Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Методика маржинального анализа включает в себя выполнение следующего алгоритма действий, в основе которого лежит использование трех основных экономических показателей: объёма продаж, уровня себестоимости продукции и прибыли от ее реализации. Основополагающим моментом маржинального анализа является деление затрат на переменные и постоянные. В научной литературе он чаще известен под названиями: анализ точки безубыточности, содействия доходу, график критического объема производства. Данный метод планирования и принятия управленческих решений был разработан в 1930 году Уолтером Раутенштрахом. Анализ проведен по материалам ОАО «Башспирт» за период 2012 – 2014 гг. (таблица).

По результатам анализа наблюдается нестабильность доли маржинального дохода в выручке и его тенденция к некоторому росту. В связи с тем, что переменные затраты увеличились на 15,9 %, объем произведенной продукции уменьшился на 41,4 %, выручка от продаж снизилась на 39,7 %, отмечено снижение маржинального дохода на 24,2 %, что привело к снижению запасу финансовой прочности на 50,1 %, и в целом снижение прибыли – на 46,2 %. Рекомендуется снижение постоянных затрат и увеличение объема произведенной продукции.

Расчет маржинального дохода и точки безубыточности ОАО «Башспирт»

Показатели

Методика расчета

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2012 г.

тыс.руб.

%

1. Выручка

-

4620181

4608544

3246493

-1373688

70,3

2. Объем произведенной продукции, тыс. дкл.

-

7426,10

6774,50

351,94

-3074,16

58,6

3. Цена 1 тыс.дкл. продукции

п. 1 / п. 2

622,15

680,28

745,99

123,83

119,9

4. Переменные затраты

-

3232121

3411215

2194364

-1037757

67,9

5. Переменные затраты на 1 тыс. дкл. продукции

п. 4 / п. 2

435,24

503,54

504,23

68,99

115,9

6. Маржинальный доход

п. 1 – п. 4

1388060

1197329

1052129

-335931

75,8

7. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, %

п. 6 / п. 1

30

26

32

2

107,9

8. Постоянные затраты

-

362761

486598

500484

137723

138,0

9. «Критическая точка» объема продаж

п. 8 / п. 7

1207456

1872926

1544314

336858

127,9

10. «Критическая точка» объема продаж в количественном выражении, тыс. дкл.

п. 8 / (п. 3–п. 5)

1940,77

2753,18

2070,16

129,40

106,7

11. Запас финансовой прочности (ЗФП)

п. 1 – п. 9

3412725

2735618

1702179

-1710546

49,9

12. ЗФП % к объему продаж

п.11 /п.1*100

73,87

59,36

52,43

-21,43

71,0

13. Прибыль (убыток) от продаж

п. 6 – п. 8

1025299

710731

551645

-473654

53,8