Введение
Роль государственных закупок в функционировании государства весьма высока, так как, исходя из определения данного термина - это приобретение товаров и услуг, а так же выполнение работ для государственных нужд. Система государственных закупок это комплексная система обеспечения государственных нужд в товарах, услугах и работах как отдельно взятого учреждения, так и нужд государства в целом.
В контрактной системе закупок Российской Федерации регламентируется не только процедура размещения заказа, но и этапы подготовки к ней, а также последствия размещения заказа после заключения государственного контракта в части его исполнения. Существует несколько способов размещения заказа и проведение открытых аукционов исключительно в электронной форме.
В России действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих, ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее.
Контрактная система в сфере закупок, в Российской Федерации, представляет собой ряд последовательных этапов: 1) Планирование закупок; 2) Осуществление закупок;
3) Управление контрактом; 4) Результат по контракту. [5] На каждой стадии выполнения закупок необходим мониторинг, контроль, надзор и аудит, целью которого является сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату.
Принципы контрактной системы раскрыты в статьях Федерального закона № 44-ФЗ. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. То есть, закон, прежде всего, направлен на совершенствование системы государственного заказа, повышения прозрачности закупочной деятельности. [5]
Регламентируются этапы планирования, обоснование закупок и нормирование. Планирование осуществляется путем составления и утверждения планов закупок и планов – графиков, которые утверждаются на период срока действия соответствующего бюджета и на очередной финансовый год. Планы закупок должны содержать в себе цели закупок, обоснование необходимости закупок, а также объемы финансового обеспечения на проведение закупки. Цель планирования закупок это определение объема и структуры государственных и муниципальных нужд, исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности органов власти.
При осуществлении закупок на первый план выходит выбор контрагента, способного обеспечить заданное качество заказа при наименьшей цене. Выбор контрагента производится с применением антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Ранее этот процесс детально регулировался Федеральным законом № 94-ФЗ. [5]
Управление контрактом сопровождается при надлежащем исполнении контракта, подконтрольность действий заказчика и исполнителя. Результат по контракту, достигается в результате полного удовлетворения государственных и муниципальных нужд в запланированном объеме и качестве, при условии эффективного расходования бюджетных средств, при необходимости проводится качественная экспертиза результатов и этапов исполнения контракта. [5]
Добросовестность исполнителя как при подаче заявки на участие в торгах, так и при исполнении контракта обусловлена обеспечительными мерами, такими как обеспечение исполнения заявки на участие в торгах и обеспечение исполнения самого контракта. Данные меры облегчат закупочную деятельность заказчика, помогут не допустить к участию в торгах случайных или не добросовестных исполнителей, а также к снижению коррупционных рисков и коррупционных случаев.
За соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа осуществляется строгий контроль. Органом, уполномоченным на осуществление данного контроля, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, Федеральные органы исполнительной власти, контрольными органами в сфере государственного оборонного заказа, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществления контроля в сфере закупок. Порядок осуществления такого контроля устанавливает Правительство Российской Федерации. На современном этапе, рассмотрение вопросов мониторинга контрактной системе в сфере закупок в регионах является актуальным.
Цель работы – мониторинг контрактной системе в сфере закупок по Архангельской области.
Результаты работы.
По результатам предварительного мониторинга работы организаций Архангельской области в 2015 году индекс промышленного производства составил 101,5% к уровню предыдущего года. [4] Все показатели социально-экономического положения Архангельской области включают данные и по Ненецкому автономному округу. (таблица 1)
Таблица 1 - Состояние экономики Архангельской области за 2015 год
№ п/п |
Основные показатели |
2015г. |
В % к 2014 г |
1 |
Индекс промышленного производства |
|
101,5 |
2 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади |
377,2 |
105,9 |
3 |
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
12843,5 |
85,1 |
4 |
Пассажирооборот автомобильного транспорта, млн. пасс. км |
751,4 |
95,3 |
5 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
226470,3 |
92,1 |
6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника1), руб. |
37363,0 |
107,4 |
7 |
Индекс потребительских цен (декабрь 2015 года в % к декабрю 2014 года) |
|
113,0 |
8 |
Денежные доходы (в среднем на душу населения)2), руб. |
31940,4 |
108,5 |
9 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода 3), тыс. человек |
11,4 |
118,5 |
Примечание:
1) Январь-ноябрь 2015 года; в % к январю-ноябрю 2014 года.
