Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ECOLOGICAL EDUCATION AS FACTOR OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SCHOOL KIDS

Rybas V.A. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University
This article defines the role of environmental education for the formation of legal culture of students. The result is that one of the major objectives of the entire system of education on the modern stage – formation of ecological and legal culture of the younger generation. Thus, the formation of ecological culture of the younger generation is the process of spiritual and practical activity of the subjects according to the understanding of the socio-natural patterns based on integration of individual and social experience, the result of which is natural and chelovecheskaya activities. Ecology should become an important element of the education system, and mandatory, as the study of the Russian language or mathematics. The education of the younger generation of environmentally literate is one of the factors determining the preservation of life on our planet. The basis of the environmental training should, of course, a solid biological knowledge, knowledge of the laws of nature and on the basis of this, understanding how to live in order not to violate the harmony of nature, and this, again, is a component of environmental education.
environmental education
ecological culture
ecological consciousness
legal culture

Во все времена, при различных политических режимах и социально-экономических условиях образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Деятельность всех социальных институтов, и, в первую очередь, системы образования, направлена на формирование новой, современной личности. Сегодня на фоне глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством, одной из целей системы образования становится экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование у него экологической культуры [3].

Таким образом, при восприятии природы как «среды» каждый отдельный природный объект не имеет самостоятельной ценности, является взаимозаменяемым другими подобными природными объектам. Поэтому для специалистов по охране природы, подходящей к ней как к «природной среде», важно сохранение тех или иных популяций животных и растений, а не отдельных конкретных организмов.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н. А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли К. А. Тимирязев, В. Н. Сукачев, В. И. Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.

Во все времена, при различных политических режимах и социально-экономических условиях образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Деятельность всех социальных институтов и в первую очередь системы образования направлена на формирование новой, современной личности. Сегодня на фоне глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством, определяющим фактором и, следовательно, одной из целей системы образования становится экологическое воспитание подрастающего поколения, а именно формирование у него экологической культуры.

Экологическое воспитание – целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование нового человека с развитыми экологическим сознанием и экологической культурой, способного жить в гармонии с окружающей средой, ощущающего себя составной частью окружающий среды, осознающего себя биологическим видом, жизнь и здоровье которого напрямую зависят от состояния среды его существования [2].

Экологическое сознание – совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия [1].

Экологически образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушить, что любить природу – значит творить добро, а младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования ответственного отношения к природе. И здесь неоценимую пользу приносит дополнительное образование, которое обладает целым рядом преимуществ, по сравнению со школьным. Это и меньшая формализованность учреждений, и более направленное действие, следование интересам воспитанников, и разнообразие форм и методов обучения, специальное оборудование, индивидуальный подход

Отметим, что процесс формирования экологической культуры у подрастающего поколения станет наиболее успешным, если будет опираться на следующие принципы:

  1. Междисциплинарный подход, который подразумевает определение места и роли каждого предмета в системе экологического образования, взаимное согласование содержания, форм и методов, а также логику изучения и углубления основных идей и понятий;
  2. Систематичность и непрерывность – учёт уровней экологического образования (дошкольный, школьный, вузовский) с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  3. Единство интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности, то есть взаимосвязь знаний о природе и социальных факторах среды с чувственным восприятием и эстетическим переживанием;
  4. Взаимосвязь глобального, регионального (национального) и локального (краеведческого) раскрытия экологических проблем [3].

Из вышесказанного следует, что одна из важнейших целей деятельности всей системы образования на современном этапе – это не столько само экологическое образование подрастающего поколения, сколько формирование его экологической и правовой культуры.

Таким образом, формирование экологической культуры подрастающего поколения – это процесс духовно-практической деятельности субъектов по осознанию социально-природных закономерностей, основанный на интеграции индивидуального и общественного опыта, итогом которого является природосообразная и человекосберегающая деятельность.

Экология должна стать важнейшим элементом системы образования, причем обязательным, как изучение русского языка или математики. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого, понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы, а это, как раз, является составляющей экологического воспитания.

Воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач современного образовательного процесса. В настоящее время школа является одним из самых значимых учреждений, которое реализует процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.