В мире немало примеров ярких и незабываемых праздников, но есть и такие праздники, которые уступают первым по каким-то параметрам. В связи с этим можно предположить, что существуют такие характеристики, которые делают праздник праздником. Среди таковых можно отметить: сопровождение праздника положительными эмоциями; разделяемые обществом ценности; символика и др., а также и сакральное составляющее, которое дает основу вышеперечисленным свойствам.
В истории России известно достаточно примеров смены идеологических ориентиров. Изменение политической системы требует и изменения праздничного календаря. «Всякая новая власть учреждала собственные праздники, вытесняя праздники прежней системы. […] Праздник должен был служить новому общественному порядку, решая идеологические задачи новой власти» [1, С. 21]. Но одного лишь провозглашения даты и «повестки» новых праздников не достаточно. Поэтому возникает необходимость в грамотной разработке и укоренении новых праздников, что на сегодняшний день осуществляется некорректно, то есть без учета важных, сущностных характеристик праздника.
В современной России также есть примеры новых праздников, требующие внимания в деле трансляции и укоренения определенных норм и ценностей, например, День семьи, любви и верности, День народного единства. Данные различных соцопросов демонстрируют наличие со стороны граждан непонимания смысла какого-то праздника, отсутствие потребности в данном празднике и т.д. В связи с этим становится актуальной проблема выработки основополагающих элементов праздника, необходимых для его полноценного функционирования. Поэтому целью данной статьи является выявление таких элементов.
Праздник обладает мощным составляющим – сакральным. Теме сакрального в празднике посвящено довольно мало трудов, поэтому данное направление представляет широкое поле для исследования.
Сакральное в празднике обеспечивает, во-первых, коммуникацию: передаются традиции, история, что служит связующим звеном поколений. Во-вторых, сакральное закрепляет и транслирует ценности общества, придавая определенным явлениям значимость, выстраивая их иерархию. В-третьих, сакральное представляет нам модели для подражания, которые выражаются в мифе и ритуалах.
В содержании сакрального М. Элиаде выделяет три элемента: культ, миф и ритуал. Культ – объект почитания, то, в честь чего устраивается праздник. В мифе закреплены ценности, он опоэтизирует объект почитания, таким образом показывая его значимость, дает нам понять для чего и почему мы что-то празднуем. Стоит обратить внимание, что миф – это «наиболее яркая и самая подлинная действительность […] в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического […] это совершенно необходимая категория мысли и жизни» [2, С. 9–10]. Миф может быть представлен в виде исторического пересказа отмечаемого события с акцентами на важных его моментах. Ритуалы – это некие символические действия, которые выражают связь субъекта (тот, кто празднует) с системой ценностей общества, частью которого является этот субъект. Ритуалы закрепляют и транслируют ценности, обозначают символическими действиями важность празднуемого события. У каждого праздника должны быть свои ритуалы, поскольку отмечаются разные события, и ритуалы должны соответствовать объекту почитания. Важным моментом является соответствие друг другу культа, мифа и ритуала.
Таким образом, перечисленные функции сакрального в празднике, а также его элементов в отдельности, демонстрирует необходимость наличия данного составляющего в празднике, которое требует грамотной и внимательной проработки при проектировании праздничного мероприятия. Соблюдение соответствия между объектом почитания и формой почитания, что в действительности не всегда имеется, позволит празднику, кроме выполнения своих основных социально значимых функций, быть также эффективным инструментом формирования национальной и городской идентичности граждан, что сегодня является актуальным направлением в исследовании формирования благоприятной городской среды, позволяющей решить проблемы межгородской миграции, туристических потоков и др.