Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В современной динамично развивающейся массовой культуре большое влияние на продвижение культурных ценностей и идеалов имеет активное внедрение в нее гендерных стратегий и стереотипов. Напротяжение многих столетий вопрос, что такое женщина и мужчина, и как происходит их взаимодействие во всех жизненно важных сферах, всегда был особенно актуальным. Данными вопросами в наши дни занимается такая наука как гендерология, которая возникла в конце 20 века, ставшая преемницей феминологии и феминизма. Гендерология – это учение о закономерностях формирования и развития полоролевой дифференциации общества, динамике сходств различий в природном (биологическом) и культурном (социальном) существовании женщины и мужчины [3].

Слово «гендер» означает «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [2].

По определению А.В. Меренкова гендерный стереотип – это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола» [4]. Научные исследования, которые проводились многократно по различным методикам, позволили составить перечень «мужских» и «женских» качеств. Например, И. Броверман с коллегами сделали вывод о том, что женщине атрибутируются, прежде всего, качества, ассоциируемые с теплотой и экспрессивностью, а мужчине – с компетентностью и рациональностью [1].

Стереотипы составляют основу мифов. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стериотипизации внедряют в сознание читателей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, образов и идей, которые, в конце концов, становятся символами. Таким образом, стериотипизации ведет к манипулированию общественным мнением. Так же, не менее важной является наличие гендерной идентичности, то есть осознания себя связанным с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре. Идентифицировать себя как мужчину или женщину – это значит принять те психологические качества и модели поведения, которые данное общество приписывает людям в зависимости от их биологического пола. Явным примером трансляции таких гендерных стереотипов и порождения гендерной идентичности являются образы американских супергероинь, которые пронизывают американскую и европейскую культуру и, вследствие, массовых межкультурных коммуникаций уже проникли и в культуру русскую. Данные образы пропагандируют различные американские ценности, начиная с усиления национального духа и заканчивая независимостью личности, но особенно популярной в наши дни стала тема соотношения полов.

Изначально супергероями были исключительно мужчины, а женщины выполняли лишь роль девушки героя, которая постоянно попадает в различные неприятности и, тем самым, регулярно вынуждает себя спасать. Именно мужское начало было синонимом силы, независимости, отваги и невероятной мощи. Но в 1942 году появляется первая известная супергероиня Чудо-женщина (англ. Wonder Woman), которая стала началом эпохи супергероинь в американской культуре. В конце 1950-х годов женских образов супергероев насчитывалось уже очень значительное колличество и все их образы были настолько разнообразными, что сложно за всем этим было уловить их общие, на удивление неженские черты.

Развитие феминистических движений изменило содержание женского начала. Наряду с общими чертами, женщины наделены чертами специфическими. В их образах во многом преобладает мужское начало. Они могущественны, сильны и независимы. Во многих образах присутствует маскулинное, иначе мужеподобное строение фигуры и гипертрофированная мускулатура, но параллельно с этим, в подавляющем большинстве образов, присутствует ярко выраженный сексизм: откровенные костюмы, акцентированы интимные зоны и грудь, а так же практически у всех героинь очень привлекательные и выразительные лица. Образы супергероинь это, по сути, отражение той культурной и социальной атмосферы, окружающей современную женщину, ситуации, которая в данный момент преобладает в мире. Они являются носителями тех идей и ценностей, которые актуальны в современной культуре, относительно женских гендерных установок. В то же время комиксовые образы супергероинь являются той формой образцов поведения для женщин, которые можно свободно примерять в зависимости от социально-коммуникативной ситуации и тем самым оставаясь в состоянии игровой идентичности, т.е. утраты онтологических оснований личностной идентификации. Все эти феминистские, сексистские и маскулинное стереотипы, которые вобрали в себя американские супергерои-женщины, в свою очередь, активно влияют на процесс гендерной идентичности представительниц слабого пола, что является лишь гендерным маскарадом в процессе ее формирования. Это приводит к тому, что в современном транскультурном мире понятие женского и мужского начала теряют свои заданные архетипически границы, пронизывая друг друга, постепенно смешиваясь между собой, синтезируясь во что-то единое – межполовое. И, как итог, на физическом уровне в сфере телесного, истончается и, практически полностью, уничтожается значимость половой принадлежности. В свою очередь, являясь популярными среди наиболее молодого поколения, образы женщин-героев транслируют свои ценности и образцы поведения современным молодым девушкам, что приводит к глобальной стериотипизации и культурной деморализации. Поэтому очень важно, что бы на этапе формирования ценностного наполнения образов супергероинь осуществлялся его предварительный контроль и фильтрация. Ведь в первую очередь женщина – это та кто порождает новую жизнь, воспитывает будущее поколение, одновременно являясь ему примером для подражания. И по этой причине очень важно пристально следить за процессом формирования сознания современной женщины, актуализировать проблему стериотипизации женского поведения в обществе и стараться максимально конкретно дифференцировать женское и мужское начало.