В настоящее время вузы в своем большинстве перешли на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат и магиструра, которая предусматривает рейтинговую систему оценки знаний студентов. Принципиальное отличие рейтинговой системы от традиционной пятибалльной шкалы заключается в том, что она стимулирует регулярность подготовки к занятиям.
Важной и необходимой частью учебного процесса в вузе является контроль знаний студентов, который осуществляется не только в конце (экзамен, зачет), но и в процессе изучения дисциплины, в течение всего семестра [1]. На наш взгляд, одной из удачных форм, стимулирующих домашнюю подготовку студентов к занятиям, является входной контроль [2]. Это предварительный письменный опрос по разработанным нами заданиям, позволяющим в короткое время (10–15 минут) проверить домашнюю подготовку и степень усвоения лекционного материала всей группой студентов по теме текущего занятия.
Обобщив опыт использования входного контроля в вузе [2, 3], нами было принято решение, в качестве эксперимента, применить эту форму промежуточного контроля знаний в средней школе на уроках химии.
На первом уроке учитель ознакомил обучающихся с методикой новой системы оценки знаний, перечислил темы, по которым будет проходить входной контроль. Варианты заданий входного контроля по всем темам были размещены на стенде в кабинете с первого дня проведения эксперимента, чтобы учащиеся в любое время могли с ними ознакомиться. Родители так же были ознакомлены с сутью и целями проводимого эксперимента. Одной из целей являлось знакомство школьников с системой оценки знаний в вузе, что в будущем облегчит их адаптацию к особенностям обучения в высшей школе.
Объектами эксперимента были выбраны учащиеся 11 класса. Входной контроль на этом этапе применялся на тех темах, на рассмотрение которых отводилось более 1 урока, например, «Свойства растворов электролитов», «Химическая кинетика» и т.п.
Результаты входного контроля оценивались с использованием рейтинговой системы. Все остальные формы контроля знаний (самостоятельные, контрольные, практические работы, ответы на уроках, творческие задания) оценивались классически, но при этом учитель с помощью шкалы переводил их в баллы. Все полученные учащимися баллы суммировались и накладывались на специальную шкалу, переводя в привычную пятибалльную оценку за полугодие. Основное отличие данной методики заключается в том, что оценка за полугодие выводится не как средняя от всех полученных в ходе уроков, а исходя из суммы всех заработанных в течение полугодия баллов.
На наш взгляд, предлагаемый подход стимулирует подготовку обучающихся к каждому уроку и обеспечивает непрерывный, поэтапный контроль знаний на протяжении всего периода обучения. Проведенный эксперимент является лишь начальным этапом нашей работы. В дальнейшем мы планируем продолжить совершенствование данной методики.