Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMATION OF CONTRACT IN THE FIELD OF LABOR AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS ON THE EXAMPLE ARKHANGELSK

Pogozhev V.P. 1
1 OOO «VK- Building»
This article discusses the principles of contractual system established by the Federal Law № 44-FL. The contract system in the procurement based on the principles of openness, transparency, ensure competition, professionalism, innovation, unity, responsibility for the effectiveness of state and municipal needs, the effectiveness of procurement. Presents the results of monitoring the work of the organizations of the Arkhangelsk region and the indices of industrial production in 2015. Conclusions on the process of introduction of new methods and approaches in management. The new method in the management of the economy involves a number of activities aimed at improving the manipulation for the implementation of state and municipal orders.
the contract system
the scope of labor and services
state and municipal needs
the arkhangelsk region

Введение

Роль государственных закупок в функционировании государства весьма высока, так как, исходя из определения данного термина - это приобретение товаров и услуг, а так же выполнение работ для государственных нужд. Система государственных закупок это комплексная система обеспечения государственных нужд в товарах, услугах и работах как отдельно взятого учреждения, так и нужд государства в целом.

В контрактной системе закупок Российской Федерации регламентируется не только процедура размещения заказа, но и этапы подготовки к ней, а также последствия размещения заказа после заключения государственного контракта в части его исполнения. Существует несколько способов размещения заказа и проведение открытых аукционов исключительно в электронной форме.

В России действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих, ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее.

Контрактная система в сфере закупок, в Российской Федерации, представляет собой ряд последовательных  этапов:      1)  Планирование закупок; 2)  Осуществление закупок;

3) Управление контрактом; 4) Результат по контракту. [5] На каждой стадии выполнения закупок необходим мониторинг, контроль, надзор и аудит, целью которого является сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату.

Принципы контрактной системы раскрыты в статьях Федерального закона № 44-ФЗ.  Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.  То есть, закон, прежде всего, направлен на совершенствование системы государственного заказа, повышения прозрачности закупочной деятельности. [5]

Регламентируются этапы планирования, обоснование закупок и нормирование. Планирование осуществляется путем составления и утверждения планов закупок и планов – графиков, которые утверждаются на период срока действия соответствующего бюджета и на очередной финансовый год. Планы закупок должны содержать в себе цели закупок, обоснование необходимости закупок, а также объемы финансового обеспечения на проведение закупки. Цель планирования закупок это определение объема и структуры государственных и муниципальных нужд, исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности органов власти.

При осуществлении закупок на первый план выходит выбор контрагента, способного обеспечить заданное качество заказа при наименьшей цене. Выбор контрагента производится с применением антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Ранее этот процесс детально регулировался Федеральным законом № 94-ФЗ. [5]

Управление контрактом сопровождается при надлежащем исполнении контракта, подконтрольность действий заказчика и исполнителя. Результат по контракту, достигается в результате полного удовлетворения государственных и муниципальных нужд в запланированном объеме и качестве, при условии эффективного расходования бюджетных средств, при необходимости проводится качественная экспертиза результатов и этапов исполнения контракта. [5]

Добросовестность исполнителя как при подаче заявки на участие в торгах, так и при исполнении контракта обусловлена обеспечительными мерами, такими как обеспечение исполнения заявки на участие в торгах и обеспечение исполнения самого контракта. Данные меры облегчат закупочную деятельность заказчика, помогут не допустить к участию в торгах случайных или не добросовестных исполнителей, а также к снижению коррупционных рисков и коррупционных случаев.

За соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа осуществляется строгий контроль. Органом, уполномоченным на осуществление данного контроля, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, Федеральные органы исполнительной власти, контрольными органами в сфере государственного оборонного заказа, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществления контроля в сфере закупок. Порядок осуществления такого контроля устанавливает Правительство Российской Федерации. На современном этапе, рассмотрение вопросов мониторинга контрактной системе в сфере закупок в регионах является актуальным.

Цель работы – мониторинг контрактной системе в сфере закупок по Архангельской области.

Результаты работы.

По результатам предварительного мониторинга работы организаций Архангельской области в 2015 году индекс промышленного производства составил 101,5% к уровню предыдущего года. [4] Все показатели социально-экономического положения Архангельской области включают данные  и по Ненецкому автономному округу. (таблица 1)

Таблица 1 - Состояние экономики Архангельской области за 2015 год 

п/п

Основные показатели 

2015г.

В %

к 2014 г

1

Индекс промышленного производства

 

101,5

2

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади

377,2

105,9

3

Продукция сельского хозяйства, млн. руб.

