Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MODERN LOOK AT THE MANAGEMENT ACTIVITY THE STUDY OF MANAGEMENT PRACTICES OF ORGANIZATIONS OF TYUMEN

Uzhakhova L.M. 1 Schetkova A.D. 1 Ryabtseva A.D. 1
1 Tyumen State University
The article examines the nature of management, different approaches to the content and structure of the management of labor. In accordance with the concept of Fred Lyutensa, which, depending on the frequency performance of the four most common types of administrative activity, identified three types of managers, a study was conducted to identify the most common type of manager. The study was conducted on the example of 20 executives of various branches of Tyumen. Been suggested that as a result of the study confirmed that the percentage of managers who meet the criteria at the same time the efficiency and success of small. Also, the scope of activity and gender differences can determine the career management strategy. As a result, conclusions, to enhance work efficiency and effectiveness of the functioning of the whole organization, it is important to pay attention to the formation and development of organizational culture, aimed at maintaining the system of evaluation on performance indicators. As well as the promotion of formal and especially career advancement should be a priority to improve organizational effectiveness.
successful and effective managers
types of management activity
career strategy.

В наше время многие люди, не имеющие опыта работы в сфере менеджмента, ошибочно полагают, что менеджер – это человек, занимающийся исключительно продажами. Современные менеджеры зачастую затрудняются ответить, что же усложняет их деятельность. Это обусловлено тем, что менеджеры вынуждены переключаться с одного вопроса на другой и редко заканчивают одно задание до того, как вовлекаются в решение другого. Такой лихорадочный характер деятельности в какой-то мере является особенностью большинства видов управленческой деятельности, так как менеджер должен реагировать на самые разные обращения людей и проблемы.

Многие выдающиеся ученые в области менеджмента пытались определить и структурировать содержание управленческой деятельности. Например, всеми известный Анри Файоль руководствуясь собственным опытом, разработал общую теорию бизнес–администрирования, в которой показал, как следует осуществлять менеджмент и выделил пять видов управленческой деятельности менеджмента:

· Планирование – это взгляд в будущее и составление планов действий.

· Организация – умелое размещение капитала, человеческих ресурсов и др.материалов для ведения бизнеса.

· Распорядительность – претворение планов в действие и поддержание активности персонала.

· Координация – объединение выполняемых видов деятельности.

· Контроль – мониторинг и корректировка, а также осуществление соответствия правилам и инструкциям. [4]

Лютер Гулик и Линдал Урвик расширили перечень Файоля и предложили свой перечень управленческих действий: планирование, организация, наём персонала, руководство, координация, отчетность, бюджетирование.

Ещё один известный теоретик менеджмента Питер Друкер считал, что действия, которые совершает менеджер можно разделить на базовые и элементарные операции. Под элементарными операциями Друкер подразумевал действия, которые нельзя назвать управленческими. Базовые операции в совокупности приводят к объединению ресурсов в живой и развивающийся организм. В своем труде «Практика менеджмента» Друкер очень подробно описал, каждый базовый вид деятельности, а именно:

· Постановка цели;

· Организация;

· Мотивация и коммуникация;

· Измерение;

· Развитие людей. [1]

Более поздняя попытка определить управленческую деятельность менеджеров была совершена Фредом Лютенсом и его коллегами. Они провели исследование, в ходе которого определили, что все менеджеры вовлечены в четыре вида деятельности:

· Традиционное управление – принятие решений, планирование, контроль.

· Коммуникации – обмен информацией и работа с документами.

· Использование сетей связей – взаимодействие с внешними лицами, налаживание связей/политиканство.

· Управление человеческими ресурсами – мотивирование, поддержание дисциплины/наказание, управление конфликтами, комплектация штата, обучение/развитие.

В соответствии с этим, по частоте выполнения различных видов управленческой деятельности, были определены три типа менеджеров:

Первый тип менеджеров – «успешные». Они быстро продвигаются по карьерной лестнице, в основном тратят свое рабочее время на политиканство, налаживание связей, взаимодействие с другими лицами и на все виды управленческой деятельности, что входят в традиционный менеджмент.

Второй тип менеджеров – «эффективные». Они действуют ориентируясь на людей, а именно на коммуникации и управление человеческими ресурсами. В приоритете таких менеджеров качественные и количественные показатели деятельности организации.

Третий тип менеджеров – совмещение качеств одновременно и эффективности и успешности. Этот вариант является самым оптимальным как для самого менеджера, так и для организации, в которой он работает. [3]

Их исследование доказало, что успешные и эффективные менеджеры по-разному распределяют своё рабочее время. Сравнительный анализ показал, что успешные менеджеры 39% своего времени и энергии тратят на коммуникацию и управление человеческими ресурсами, в то время как эффективные менеджеры тратят на них 70% своего времени. Успешные больше всего сосредоточены на организации сети связей, а эффективные уделяют этому меньше всего внимания. Как было установлено, в основе приоритетов видов деятельности лежат собственные ценности менеджера. Успешные менеджеры в большей степени ориентированы на собственные интересы, а эффективные – на цели компании.

В соответствии с концепцией Лютенса, проведено исследование управленческой практики 20 руководителей производственных, торговых, финансовых компаний методом анкетирования (табл. 1.). Сформулированы следующие гипотезы:

· Процент менеджеров, соответствующих критериям одновременно и эффективности и успешности, небольшой;

· Сфера деятельности и гендерные различия могут определять карьерную стратегию менеджера.

Таблица 1.

Сводные результаты проведенного исследования

Были получены следующие результаты (рис. 1-3).

Успешные менеджеры преобладают: их оказалось 60% от всех опрошенных; эффективные составили 35%, и всего 5% менеджеров сочетают в себе качества успешного и эффективного менеджера одновременно.

Рис.1 Соотношение трех типов менеджеров

Гендерные различия играют большую роль в окончательном решении менеджера при его выборе между успешностью и эффективностью. 71% опрошенных менеджеров – представители мужского пола, на данный момент занимающие высокие должности.

Рис.2 Соотношение менеджеров по гендерному признаку

Более детально были рассмотрены полученные результаты в соответствии с отраслью функционирования компаний: в сфере услуг и банковском секторе. У менеджеров, работающих в банковском секторе выбор сделан в пользу эффективности: 75% опрошенных подходят под критерии эффективного менеджера, тогда как в сфере услуг ситуация абсолютно противоположна – лишь 25% менеджеров являются эффективными.

Рис.3 Соотношение типов менеджеров по отраслям

Таким образом, только 5% из опрошенных руководителей выполняет свою работу качественно, при этом получая заслуженный карьерный рост. Для качественной работы компании рекомендуется поощрять эффективных менеджеров не только материальным вознаграждением, но и продвижением по карьерной лестнице. Формальные поощрения и, особенно, продвижение по карьерной лестнице за высокие показатели деятельности рекомендуется ставить в приоритет для устойчивого развития и повышения результативности компаний. В долгосрочной перспективе большое значение имеет формирование организационной культуры и ценностей, поддерживающих и поощряющих эффективный труд и систему оценки по ключевым показателям эффективности деятельности.