первых, вторых, третьих и четвертых классах общеобразовательной школы № 42 города Курска. Объем выборки составил 110 человек. Из них 55 детей в возрасте от 6 до 10 лет и 55 матерей. Контрольную группу составили 24 здоровых ребенка вместе с мамами, экспериментальную группу – 31 ребенок с ПСР гастроэнтерологического профиля вместе с мамами. Исследование с детьми проводилось индивидуально.
В качестве методов исследования мы выбрали следующие:
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) (АСВ) для родителей детей в возрасте 3 - 10 лет.
- Семейная социограмма (Эйдемиллер Э.Г., В. Юстицкис).
- Структурированная клиническая беседа для ребенка и родителей.
В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
при исследовании особенности семейных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с психосоматическим расстройством гастроэнтерологического профиля и соматически здоровых детей с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, предназначенного для матерей были получены статистически значимые различия по шкалам Гиперпротекция и Расширение сферы родительских чувств, что говорит о том, что гиперопекаемый ребенок ограничен от других источников социальных влияний, более инфантилен, в меньшей степени способен самостоятельно принимать решения, а значит, менее адаптивен и менее стрессоустойчив, что является фактором развития психосоматического расстройства. Эти данные схожи с представлением Д.Н. Исаева о возникновении психосоматического расстройства у детей.
Данные, полученные по шкале «Расширение сферы родительских чувств», показывающей нарушение воспитания вследствие дисгармоничных супружеских отношений, свидетельствуют о том, что семьи с соматически больным ребенком являются дисфункциональными.
Исследуя особенности семейных взаимоотношений ребенка с психосоматическим расстройством, мы обнаружили статистически значимые различия по критерию «Включенность членов семьи». Из результатов видим, что дети с психосоматическим расстройством чаще изображают себя только с теми членами семьи, с кем фактически проживают. Дети без психосоматического заболевания включают большее количество родственников, в том числе и дальних. Такой результат можно объяснить тем, что здоровые дети имеют более расширенный круг влияний, а значит, больше примеров моделей поведения, из которых могут предпочесть наиболее адаптивный.
Кроме этого дети с психосоматическим расстройством часто изображают себя в пересечение с фигурой другого члена семьи либо используют наложение фигур, что свидетельствует о наличии симбиотических связей, это характеризует дисфункциональную семью.
Также мы получили статистически значимые различия между группой здоровых детей и детей с ПСР по типу идентификационного партнера по критерию χ2 Пирсона при р = 0,031, что отражено на рисунке № 32.
У соматически здоровых детей преобладает благоприятный тип идентификации. У детей с ПСР ЖКТ преобладает неблагоприятный тип идентификации, а именно идентификация, основанная на высокой стрессогенности личной истории партнера.
Таким образом, мы определили, что в группе соматически здоровых детей преобладает эмоционально-значимый тип коммуникации в отличие от детей с ПСР ЖКТ, где преобладающим типом коммуникации является формальный. И та и другая группа в качестве коммуникативного партнера выбирали маму, что подтверждает наше предположение о том, что для ребенка существенную роль играет качество самой коммуникации, а не то, с кем из членов семьи у ребенка устанавливаются близкие, доверительные отношения.
У соматически здоровых детей преобладает благоприятный тип идентификации. У детей с ПСР ЖКТ преобладает неблагоприятный тип идентификации, а именно идентификация, основанная на высокой стрессогенности личной истории партнера. Различий в выборе партнера по идентификации обнаружено не было, что подтверждает наше предположение о том, что существенную роль в образовании психосоматических расстройств у детей играет история жизни идентификационного партнера, а не то, с кем из членов семьи идентифицируется ребенок.
Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам:
- Родители детей с ПСР склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Среди таких проявлений мы можем отметить повышение по шкале расширение сферы родительских чувств (при р = 0,02) Различия на уровне статистической тенденции по шкалам «Фобия утраты» и «Проекция на ребенка нежелательных качеств».
- Дети с ПСР склонны к построению симбиотических связей с членами семьи (при р = 0,0003) в отличии от соматически здоровых детей.
- При сравнении функциональной триады отношений детей контрольной и экспериментальной групп мы выяснили, что для детей с ПСР характерен более узкий круг членов семьи, которые являются партнерами по общению и идентификационными партнерами детей.
- Согласно полученным результатам в группе соматически здоровых детей преобладает благоприятный тип идентификации, в то время как в группе детей с психосоматическими расстройствами наряду с благоприятным типом большое значение имеет защитная идентификация на основе страха и стрессогенной истории идентификационного партнера.