Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Коммуникация – это очень многосложный и многогранный процесс, поэтому невозможно дать ему лишь одно определение. Мы под коммуникацией будем понимать «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации». [1] Несомненно, что главную роль в массовой коммуникации играют СМИ. Телевидение, интернет, газеты и журналы каждый день вещают о событиях, которые потрясают весь мир. Но как часто мы задумываемся над этими сведениями? Рефлексируем ли после их получения. Большинство людей ответят на эти вопросы: «нет». И это будет правдой. СМИ же тем временем используют приемы манипулирования сознанием человека. Например, часто применяется принцип первоочередности. Первичная информация всегда воспринимается как истина, а понять ее противоречивый характер почти невозможно. Смещение акцентов – тоже очень успешный прием. В данном случае на первый план выдвигается информация, которая выгодна для ее продавца, а что-то нежелательное отодвигается на вторую роль. И таких приемов у СМИ очень много.

Информация – это лишь товар, который продается на выгодных условиях. Роль потребителя же в данном случае мала. Мы обретаем то, что, возможно, нам вовсе не нужно. Следовательно, у нас складывается образ о каких либо событиях, процессах, известных личностях, который нам насадили СМИ. А мы сами не понимаем, что многие наши мысли относительно того или иного явления не являются собственным умозаключением. Это лишь ретрансляция того, что мы услышали с большого экрана или газет.

Процесс навязывания обществу конкретного образа ярко виден во время «Холодной войны». В советский период за США официально закрепился образ врага. Процесс конструирования такого образа «является частью общего процесса формирования образа мира». [2] Его содержательная часть навязывается извне, что довольно-таки часто и «используется в политической борьбе за власть над массовым сознанием». [3] Для того, чтобы образ врага закрепился, нужно было показать, что от него исходит реальная угроза, что и делали советские СМИ. США в сознании нашего общества были представлены как государство, которое готово навредить любыми способами, не гнушаясь никакими средствами. И что бы они ни делали, это непременно делается назло Советскому союзу [4].

Многие советские издания писали про США. В журнале «Большевик» часто публиковались статьи, посвященные советскому образу жизни. Они содержали сравнение с жизнью в США, естественно, что она была описана лишь негативным образом. Подобные статьи имели место и в других советских изданиях, например, в журнале «Крокодил». [5] Но иногда публиковались и положительные сообщения относительно США, например, газета «Правда» опубликовала статью, в которой говорилось, что на базе МГУ прошла встреча студентов с иностранными корреспондентами, в том числе и с американцами. [6] Так что можно сделать вывод, что в Советский период все-таки была некая свобода слова и можно было публиковать материал, идущий вразрез с официальной идеологией. А ведь идеология того времени и была направлена на то, чтобы закрепить за США образ нашего самого злейшего врага.

Но в целом картина выглядела таким образом, что советские СМИ, в большинстве своем, негативным образом выставляли США, формируя тем самым в индивидуальном сознании нашего общества образ врага. Вся система того периода была направлена именно на это. Можно сказать, что при помощи СМИ было совершено разделение мира на два конфронтационных лагеря.