Введение
Всё чаще становится вопрос о распространенности так называемого бесплодия неясной этиологии. Готовность женщины к зачатию связана не только с состоянием ее репродуктивной системы, но и с ее психическим состоянием.
Концептуальные основания
Целью нашего исследования выступает изучение индивидуально-личностных особенностей женщин с бесплодием неясной этиологии.
Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:
- Осуществить теоретический анализ литературных источников, посвященных проблеме женщин с бесплодием неясной этиологии.
- Выявить индивидуально-личностные особенности женщин с бесплодием неясной этиологии.
- Разработать рекомендации для психологического сопровождения семьи с проблемой бесплодия неясной этиологии.
В нашей работе анализируя портрет женщины, страдающей бесплодием неясной этиологии, мы акцентируем внимание на том, что привело ли отсутствие детей к психоэмоциональным или личностным расстройствам или существуют особенности личностного развития, которые привели к нарушению репродуктивной функции. Чтобы беременность наступила, женщина должна быть готова к зачатию, и это заключается не только в готовности ее репродуктивной системы, но и в состоянии ее психики. При клинико-психологическом анализе литературы не удалось обнаружить однозначной специфики женщин с нарушением репродуктивного функционирования, но исследователи описывают распространенные личностные характеристики и психологические особенности таких женщин. Например, Г.Г. Филиппова приводит следующие данные: для этих женщин характерны общая инфантильность, проявляющаяся в незрелости личностной сферы; искаженная или незрелая полоролевая идентификация; неадекватные (инфантильные или дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности, подавленная агрессия в разной направленности; осложненные отношения с другими людьми, в первую очередь – близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью[7]. Н. О. Дементьева и В.В. Бочаров говорит о том, что у пациенток с бесплодием неустановленного характера выражено обеднение, обесценивание социальных контактов, потеря профессиональных интересов и навыков в отличие от бесплодных женщин с «определенным диагнозом бесплодия», которые реализуют и обретают себя в работе, в любимых занятиях[2]. Goldschmidt выделяет следующие особенности: 1) выступающая в мужской роли, соперничающая женщина с выраженным стремлением к доминированию и желанием независимости; 2) физически , психически незрелая женщина, зависимое положение которой представляет собой наиболее яркий признак [4]. Зотова Р.А. в своем исследовании особое значение уделяют наличию у женщин бессознательного чувства вины[3].
На основании вышеизложенного гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что существуют специфические индивидуально-личностные особенности женщин с бесплодием неясной этиологии, при этом мы предполагаем что у женщины с бесплодием неясной этиологии преобладают маскулинные поведенческие и психические свойства, в отличии от женщин уже имеющих ребенка и показатели чувства вины у женщин с бесплодием неясной этиологии выше, чем у женщин уже имеющих ребенка.
Нами было проведено эмпирическое исследование, где в качестве экспериментальной группы выступили 12 женщин, находящиеся в ситуации бесплодия неясной этиологии , общей длительностью заболевания более пяти лет. В ходе беседы было выяснено, что они проходили стандартное медицинское обследование, на поиск прямых физиологических причин многолетнего бесплодия, но таких причин не было выявлено. В контрольную группу входили двадцать состоявшихся матерей, воспитывающих одного ребенка, диагноз бесплодие неясной этиологии в анамнезе никогда не присутствовала.
В качестве методов исследования для выявления индивидуально-личностных особенностей нами использовались для изучения:
а) Ценностно смысловая сфера – тест СЖО Леонтьев Д.А, «Линия жизни» в интерпретации Василенко Т.Д., проективная рисуночная методика «Моя жизнь» Безгодова С.А., Микляева А.В., Яцышин.
б) Эмоциональная сфера – экспресс диагностика депрессий DEPS, «Моя жизнь» Безгодова С.А., Микляева А.В., Яцышин, шкала тревоги Спилберга Ч.Д. в адаптации Ю.Л, Ханина.
в) Когнитивная сфера – наличие и уровень чувства вины и отношение к себе с помощью методики «Незаконченные предложения» вариант Д.Сакса и Леви, опросник уровня агрессивности Басса-дарки, методика С.Бэм «Маскулинность-Фемининность», методика «Кто я?» М. Куна.
г) Поведенческая сфера – выраженность механизмов психологической защиты, опросник уровня агрессивности Басса-дарки, методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика–Келлермана–Конте
Результаты и их обсуждение
По результатам проведенного исследования, характеризуя ценностно-смысловую сферу женщин с бесплодием неясной этиологии, мы наблюдаем по методике СЖО Д.А. Леонтьева снижение по шкале «Результат жизни» у женщин с бесплодием неясной этиологии (p-level=0,03). Такие данные свидетельствуют о том, что пройденный отрезок жизни женщины не принес ей результативности, жизнь кажется мало продуктивной и осмысленной. По мнению Е. В. Пономаревой, материнство — социально-культурный феномен, особая форма самореализации женщины, предназначенная ей природой, проявляющаяся в духовной потребности быть матерью и в определенном поведении: в заботе о потомстве, любви к детям, ответственности за их воспитание[5]. Невозможность такой самореализации провоцирует женщину относится к себе и своей жизни как несостоятельной, а ее результативность оценивается негативно.
