Современная политическая и социальная обстановка как во внутреннем, так и во внешнем пространстве России требует от граждан страны непосредственной включённости во все происходящие процессы. Такая включенность граждан нередко ассоциируется с институтами гражданского общества. Цель данной статьи – рассмотреть, как интерпретировалось понятие «гражданское общество» в России за последние несколько десятилетий.
Формирование современного понимания гражданского общества происходило в Европе в течение длительного периода времени через эволюцию различных процессов, отражающих существующие в обществе идеи и представления политического строя. И если в европейской политической и философской мысли возникновение самой идеи гражданского общества было вызвано реальными историческими условиями и имело действительные пути своего дальнейшего развития и применения на практике, то в России эти процессы имеют отличительную характеристику.
Наиболее широкое распространение отечественного общественно-политического дискурса о гражданском обществе началось в период возрождения этого понятия в пространстве постсоциалистических стран в конце 1980 годов. В России теоретическое обоснование концепта происходило параллельно с процессом демократизации общества в 1990–х гг. и, как следствие, попытками его практического применения в контексте складывающейся политической системы. Авторы того времени в своих работах основываются на историографии концепции в работах представителей западноевропейской культуры.
Первоначально, по мнению современных исследователей, использование понятия гражданского общества было «вербальным заимствованием хорошо звучащего понятия» [1]. В России в массовом сознании оно воспринималось как инокультурное и его интерпретация осуществлялась либо метафорическими способами, либо через ментальные установки русской культуры. В целом, это предопределило развитие концептуального понимания гражданского общества в России. Так, для переходного периода 1990–2000 годов актуальной являлась тема построения гражданского общества в России и политической элитой использовалась метафорическая модель растения для описания гражданского общества [2]. Прежде всего, оно определялось в качестве противопоставления тоталитарному политическому режиму; с ним связывались надежды на построение процветающего демократического государства, состоящего «из свободных и равноправных граждан, отношение между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти» [3].
Сегодня среди российских исследователей весьма популярной является точка зрения, согласно которой под гражданским обществом понимаются совместные действия людей в общественной жизни при условии отсутствия влияния на них властных структур. Такая сфера действий и действительная включённость гражданина в жизнь социума может иметь как стихийный, так и систематический характер, в результате которого появляются негосударственные объединения, ассоциации и союзы, характеризующиеся самоуправлением и самофинансированием [4]. В таком случае о гражданском обществе говорят как о системе горизонтальных связей и отношений, сложившейся вне зависимости от властных структур, включающих большую часть населения.
Таким образом, процесс формирования отечественных подходов к пониманию концепта гражданского общества происходил и происходит сегодня на основании западноевропейских концепций. Первоначально, его главной особенностью являлось стремление российских учёных в практическом применении теоретических предпосылок гражданского общества в соответствии с российской социально-политической ситуацией. Сегодня для теоретических работ по вопросам гражданского общества характерным является акцент на самообразующихся общественных движениях и организациях, а также большое внимание уделяется «третьему сектору».