Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ALZHEIMER'S DISEASE IN THE FEATURE FILMS

Alekseeva S.V. 1 Yatmanov V.G. 1 Sumkin N.K. 1
1 I. N. Ulianov Chuvash State University
Alzheimer's disease is the leading cause of dementia in the elderly age. Objective: to analyze the films, which are shown in patients with Alzheimer's disease, to assess the possibility of using them for increase in awareness of the population, medical students and professionals. Materials and methods: The 16 films that describe patients with Alzheimer's disease. 3 films devoted to an early form of Alzheimer's disease, 13 – late form. Results: In these films fully and accurately described the clinical picture of Alzheimer's disease, but there is a specific diagnostic and therapeutic nihilism. Conclusions: These data make us sure to widely use pieces of these films to increase in psychiatric literacy.
movies
alzheimer's disease
psychiatric literacy

Введение. Болезнь Альцгеймера (БА) является одной из главных и междисциплинарных проблем современного здравоохранения. На фоне постарения населения прогнозируется неуклонный рост этого заболевания. Осведомленность о БА способствует ранней диагностике и началу лечения больных, снижению их стигматизации и дискриминации в обществе [1, 2, 4, 5, 7-10].

Опрос, проведенный в Чувашии в 2010 г., продемонстрировал низкий уровень психиатрической грамотности населения. Всего 16% респондентов назвали психическое расстройство, описанное в вигнетах, и лишь каждый пятый из них упомянул слабоумие. БА фигурировали в единичных ответах [5]. Другое исследование уровня знаний у студентов-медиков о БА показало не совсем удовлетворительные результаты (в среднем ответили на 19 вопросов из 30). Наибольшие трудности у них вызвали вопросы о начале, клинике, лечении и течении болезни [2]. Анализ работы психиатрической службы г. Чебоксары продемонстрировал низкие показатели учета больных с БА, позднюю диагностику и не вполне адекватную их терапию [4].

Создавшееся положение требует поиска решений, которые способны повысить знания о БА. Как свидетельствует научная литература, этому может помочь показ художественных фильмов о БА [6-10].

Цель настоящего исследования – проанализировать фильмы, в которых показаны пациенты с БА, оценить возможности их использования для повышения осведомленности населения, студентов-медиков и профессионалов.

Материалы и методы исследования

Проанализированы 16 фильмов, в которых показаны пациенты с БА (таблица). Они были отобраны из списков [9, 10], часть фильмов включено в исследование после просмотра и клинического разбора лично нами. Для анализа использовалось описание БА и клинические рекомендации, взятые из [1].

Результаты

Большинство персонажей с дегенеративным слабоумием находятся в возрасте старше 70 лет, за исключением фильмов «Не хочу забывать», «Вдали от неё», «Всё ещё Элис», в которых показаны молодые люди с БА (27, 50 и 45 лет соответственно). Две трети героев фильмов составляют женщины. Около 70% живут с семьей в родном доме, а остальные в специализированных домах по уходу за больными. Роль последних часто ограничивается активностью в постели, например, в фильме «Агнец Божий» или «Я так давно тебя люблю», вероятно, чтобы подчеркнуть тяжесть слабоумия и важность различных психологических проблем своих детей (лиц, осуществляющих уход).

Только один персонаж, профессиональный убийца в фильме «Синдром Альцгеймера» сохраняет криминальную активность, хотя знает о своей болезни и думает об отставке. Многие герои с БА имеют очень высокий образовательный уровень: три из шести профессионалов – профессора университетов, остальные врачи или творческие личности.

Художественные фильмы, в которых герои страдают БА

Оригинальное название

На русском языке

Страна

Год выпуска

С ранним началом (до 65 лет)

«Nae meorisokui jiwoogae»

«Не хочу забывать»

Южная Корея

2004

«Away from Her»

«Вдали от неё»

Канада, Великобритания, США

2006

«Still Alice»

«Всё еще Элис»

Франция, США

2014

С поздним началом (после 65 лет)

«On Golden Pond»

«На золотом пруду»

Великобритания, США

1981

«Agnes of God»

«Агнец Божий»

США

1985

«My Girl»

«Моя девочка»

США

1991

«Folks!»

