Одним из основных направлений развития современного дизайна трикотажных изделий является технология. Если раньше приоритетной была визуальная составляющая, а технология использовалась как средство для ее реализации, то теперь она часто выступает как самостоятельная ценность, определяет стилевое решение модели, ее эмоциональное содержание, ценовой сегмент.
Это направление модных поисков возникло в 1990-х благодаря двум новым стилевым направлениям, родившимся в это время – минимализму и гранжу. Они поставили перед дизайном и технологией новые задачи. Именно технология стала зоной поиска инновационных решений.
Экономический кризис, информационная революция и экологические проблемы начала 90-х привели к тому, что минимализм надолго определил вектор развития всех видов дизайна – от интерьера до костюма. Минимализм вернул в моду понятия меры и гармонии, чистоту и адекватность форм [1]. Визуальная простота, сдержанность форм и цвета привели к тому, что внимание создателя и потребителя переместилось к необычности и качеству сырья и материала, из которого изготовлена одежда, деталей и технологий. Появились новые сложносоставные и моносоставные пряжи, позволяющие создавать трикотажные полотна, сочетающие нестандартный выразительный и изысканный вид, комфортное туше, высокие эргономические качества. Новая вязальная техника позволила выполнять регулярные, цельновязанные и бесшовные трикотажные изделия. Инновации в технологии были важной коммерческой составляющей моды и воспринимались как проявление духа времени. Жиль Сандер и Хельмут Ланг реализовали в своих коллекциях наиболее ортодоксальный минимализм – сочетание самых лаконичных форм и новых высокотехнологичных материалов и приёмов их соединения. Минимализм перестал лидировать на подиуме к середине 90-х, но коммерчески успешен и сейчас, и именно технологические инновации позволяют ему уже более 20 лет быть актуальным и интеллектуальным стилевым направлением.
Еще одно стилевое направление, связанное с технологическими поисками и нововведениями – гранж (в переводе с англ. grunge – неопрятный, грязный, отвратительный, мусор). Для стиля гранж характерны грубые или «ветхие», состаренные и «застиранные», повреждённые материалы [2]. Необработанные или нетрадиционно обработанные швы и края, выглядящие растянутыми и разношенными или, наоборот, слишком тесные, словно севшие или малые вещи – искусная имитация, давшая начало огромному количеству новых технологий в изготовлении трикотажных изделий и полотен, их соединении в изделие и последующей его обработке. Все «дефекты» спроектированы дизайнером, а дыры, заплатки, косые и неровные края, спущенные петли, торчащие нитки, кажущаяся несовместимость тканей и вещей – результат сложного дизайнерского и технологического поиска, для осуществления которого потребовалось создание новой техники и технологии, способной осуществлять появившиеся задачи, например вывязывать полотна с разной величиной петель, имитирующие неумелую ручную вязку. Трикотаж в стиле гранж изготавливался из высококачественных, а зачастую и наукоёмких материалов, он потребовал новых видов пряж, способных сохранить или программируемо изменить свои качества во время технологической доработки готового изделия (истирания, варения, валяния, окрашивания разными способами и др.).
Начиная с 1990-х сфера поиска инновационных, оригинальных решений перемещается из вечерней в повседневную одежду, и, в частности, в трикотаж, который традиционно рассматривается как комфортная одежда для каждого дня. Дизайнер Хельмут Ланг, первым использовавший «интеллектуальные» материалы и продажи через интернет, утверждает, что «будущее моды будет так же сильно определяться техническими инновациями, как и модными процессами». В одном из своих интервью он говорит: «Что важнее, пуловер или смокинг? Повседневная мода приобрела в последнее время совершенно особое значение. То, что я ношу каждый день, гораздо больше влияет на мой имидж, чем та одежда, которую я надеваю по особым, редким случаям» [3].
Таким образом, именно 1990-е сформировали в дизайне новое технологическое мышление. Теперь появление новых стилевых направлений или обращение к уже существующим обязательно сопровождается технологическими поисками, а технология, наряду с формой, цветом, декором, стала значимым, а иногда и основным стилеобразующим фактором.
Работа над изделием начитается с определения его идейного содержания. Технологическая составляющая может являться как средством воплощения дизайнерской мысли, так и самой идеей. По одному эскизу, используя различные технологические приемы, можно создать и люксовую и массовую вещь. Для достижения художественной выразительности трикотажного изделия используют разные переплетения и технологии соединения деталей, и дизайнер должен уметь проектировать их, знать возможности современного трикотажного оборудования и программ.
В качестве примера взаимовлияния дизайна и технологии можно рассмотреть авторское пальто из коллекции «Барышня-крестьянка», выполненное в романтическом стиле, сочетающем этнические ассоциации и признаки стиля «гранж». Пальто создавалось как эксклюзивное, и все его элементы разрабатывались индивидуально, с применением ручной работы. В качестве материалов были использованы авторские трикотажные полотна и полупрозрачная матовая шелковая органза, служащая одновременно и подкладом и основой изделия (рис. 1).
Рис.1. Пальто из коллекции Анастасии
Типсиной «Барышня-крестьянка».
Трикотажные элементы пальто проектировались рельефными и легкими, со сложной фактурой, ассоциированной с русским народным ткачеством [4]. Уникальное цветовое решение строилось на сочетании в полотне сложных и чистых цветов в кажущемся случайным порядке.
Проектная стилистика изделия определила использование двух видов пряжи: мохер (для подчеркивания воздушности, рыхлости, легкости и формоустойчивости выбранного переплетения) и полушерсть (для удешевления себестоимости изготовления изделия). Для изделия использовалась пряжа более чем 20 цветов. Фактура трикотажных элементов стала возможной благодаря использованию прессового переплетения [5]. Взятое за основу переплетение отличает наличие одного или нескольких набросков на игле. В зависимости от количества этих набросков можно получить различные по толщине и рисунку полотна.
Технологические приемы, взятые за основу:
- смена перфокарт каждые 40-60 рядов, согласно раппорту
-использование функции удлинения раппорта перфокарты, что делает возможным увеличение вдвое количество получаемых рисунков и эффектов.
-смена плотностей переплетений для достижения равномерного полотна и ровного края изделия
-смена цвета каждые 2-4 ряда, смена цветовой палитры каждые 40-60 рядов.
Процесс вязания был достаточно трудоемким из-за количества цветовой гаммы, перфокарт и плотности, меняющихся с регулярной периодичностью. К каждому отдельному рисунку подбиралась индивидуальная цветовая палитра, для получения равномерных краев всей детали проводились расчеты поверхностных плотностей по вертикали и горизонтали. Трикотажные элементы пальто не имели дополнительных обработок, создавались по уменьшенным лекалам относительно тканевой основы и точечно нашивались на нее сверху, чтобы создавалось впечатление, что они не соединены между собой, а висят в воздухе. При раскрое тканевые детали по долевой не кроились, а обрывались, оставляя небрежный воздушный край. Сами детали нашиты друг на друга накладным способом, чтобы швы не потеряли пластичности. Карманы пальто выполнены из органзы и закреплены кеттельным швом между трикотажным и тканевым слоями изделия. Пальто фиксируется завязками-шнурами из органзы.
Таким образом, благодаря инновационным авторским технологическим приемам была решена проектная задача – создано уникальное авторское пальто в романтическом стиле с элементами этники и гранжа, премиального ценового сегмента. Именно технологические решения определяют стилистику изделия, его эмоциональный посыл, его ценовой уровень. Использование авторских и handmade технологий в изготовлении мелкосерийных и индивидуальных трикотажных изделий позволяет создавать необычный авторский дизайн, который по праву претендует на эксклюзивность.