2) Предварительные данные.
3) На конец декабря 2015 года; в % к концу декабря 2014 года.
На территории Архангельской области за 2015 год построено 5317 квартир общей площадью 377,2 тыс. кв. метров, что на 5,9% превышает уровень 2014 года. Наибольший удельный вес общей введенной площади приходится на города Котлас (18,0%) и Архангельск (16,7%).
Населением за счет собственных и заемных средств введено 1333 жилых дома площадью 144,5 тыс. кв. метров (38,3% от общего объема введённого жилья), или 95,1% к 2014 году.
В социально-культурной сфере региона в 2015 году сданы в эксплуатацию следующие объекты:
- В области образования – косторезное училище на 40 ученических мест в село Ломоносово Холмогорского района; детские сады: в Устьянском районе (п. Октябрьский) и Ленском районе (с.Яренск) – на 220 мест каждый, Вельском районе (дер. Горка Муравьевская) – на 180 мест и в Холмогорском районе (д.Васильевская) – на 45 мест;
- В области здравоохранения – новое здание поликлиники в п.Плесецк Плесецкого района, рассчитанное на 375 посещений в смену, и 4 амбулаторно-поликлинических организации на 62 посещения в смену (в Холмогорском районе – 20, Приморском – 8, Коношском – 20 и 14);
- В области спорта – два катка с искусственным льдом площадью 3115 и 1800 кв. метров в г.Архангельске и один площадью 4062 кв. метра в г.Северодвинске; пять спортивных залов: в г.Северодвинске площадью 1462 кв. метра, в Ненецком автономном округе – 867 кв. метров, в Устьянском районе – 142 кв. метра и два в г.Котласе – 804 и 704 кв. метров;
- В области жилищно-коммунального хозяйства – водопроводы мощностью 3,9 тыс. куб. метров в сутки, котельные мощностью 70,1 Гкал/ч, канализация мощностью 2,4 тыс. куб. метров в сутки, а также водопроводные, тепловые, газовые и канализационные сети протяженностью 8,5 км, 3,2 км, 26,7 км и 1,9 км соответственно.
Кроме того, сданы в эксплуатацию гостиницы на 38 мест (Холмогорский район); туристские базы на 27 мест (Приморский район); три культовых сооружения (г. Архангельск, г.Котлас и Приморский район); здание торгово-развлекательного центра площадью 36,4 тыс. кв. метров (г. Архангельск); торгово-офисный центр площадью 155 кв. метров (Котласский район).
За 2015 год объем работ по виду экономической деятельности «Строительство» выполнен на сумму 32827,4 млн. рублей, что на 25,2% меньше уровня 2014 года. Основной объем строительных работ организаций (без субъектов малого предпринимательства) приходится на Ненецкий автономный округ (27,6%), а также города Архангельск (23,5%) и Северодвинск (19,8%).
Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с вступлением в силу ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» произошли изменения в сторону улучшения, и вызвали подъем производства в регионе. Процесс внедрения новых методов и подходов в управление включает в себя целый ряд мероприятий, из которых к числу наиважнейших относится работа по совершенствованию процедуры реализации государственного и муниципального заказов.
Выбор надежного подрядчика, соблюдение первоначальных конкурсных условий и максимальная экономия бюджетных средств, таковы основные цели создания контрактной системы. Формирование единого цикла удовлетворения государственных и муниципальных нужд позволит обеспечить выполнения обязательств региона и адекватное качество поставляемых товаров, работ и услуг, что будет достигнуто за счет создания сквозной системы информационного обеспечения, размещения государственного заказа от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов и администрирования гарантийного периода.
Следовательно, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продвинул действующую систему государственного заказа на новый этап развития. В процессе применения данного закона на практике установлены неучтенные недостатки, которые активно обсуждаются юристами и будут устранены в результате принятия подзаконных актов, но уже сегодня очевиден экономический эффект принятия данного закона в РФ.