«Предки»

США

1992

«Compagna di viaggio»

«Попутчица»

Италия

1996

«Down in the Delta»

«Возвращение к истокам»

США

1998

«Iris»

«Айрис»

Великобритания, США

2001

«De zaak Alzheimer»

«Синдром Альцгеймера»

 

Бельгия, Нидерланды

2003

«The Notebook»

«Дневник памяти»

США

2004

«Black»

«Последняя надежда»

Индия

2005

«Il y a longtemps que je t'aime»

«Я так давно тебя люблю»

Германия, Франция

2007

«Mita Tova»

«Прощальная вечеринка»

Израиль, Германия

2014

«Honig im Kopf»

«Мёд в голове»

Германия

2014

 

При сенильном типе БА (с поздним началом) заболевание начинается в старческом или пожилом возрасте с малозаметных нарушений памяти, интеллектуальных функций и личностных изменений, которые при прогрессировании приводят к развитию тотальной деменции амнестического типа, сопровождающейся общим нарушением высших корковых функций [1].

Только в одном из просмотренных фильмов был показан инициальный этап БА (этап доклинических проявлений и мягкой деменции). У героя отмечаются эпизоды фиксационной амнезии и амнестической дезориентировки в пространстве (заблудился в лесу, рядом с домом, в котором много раз бывал). Периодически отмечался феномен оживления воспоминаний о событиях далекого прошлого (рассказывает истории из жизни своему внуку, который приехал к нему в гости; разговаривает по отключенному телефону со своими бывшими сотрудниками). Главный герой уже не работает, но полностью сохраняет повседневные виды активности.

Умеренная деменция демонстрировалась в шести фильмах [1, 9]:

- в фильме «Агнец Божий» у героини прогрессирует аллопсихическая дезориентировка в месте и времени (спрашивает у дочери – «Где она находится? И какой сейчас год?»), также отмечается амнестическая афазия – прозопагнозия (героиня не узнает свою родную дочь, а говорит ей, что она очень похожа на нее), иногда показываются экмнестические конфабуляции прошлой жизни;

- в фильме «Предки» у героя Гарольда Олдрича отмечается дезориентировка во времени (не помнит какой сейчас год), также отмечается феномен «сдвиг ситуации в прошлое» («1943 год он помнит, как вчера. Но это вчера, он не может вспомнить как вчера!»). Кроме того, у героя отмечается прозопагнозия (он не узнал своего сына, когда тот приехал к нему в гости), а также бредовые идеи – бред преследования («мафия»). Он не может выполнять ни профессиональную деятельность, ни повседневную, находится под опекой сына и жены;

- в фильме «Попутчица» у главного героя прогрессирует амнестическая дезориентировка во времени и в незнакомой местности (поэтому его дочь наняла девушку следить за отцом, поскольку он любит путешествовать). Но в то же время, он может сам себя обслуживать, хотя профессиональная деятельность ограничена. Наблюдается феномен «сдвига ситуации в прошлое», когда герой знакомится с девушкой, которая за ним следила, он рассказывает ей о своей жизни;

- в фильме «Синдром Альцгеймера» у профессионального убийцы Ледда прослеживается амнестическая дезориентировка во времени, в незнакомой местности, а позже и в знакомой;

- в фильме «Дневник памяти» у героини Алли также отмечается амнестическая дезориентировка во времени и месте, профессиональная и повседневная деятельность ограничены (находится под наблюдением медперсонала). Отмечается феномен «сдвига ситуации в прошлое», когда муж Ноа читает историю её жизни, героиня вдруг вспоминает свою молодость, семью и жизнь;

- в фильме «Прощальная вечеринка» продемонстрирована неспособность ориентироваться в незнакомой местности. Профессиональная и повседневная активность героини ограничена, она находится под наблюдением своего мужа, поскольку не может сама себя обслуживать.

Нарушения высших корковых функций были продемонстрированы во всех просмотренных фильмах [1]. Чаще всего на умеренной стадии показываются расстройства памяти в виде прогрессирующей, фиксационной амнезии (в фильме «Прощальная вечеринка» героиня не может запомнить то, о чем просит ее муж, забывает только что прочитанную статью). Также во всех фильмах показана амнестическая афазия, проявляющаяся в забывании названий предметов при сохранности их значений (например, в фильме «Попутчица» герой рассказывая девушке о своей профессии, забыл название карты, «я люблю путешествовать и всегда отмечаю места, где побывал, на…на…»). Кроме расстройств памяти в фильмах на умеренной стадии БА наблюдаются речевые расстройства в виде афазии.

