Названная тема является актуальной для нашей страны, так как Россия занимает 9 место в списке государств-участников ЮНЕСКО, а Великий Новгород обладает большим количеством объектов всемирного наследия, чем вечный город Рим, и мы должны оберегать наши культурные ценности, а также создавать новые. Памятники Великого Новгорода признаны ЮНЕСКО (в мире нет более авторитетной организации в сфере сохранения всемирного наследия) вечными шедеврами, то есть они приравнены по значению к так называемым чудесам света, например, к египетским пирамидам, поэтому считаю необходимым доскональное изучение всех подходов, методов культурной политики и использование лучших образцов на Родине.
Культурная политика – это одно из направлений государственной политики в социальной сфере, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества [1].
Функции культурной политики: защитная (сохранение культуры); конструктивная (создание культурных ценностей); распространение и пропаганда культурных ценностей; оценка и установление иерархии культурных ценностей, явлений и фактов; общественный контроль процесса развития культуры [2].
Культурная политика содержит в себе несколько направлений деятельности, неразрывно связанных с её функциями: сохранениенаследия (музейные фонды, памятники архитектуры, живописные полотна, фрески, народные промыслы, обычаи, традиции, музыкальная культура и т. д.). Распространение культурных продуктов. Оказывается финансовая поддержка культурных проектов (представления, выставки, льготные билеты, акции для привлечения аудитории, субсидирование и т. д.). Творческий процесс (осуществление творческих проектов художниками, работа их помощников и т. д.). Исследовательская работа (предусматривает контроль следования культурной политики определённым целям и задачам). Обучение персонала (предполагает подготовку творческих специалистов, управленцев, специалистов взаимосвязанных отраслей). Образование [1].
В данной статье более пристальное внимание уделяется сохранению и восстановлению новгородских памятников культуры, церкви Спаса на Ковалёве и Никольского собора, что на Ярославовом дворище.
Инструментами культурной политики выступают: раздача грантов и поощрений, занятость и создание рабочих мест; производство культурной инфраструктуры – помещений, техники, мест для осуществления культурной деятельности; формирование законодательной и нормативной базы для деятельности учреждений культуры и искусства.
На развитие культуры в наше время активно влияют два института, государство и бизнес. В России всегда главную роль играло государство.
В зависимости от стратегии управления культурой выделяют несколько моделей культурной политики (по Шартран и Мак-Кафи):
Государство-«помощник», «вдохновитель» (США). Государство помогает культурным учреждениям находить спонсоров, ведёт гибкую налоговую политику ради привлечения частных капиталов, компаний-доноров. Большинство культурных учреждений США существуют за счёт привлечения частных средств и грантов, государство же оказывает не самый существенный вклад в их развитие.
Государство-«архитектор» (Франция). Культурная политика – часть социальной политики государства, финансирование культуры производится через министерство или другие государственные учреждения. Такая помощь предусматривается государством как элемент поддержки всего социокультурного развития общества.
Государство-«патрон», «меценат» (РФ, скандинавские страны, Великобритания). Здесь государство – активный участник, принимающий нормативно-правовые акты и финансирующий культуру. В такой системе велика роль общественных институтов, посредников между государством и культурой (советы по культуре, агентства, созданные государством), распоряжающихся средствами государственной поддержки. Укрепляются позиции экспертов, посредников между культурой и бизнесом, осуществляется гибкая политика по отношению к бизнесу, интерес к инновациям. Государство-«инженер» (СССР). В этой ситуации государство берёт на себя роль главного эксперта, собственника материальных ценностей, само устанавливает правила, выбирает направление развития культуры в стране, распределяет средства. Часто использует культуру для продвижения идеологии.
В мире редко можно встретить какую-либо определённую модель, так как больше распространены смешанные типы [2].
Если обратиться к классификации Драгичевич-Шешич, то РФ относится к так называемому переходному типу (основанием классификации стало политическое устройство и место государства (и других лиц) в осуществлении культурной политики) [3].
Культурная политика, проводимая СССР после Великой Отечественной войны, была направлена на восстановление утраченных за годы немецко-фашистской оккупации памятников культуры. Сразу по возвращении Новгорода, в 1944 году, восстановили памятник «Тысячелетие России». Необходимо было поднять дух народа, так как город был практически стёрт с лица Земли. Тернистый путь к восстановлению претерпели церковь Спаса на Ковалёве и Никольский собор, так как попрошествии нескольких лет после окончания Войны государство не стало «теплее» относиться к культовым сооружениям, да и средств в стране на столь масштабные работы не было.
В церкви Спаса на Ковалёве началась работа по восстановлению фресок из руин в 1964–1965 гг. под руководством супругов Грековых. Этот кропотливый труд продолжается уже более 50 лет. Восстановлена значительная часть фресок, но из-за неподходящего температурно-влажностного режима мы не можем их вернуть в храм, поэтому произведения искусства экспонируются на Ярославовом дворище, в ц. Св. Георгия на Торгу. К слову, за годы работы научных сотрудников музея и археологов в фондыНовгородского музея-заповедника поступил на хранение 1 млн предметов, а на обозрение выставлено лишь 2 % экспонатов, то есть государству-«инженеру» было бы не справиться в одиночку с задачей создания фондохранилища, а государство-«патрон», или «меценат», может привлечь независимые структуры к реализации проекта, а также использовать такой инструментарий культурной политики, как грант, что и было сделано в случае с Никольским собором, что на Ярославовом дворище в Новгороде.
Никольский собор ремонтировался на средства прихожан в 1953 году, так как являлся действующим храмом, после 1962 года в нём располагался планетарий, и только в 1994–1999 гг. была проведена повторная реставрация на средства Ганзейского союза под руководством Г.М. Штендера. В данном случае была проведена научная реставрация с воссозданием первоначального облика собора, например, были воссозданы все 5 куполов с позакомарными завершениями (следует отметить, что не была удалена пристройка 19 века, что практиковалось в 30-е гг. 20 века в СССР, когда ценилась только древность без искажений, Новгороду «повезло» чуть больше других городов – практически сразу было принято решение отказаться от этой практики). Никольский собор стал ярким примером плодотворного взаимодействия государства и общества в современной России. В 2013 году собор встретил своё 900–летие в первоначальном облике.