Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1, 2 1, 2
1 Bashkir SAU
2

Рынок информационных продуктов и услуг – это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами. В настоящий момент он считается самым динамично развивающимся рынком.

Данные мониторинга развития рынка информационных продуктов и услуг в РФ показывают рост анализируемых показателей на достаточно высоком значении при стабилизации. С каждым годом рынок информационных продуктов и услуг становится более востребованным. Так, 84 миллиона россиян в возрасте от 16 лет и старше, по данным Омнибуса GfK являются пользователями Интернета. В России к концу 2015 г. аудитория Интернета выросла почти на 4 миллиона человек. Уровень проникновения Интернета среди населения в возрасте 16+ достиг 70,4 %. Проникновение интернета среди молодых россиян (16–29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы и, по данным GfK, составляет сейчас 97 %.

К главным особенностям рынка информационных услуг в России можно выделить следующие факторы: высокий уровень кадровой подготовки; многократное использование информации; информационный продукт со временем подвергается «моральному износу»; значительные затраты на производство информационного продукта; неограниченные перспективы роста. В тоже время определены некоторые проблемы развития рынка информационных продуктов и услуг: желание определенной части фирм не оплачивать за информационные услуги; нерыночные факторы конкурентоспособности фирмы; низкий уровень инфраструктуры; относительно низкий уровень информатизации государственных органов власти; относительно низкий уровень информационного образования; недостаточный спрос на новейшие технологически современные продукты (объясняемые сырьевой ориентацией экономики страны); недостаточная разработанность методик оценки эффективности внедрения информационных систем и уровня информатизации, что затрудняет процесс внедрения их в организациях.

Мировая особенность нашей страны характеризуется ее протяженностью. Самые эффективные способы преодоления пространства всегда связаны с развитием транспорта и информационных технологий, поэтому объективное свойство рынка информационных услуг в России заключается в его потенциальной неисчерпаемости. Исходя из этого, можно выделить главные особенности рынка информационных услуг в России: выдающийся кадровый потенциал; многократное использование информации; информационный продукт со временем подвергается «моральному износу»; значительные затраты на производство информационного продукта; неограниченные перспективы роста [1].

В России существует целый ряд разработческих центров крупных западных компаний, которые не пытаются привлечь программистов за океан, а используют разработчиков в России. Например, центр Motorola имеет в Санкт-Петербурге 240 сотрудников, Sun пользуется услугами около 300 разработчиков в России, Boeing привлекает по разным контрактам около 500 человек, примерно 20 % из которых являются расчетчикам. Таким образом, порядка тысячи российских специалистов трудятся в центрах разработки крупнейших ИТ-вендоров на территории России

В ходе исследования, мы пришли к следующему выводу: с каждым годом растет значимость информационных технологий, увеличивается число пользователей Интернета, повышается уровень компьютеризации в организациях, это говорит о том, что рынок информационных продуктов и услуг развивается довольно быстрыми темпами. По прогнозам экспертов исследовательской и консалтинговой компании Gartner, в будущем данный рынок станет достаточно зрелым и сможет предоставлять заказчикам необходимые им мощности и сервисы, что позволит мировым ИТ-лидерам разработать стратегические программы освоения новых технологий в открывающихся для них перспективах