Тяжелая деменция демонстрировалась в шести фильмах [1, 9, 10]. На этой стадии болезни состояние характеризуется тотальной деменцией с глубоким распадом памяти, полной фиксационной амнезией и дезориентировкой, нарастает регресс поведения, отмечаются выраженные нарушения высших корковых функций [3]. Например, в фильме «Последняя надежда» у героя – учителя симптомы БА быстро прогрессируют. Наблюдаются выраженные нарушения высших корковых функций – утрата памяти, речи (за время «обучения» с любимой ученицей сказал только одно слово «вода», которое связывало их), логического мышления, выражена апраксия (ходит по комнате только опираясь на стену или при поддержке), агнозия. При этом герой способен понимать и отвечать взаимностью на эмоциональные обращения (он улыбается, плачет, когда ученица, рассказывает ему о том, чему он ее научил, и что их связывает). Наблюдается амнестическая дезориентировка в месте, времени и собственной личности. В фильме «Мёд в голове» главный герой дезориентирован во времени, месте, собственной личности. Окружающее в целом воспринимает, несмотря на утрату вербальных навыков, способен понимать и отвечать взаимностью на эмоциональные обращения к нему. Наблюдается прозопагнозия – не узнает внучку, семью.

Пресенильный тип БА начинается в возрасте от 45 до 65 лет. Ни в одном из фильмов с пресенильным типом БА не показана лёгкая стадия заболевания [1].

Умеренная деменция продемонстрирована в фильме «Всё ещё Элис» (героине 45 лет), выражающаяся в невозможности справляться с профессиональными обязанностями (Элис – профессор лингвистики вынуждена покинуть рабочее место) или привычными видами социальной активности, хотя с посторонней помощью ей это еще удается. Легкие или более выраженные нарушения обычно наблюдаются в наиболее сложных видах повседневной деятельности (забывает оплатить покупки в магазине, не может посчитать деньги). Героиня может себя обслуживать, но нуждается в контроле. Отмечаются нарушения высших корковых функций – фиксационная амнезия (забывает адрес и имена, которые, просил запомнить врач), афазия. На МРТ никаких отклонений обнаружено не было, но на ПЭТ-сканировании выявлено наличие бета-амилоида в головном мозге. Дополнительно было проведено обследование на наличие гена, связанного с развитием БА. Заболевание прогрессирует очень быстро, и это волнует семью Элис. Врач говорит: «при раннем проявлении наследственной формы, развитие болезни бывает ускоренным, особенно у людей с высоким уровнем образования».

Тяжелая стадия деменции при БА показана в двух фильмах («Не хочу знать» и «Вдали о неё»). Этот этап, как известно, характеризуется тяжелым распадом памяти, дезориентацией в собственной личности, выраженными проявлениями агнозии и афазии.

Редкий случай болезни на этом этапе показан в фильме «Не хочу забывать», где заболевание развивается в 27 лет. Преобладают проявления амнестического синдрома в сочетании с аграфией (героиня рисует в блокноте портрет любимого человека, с каждым днём мелкие детали рисунка искажаются, портрет становится неузнаваемым). У больной показаны выраженные нарушения интеллекта, она не может самостоятельно себя обслуживать, нуждается в постоянной поддержке и помощи окружающих. Раннее начало БА возможно при отягощенной семейной наследственности заболевания, при передаче мутантного гена от родителей. В этом фильме об этом не упоминается, диагноз выставлен на основании клиники и данных МРТ головного мозга (врач показывает снимки, отмечая «Посмотрите, ваш мозг уменьшен в объёме!»).

Обычно сценаристы не испытывают трудностей в адекватной демонстрации нарушений памяти и интеллекта. Тем не менее, есть некоторые исключения.

Когнитивный профиль Алли в фильме «Дневник памяти» не очень убедителен. Так как она не может вспомнить главные события своей жизни, ее муж Ноа каждый день читает ей её автобиографию. И хотя Алли не признает своих детей и мужа, она, кажется, следуя сюжетной линии рассказа, не испытывает трудности в понимании того, что Ной говорил ей в течение нескольких дней. В одной из сцен фильма она вдруг понимает, что она и её муж являются главными героями в этой истории любви. Как только она узнает своего мужа, за этим следует краткий миг просветления и осознания болезни.

В фильме «Предки!» персонаж Гарольд Олдрич совершенно ничего не помнил о инцидентах, которые он вытворял – совершил поджог своего дома, въехал на машине в соседский дом – всё это он приписывал своему сыну. При этом Гарольд имеет, как и Алли, аналогичный уникальный и нереальный момент полной ясности и понимания. В частности, он предлагает совершить самоубийство, подстроив его под несчастный случай, для того, чтобы получить страховку жизни для себя и жены.

