Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Кино – десятая муза или седьмое искусство, появившееся на свет более века назад, но по-прежнему остающееся самым молодым и массовым из всех существующих. Кинематограф проделал огромный путь от черно-белого и немого аттракциона до звукового, объемного, цветного и самого распространенного способа пропаганды в обществе.

Кинематограф выступает объектом для многочисленных кросскультурных исследований, среди которых все более актуальными становятся работы, рассматривающие киноискусство в его социокультурной динамике. Ведь с годами совершенствовалась и изменялась не только техническая сторона кинематографа, но трансформировалось и его первоначальное назначение. Как писал французский кинорежиссер Клер Рене, неоспоримо, что кино было создано для передачи движения [1]. Однако со временем оно переросло в нечто большее, чем движущиеся кадры. Отсюда, целью данной статьи является рассмотрение кинематографа в контексте социокультурной динамики, где в качестве примера выступают отечественные кинокартины.

Природа творчества изменилась с наступлением постмодерна, не оставив в стороне и киноискусство. Технический прогресс, приведя видеокамеры в каждый дом, представил возможность снять кино каждому из нас. И тот же технический прогресс подарил нам телевидение и интернет, которые сделали кино еще более массовым.

На современном этапе развития кинематографа проблема финансирования стала краеугольным камнем в вопросах создания кинолент. В настоящее время спонсируются по большей части потенциально прибыльные фильмы, востребованные зрительской аудиторией. И если советский кинематограф требовал от своего зрителя умственных усилий, то современное российское кино, следуя законам Голливуда, снижает требования к интриге фильма до минимума, стремясь обеспечить зрителя эмоциональным сюжетом. Киноискусство погибает, поглощённое своим двойником – кинопромышленностью. Лишь редкая кинокартина в обществе потребления оказывается настоящим искусством.

Кинематограф, выполняя функцию социального института, формирует определенные образы и представления. Как утверждал М. Ю. Лотман: «Сила воздействия кино в разнообразии построенной, сложноорганизованной и предельно сконцентрированной информации» [2]. Следует заметить, что советские фильмы обладали идеями героизма, любви к труду, семейных ценностей и дружбы. В период Великой Отечественной войны кинематограф стал одним из передовых средств для патриотического воспитания народа, его настроя на победу и моральной поддержки. Современные же фильмы, попадающие на широкий экран, ориентированы, в первую очередь, на экономическую прибыль, приводя к тому, что в кинозалах мы видим повторяющиеся из раза в раз популярные сюжеты.

Анализируя фильмы Юрия Озерова 1989 г. и Фёдора Бондарчука 2013 г. под одноименным названием «Сталинград» мы проследили разницу заложенных в картины посылов. Каждый из фильмов повествует о Сталинградской битве, ставшей переломным моментом в ходе Отечественной войны. Казалось бы, на первый взгляд, что фильмы об одном и том же событии. Но, если цель Юрия Озерова – это достоверно отразить события Сталинградской битвы, то цель Бондарчука – собрать максимальное количество зрителей у экранов. И, хотя названия фильмов абсолютно идентичны, в фильме Федора Бондарчука лишь закадровый голос определяет, что события разворачиваются на фоне именно сталинградских сражений. Стоит предположить, что тема Сталинграда была выбрана лишь для того, чтобы получить дополнительное финансирование из государственного бюджета. В фильме нам представлена история пяти мужчин и девушки Кати, которую эти мужчины защищают, не Родину, а именно Катю. В таком случае фильм следовало бы назвать «Они сражались за Катю», что было бы наиболее правдоподобно. Фильм Озерова повествует о жизни реальных сталинградских событиях и жизни советских защитников, а любовная линия этого «Сталинграда» лишь напоминает зрителю, что никакие человеческие чувства не чужды на войне. И, хотя это художественный фильм, его смело можно представить на уроках истории в школе.

Существенные изменения в целях и характере кинематографа вполне очевидны на данном примере. В своей динамике кинематограф от советских нравственных ценностей в фильмах ушёл к коммерческой выгоде. И теперь современный зритель ничего не просит, кроме красочных батальных сцен и любовных интриг, которыми, в свою очередь, заполняются кинозалы.