12843,5

85,1

4

Пассажирооборот автомобильного транспорта, млн. пасс. км

751,4

95,3

5

Оборот розничной торговли, млн. руб.

226470,3

92,1

6

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника1), руб.

37363,0

107,4

7

Индекс потребительских цен (декабрь 2015 года в % к декабрю 2014 года)

 

113,0

8

Денежные доходы (в среднем на душу населения)2), руб.

31940,4

108,5

9

Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода 3), тыс. человек

11,4

118,5

Примечание:

1) Январь-ноябрь 2015 года;  в % к январю-ноябрю 2014 года.

2) Предварительные данные.

3) На конец декабря 2015 года; в % к концу декабря 2014 года.

На территории Архангельской области за 2015 год построено 5317 квартир общей площадью 377,2 тыс. кв. метров, что на 5,9% превышает уровень 2014 года. Наибольший удельный вес общей введенной площади приходится на города Котлас (18,0%) и Архангельск (16,7%).

Населением за счет собственных и заемных средств введено 1333 жилых дома площадью 144,5 тыс. кв. метров (38,3% от общего объема введённого жилья), или 95,1% к 2014 году.

В социально-культурной сфере региона в 2015 году сданы в эксплуатацию следующие объекты:

  1. В области образования – косторезное училище на 40 ученических мест в село Ломоносово Холмогорского района; детские сады: в Устьянском районе (п. Октябрьский) и Ленском районе (с.Яренск) – на 220 мест каждый, Вельском районе (дер. Горка Муравьевская) – на 180 мест и в Холмогорском районе (д.Васильевская) – на 45 мест;
  2. В области здравоохранения – новое здание поликлиники в п.Плесецк Плесецкого района, рассчитанное на 375 посещений в смену, и 4 амбулаторно-поликлинических организации на 62 посещения в смену (в Холмогорском районе – 20, Приморском – 8, Коношском – 20 и 14);
  3. В области спорта – два катка с искусственным льдом площадью 3115 и 1800 кв. метров в г.Архангельске и один площадью 4062 кв. метра в г.Северодвинске; пять спортивных залов: в г.Северодвинске площадью 1462 кв. метра, в Ненецком автономном округе – 867 кв. метров, в Устьянском районе – 142 кв. метра и два в г.Котласе – 804 и 704 кв. метров;
  4. В области жилищно-коммунального хозяйства – водопроводы мощностью 3,9 тыс. куб. метров в сутки, котельные мощностью 70,1 Гкал/ч, канализация мощностью 2,4 тыс. куб. метров в сутки, а также водопроводные, тепловые, газовые и канализационные сети протяженностью 8,5 км, 3,2 км, 26,7 км и 1,9 км соответственно.

Кроме того, сданы в эксплуатацию гостиницы на 38 мест (Холмогорский район); туристские базы на 27 мест (Приморский район); три культовых сооружения (г. Архангельск, г.Котлас и Приморский район); здание торгово-развлекательного центра площадью 36,4 тыс. кв. метров (г. Архангельск); торгово-офисный центр площадью 155 кв. метров (Котласский район).

За 2015 год объем работ по виду экономической деятельности «Строительство» выполнен на сумму 32827,4 млн. рублей, что на 25,2% меньше уровня 2014 года. Основной объем строительных работ организаций (без субъектов малого предпринимательства) приходится на Ненецкий автономный округ (27,6%), а также города Архангельск (23,5%) и Северодвинск (19,8%).

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с вступлением в силу ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» произошли изменения в сторону улучшения, и вызвали подъем производства в регионе. Процесс внедрения новых методов и подходов в управление включает в себя целый ряд мероприятий, из которых к числу наиважнейших относится работа по совершенствованию процедуры реализации государственного и муниципального заказов.

Выбор надежного подрядчика, соблюдение первоначальных конкурсных условий и максимальная экономия бюджетных средств, таковы основные цели создания контрактной системы. Формирование единого цикла удовлетворения государственных и муниципальных нужд позволит обеспечить выполнения обязательств региона и адекватное качество поставляемых товаров, работ и услуг, что будет достигнуто за счет создания сквозной системы информационного обеспечения, размещения государственного заказа от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов и администрирования гарантийного периода.

Следовательно, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продвинул действующую систему государственного заказа на новый этап развития. В процессе применения данного закона на практике установлены неучтенные недостатки, которые активно обсуждаются юристами и будут устранены в результате принятия подзаконных актов, но уже сегодня очевиден экономический эффект принятия данного закона в РФ.