Мать Джульетты в фильме «Я так давно тебя люблю» тоже имеет один «момент просветления». Во время посещения её в госпитале, она вдруг узнает свою дочь, которую не признавала раньше и рассказывает ей о своей болезни, о том, как её «мучают», «все от неё чего-то хотят, и ей здесь очень грустно». Но буквально за 3 минуты, словно «по щелчку» она забывает всё, что было недавно, становится агрессивной, бросается на свою дочь и не желает никого видеть.

Наёмный убийца Анджело Ледда в фильме «Синдром Альцгеймера» отправляется из Франции (Марселя) в Бельгию, где он должен выполнить два задания. В начале он убивает высокопоставленного чиновника и закапывает тело в саду. После этого Ледда должен убить двенадцатилетнюю девочку. Всё это он совершает на фоне полного понимания о содеянном. Когда полиция, наконец, арестовывает Ледду, он рассказывает комиссару о своих преступлениях, связанных с политикой, коррупцией и детской проституцией.

В современных фильмах ярко демонстрируется различные проявления БА. Врачи очень четко описывают пациентам патогенез, клинику, диагностику заболевания. В фильме «Мёд в голове» врач рассказывает девочке, что у дедушки с БА как будет прогрессировать заболевание в течение ближайших лет и даже месяцев: «Представь на минуту, что все эти книги – разум твоего дедушки, в какой-то момент из-за болезни падает одна из книг, как только это происходит, твой дед забывает, что в ней написано, но в следующий момент одна из этих книг снова поднимается, но при этом падает какая-то другая. С течением времени они будут падать всё чаще, пока наконец не рухнут с этой полки до того дня, когда он не вспомнит ничего».

Некоторые фильмы сосредоточены на самом процессе диагностики. В шести фильмах в постановке диагноза БА было использовано инструментальное исследование – МРТ или ПЭТ сканирование головного мозга. Например, в фильме «Не хочу знать», в котором диагноз БА был поставлен на основании данных МРТ головного мозга молодой девушке. Но есть фильмы, когда диагноз поставлен лишь по клиническим симптомам, например, «Прощальная вечеринка».

Большинство персонажей, чтобы выжить, должны полагаться на помощь своих опекунов. Очень безумная бабушка Вада в романтической комедии «Моя девочка», нуждается в постоянной помощи окружающих. Зависимость персонажа от воспитателя, часто является источником разочарований и конфликтов, что приводит к словесному («Айрис», «Агнец Божий», «Вдали от неё») и физическому насилию. В шести фильмах из 16 персонажи находятся в доме престарелых (сестринского ухода). Некоторые из них уехали туда по собственной воле («Не хочу забывать», «Вдали от неё»), поскольку не хотели утруждать своих родных. Другие были отправлены туда родственниками, поскольку могли сочетать уход за ними с работой, а для приглашения сиделок не имели достаточных финансовых средств.

Обсуждение

Современная киноиндустрия становится все больше и больше заинтересована в историях о пациентах, страдающих от дегенеративной деменции и уходе за ними: 10 фильмов, посвященные теме были выпущены после 1999 г.

Большинство фильмов довольно хорошо продемонстрировали клиническую картину БА, в том числе психоневрологические проявления. Путешествие, представляется особенно популярной темой, вероятно потому, что это дает сценаристу повод быстро и неожиданно изменить расположение рассказа, чтобы создать напряженность и ввести новые образы или противоречия. «Предки!» и «Попутчица» в основном представляют форму дорожных фильмов, просматривая их, видно, что большую часть фильма персонаж с БА находится в постоянном «состоянии путешествия».

В отличие от клинической точности описания болезни, есть удивительный терапевтический, и даже диагностический нигилизм: часто пациент и его семья, кажется, не считают важным обратиться к врачу, и в этом случае терапевтическое вмешательство и дальнейшее наблюдение пациента упоминается редко. Таким образом, они усиливают болезнь, являясь одним из последних медицинских табу. Это делает «выдуманных» врачей не сильно отличающимися от своих коллег в реальной жизни.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало пригодным использование фильмов для демонстрации и клинического разбора БА. Чрезвычайно мало показано случаев с ранним началом болезни, что объясняется трудностью подбора сюжетов для наглядности и доказательности начала болезни, так как такие симптомы нередко встречаются в жизни здоровых людей пожилого и старческого возраста. Просмотр фильмов с комментариями специалистов могут способствовать повышению психиатрической грамотности населения, студентов медиков врачей и раннему выявлению случаев болезни. Своевременное начатое лечение позволяет повысить качество жизни больных, дольше сохранять им навыки самообслуживания, а значит снижает бремя заботы и ухода близких людей из окружения пациентов.