Анализируя результаты методики «Линия жизни» в интерпретации Т.Д. Василенко , общая насыщенность линии жизни событиями у двух групп имеет приблизительно одинаковый показатель, однако присутствует преобладание отрицательных событий у женщин с бесплодием неясной этологии . Значимые различия наблюдаются по сфере семьи собственной (p-level=0,011). Большая часть женщины с бесплодием, в отличие от женщин уже имеющих ребенка, не отмечали на линии жизни следующие значимые события: знакомство с супругом, любовь, замужество, покупка квартиры, переезд к мужу, поездки с мужем куда-либо и т.д. Также следует отметить, что отрицательные события, у женщин с бесплодием неясной этиологии, в большей своей степени, совпадали с событиями семьи родительской: смерти родственников, развод родителей, переезды, побеги из дома, ссоры с родителями и т.д. Такая ситуация, по нашему мнению, может отрицательно влиять на принятие семейно-ролевых позиций и бессознательное негативное отношение к событиям семьи собственной.
По методике «Моя жизнь» наблюдается преобладание по показателю «Неблагоприятный фон» (p-level=0,011). Также характеризуя особенности эмоциональной сферы отмечается повышение уровня тревожности по шкале «Ситуативная тревожность» методики Спилберга – Ханина (p-level=0,044) и по методике DEPS- экспресс диагностика депрессий, показатель депрессивного состояния превалирует у группы женщин с бесплодием неясной этиологии (p-level=0,011).
Говоря о когнитивной сфере, мы видим значимые различия по критерию «Отношение к себе» методики «Незаконченные предложения» вариант Д.Сакса и Леви (p-level=0,049). Для женщин с бесплодием неясной этиологии были характерны следующие ответы: Если все против меня… я одна, у меня опускаются руки, я грущу; думаю я достаточно способна… чтобы постоять за себя, не поддаваться грусти; моя наибольшая слабость заключается в том…в сострадании, в большой доверчивости, многое на себя беру; когда мне начинает не везти…я злюсь, я нервничаю, я грущу, впадаю в унынье и т.д.. Такие ответы характеризуют женщин с бесплодием неясной этиологии как неуверенных в своих силах личностей, подверженных частому переживанию негативных эмоций, глубоко переживающих личные обиды. Наличие выраженного чувства обиды подтверждается значимыми различиями по шкале «Обида» опросника уровня агрессивности Басса-дарки (p-level=0,05). По показателю чувство вины, найдены значимые различия (p-level=0,009). Женщина с бесплодием неясной этиологии испытывает постоянное бессознательное чувство вины как перед собой так и перед мужем, семьей, что не может исполнить своего женского предназначения. Так как общество создает и поддерживает множество социальных ролей, образцы поведения, которые должен выполнять член этого общества, женщина сталкивается с проблемой невозможности выполнения большинства ролей, которые дает материнство. Женщина понимает, что она не совпадает с этими образцами идеальной хозяйки, матери, идеальной супруги, появляется ощущение «Я не соответствую» и зарождается чувство вины. Она начинает винить только себя в данной ситуации, что позволяет расти чувство обиды и агрессии в отношении окружающих.
Характеризуя поведенческую сферу по методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири мы наблюдаем значимые различия по шкале «Агрессивность» (p-level=0,043). Такие результаты говорят, о том , что женщины с бесплодием неясной этиологии предпочитают агрессивный тип поведения относительно их окружения. Для них характерно требовательность, прямолинейность, строгость и резкость в оценке других, настойчивость, упорство.
Говоря же о механизмах психологической защиты, то значимые различия были получены по шкале «Рационализация» (p-level=0,035). Преобладание данного показателя может свидетельствовать о том, что женщины с бесплодием неясной этиологии склонны пресекать переживания, вызванные неприятными или субъективно неприемлемыми ситуациями при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Женщина в ситуации бесплодия пытается оправдать данное положение отсутствием времени, продвижением по карьере, а беременность считает несвоевременной. Женщина будет стараться заполнить свое время множеством мероприятий или работой, которые по ее мнению, не будут давать ей времени, чтобы занять себя материнством.
Выводы:
Характеризуя индивидуально-личностные особенности женщин с бесплодием неясной этиологии можно констатировать, что переживание опыта бесплодия оказывает влияние на отдельные структурные психологические компоненты, изменяя целостное функционирование личности. Ценностно-смысловой компонент характеризуется отсутствием смыслов не связанных с рождением ребенка, жизнь представляется серой и унылой, лишенной интереса и важных событий, результативность прожитой части жизни снижена. Эмоциональная сфера личности характеризуется преобладанием негативных переживаний с тенденцией к депрессии. В когнитивной сфере превалирует постоянное бессознательное чувство вины и агрессии в сторону окружающих. Поведенческая сфера характеризуется однонаправленностью поведенческих реакций с типизацией, вызванной ситуацией бесплодия. Выделенные индивидуально-личностные особенности создают невозможность совладания с критической ситуацией, вызванной бесплодием неясной этиологии и требуют психологического сопровождения женщины.