Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1
1

Появление нового вида интегрированных предпринимательских структур влечет необходимость детального анализа их деятельности с целью выявления наиболее оптимальной структуры складывающихся формирований, определения их места и роли в экономическом пространстве, приобретения ими новых социально-экономических функций, поиска путей взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Когда встаёт вопрос об интеграции, невольно всплывает и такое понятие, как кооперация. Чтобы глубже понять сущность рассматриваемой проблемы, остановимся более подробно на этих двух понятиях. Кооперация и интеграция в АПК – это фактор, формируемый преимущественно в среде участников агропромышленного производства. Его содержание и созидательная сила в наибольшей степени зависит от усилий конкретных лиц, начиная от рядовых владельцев земельных паев и заканчивая крупными земельными и имущественными собственниками [1].

Интеграция – процесс сближения и объединения хозяйствующих субъектов в одно целое. Под хозяйствующими субъектами российское законодательство подразумевает отечественные и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей. Интеграция возможно благодаря предпринимательской инициативе и обслуживает, прежде всего, интересы крупных собственников. При этом чем дефицитнее ресурс, которым обладает собственник, тем больше влияние он оказывает на интеграционные процессы. Так в последнее время в отечественном аграрном секторе наиболее дефицитными были финансовые ресурсы. Как следствие, современные интеграционные процессы идут под диктовку крупных инвесторов.

Но, как известно, лучше всего в таких ситуациях говорят индексы, которые очень точно отражают те процессы, которые происходят в АПК России. Самое главное,последние позволяют глубже понять и проанализировать круг проблем, стоящие перед страной. В I полугодии 2013 г. происходило дальнейшее замедление экономического роста, начавшееся в 2012 году. За период с конца 2011 г. прирост ВВП в годовом выражении снизился с 5 % и более до 1,6 % в I квартале 2013 г. и до 1,2 % во II квартале. В целом за I полугодие 2013 г. прирост ВВП составил 1,4 %, говорится в уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. Минэкономразвития РФ.[2]

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократился в результате низкого урожая 2012 г. В итоге стоимостной объем экспорта товаров за I полугодие 2013 г. снизился на 3,8 % по сравнению с I полугодием 2012 г.

Предполагается, что наиболее низкую точку экономическая динамика прошла в середине 2013 г., и во II полугодии рост ВВП хотя и будет оставаться неустойчивым, но начнет постепенно ускоряться. По оценке Минэкономразвития РФ, годовой прирост ВВП уже в июле ускорился до 1,8 % против 0,2 % в мае и 0,4 % в июне. В июле также возобновился рост ВВП по отношению к предыдущему месяцу после его двухмесячного отсутствия. Постепенно начал восстанавливаться рост инвестиционного спроса и ускорился рост потребительских расходов. Предполагается, что эти тренды будут усиливаться в оставшиеся месяцы 2013 г.

В 2013 г. в пищевой отрасли динамика не утратит положительной траектории роста, однако ожидается его значительное ослабление (101,1 %), связанное с общим макроэкономическим фоном (высокие процентные ставки, рост долговой нагрузки на домашние хозяйства и др.), рисками вступления России в ВТО. За январь – июль 2013 г. относительно аналогичного периода 2012 г. индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака составил 101 %.

На выполнение показателей по растениеводству повлияли неблагоприятные погодные условия в 2009, 2010 и 2012 гг., снизив валовые сборы основных сельскохозяйственных культур [3]. С 2013 г. стартовала Госпрограмма на 2013–2020 гг., предусматривающая расширение направлений поддержки, увеличение объемов финансирования и модификацию подходов в соответствии с принципами и правилами ВТО и стран-участниц Единого экономического пространства.

Были приняты защитные меры поддержки в форме обнуления ставки налога на прибыль организаций для сельхозтоваропроизводителей, установления льготной ставки в размере 10 % по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе племенных животных на период до 31 декабря 2017 г., реализации нового механизма поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохозяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозпроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15 %.

Объем бюджетных ассигнований, выделенных на поддержку сельского хозяйства с учетом дополнительного вливания в размере 42 млрд рублей, в 2013 г. составил 178,2 млрд рублей (в 2012 г. – 137,6 млрд рублей). В условиях жестких бюджетных ограничений объем финансовых средств за счет федерального бюджета ожидается в 2014 г. на уровне 144,9 млрд рублей (с учетом нераспределенного резерва в размере 14,3 млрд рублей), 2015 г. – 142,9 млрд рублей, 2016 г. – 142,1 млрд рублей.

Предположительно, доля консолидированной господдержки в валовом объеме производства корпоративного сектора опустится с 13 % в 2013 г. до 9 % в среднесрочный период.

Низкая обеспеченность аграрного бюджета в среднесрочной перспективе формирует негативные тенденции развития сельского хозяйства в долгосрочной перспективе. В растениеводстве снижение уровня погектарной субсидии с 339 руб./га в 2013 г. из федерального бюджета до 206 руб./га в 2014 г., 215 руб./га в 2015–2016 гг. при низком уровне субсидирования краткосрочных кредитов на проведение сезонно-полевых работ в конечном итоге отразится на показателях внесения минеральных и биоудобрений, средств химической защиты растений, проведении комплекса мероприятий химической мелиорации.

Снижение уровня чувствительности растениеводства от природно-климатических условий призвана обеспечить реализация мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 гг.», которая стартует в 2014 г.: ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, защита земель от водной и ветровой эрозии, увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий и других мероприятий [4].

Таким образом можно сделать вывод о том, что для экономики России АПК был и остаётся одним из важнейших индикаторов, характеризующих её состояние и динамику в изменяющемся пространстве. Развитие кооперативных форм в аграрной сфере сопровождается расширение диверсификационной деятельности, основная цель которой – укрепление конкурентоспособности за счет участия в нескольких видах бизнеса. Сочетание специализации и их вовлечение в интеграционные процессы фермерских хозяйств и диверсификации деятельности их кооперативов – один из главных путей выживания в условиях ужесточения конкурентной борьбы на аграрных рынках ввиду перепроизводства продукции.