В современном мире, в век технического прогресса и новых технологий, наблюдается ощутимый дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому так возрастает роль культуры и искусства в жизни общества, интерес к национальным традициям, достижениям народного творчества, изделиям традиционных промыслов.
Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем.
По мнению Соловьева В.М. [5, С.9] «Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни».
Лихачев Д.С. в своих заметках [2, С.36] поясняет нам, что «Судить о народе мы должны по преимуществу, по тому лучшему, что он воплощал или даже только стремится воплотить в жизнь, а не по худшему. Именно такая позиция самая плодотворная, самая миролюбивая и самая гуманистическая.
Изучение сложного процесса типологического развития русской глиняной игрушки позволяет не только конкретизировать содержание художественных образов, но и выявить духовно-нравственную их основу. Игрушка представляется как целостное явление, сохраняющее и развивающее традицию.
В своей книге Молотова В.Н. [4, С.127] отмечает: «Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».
Нельзя не согласиться с Богуславской И.Я. [1, С.10], которая утверждает: «Несмотря на постоянство сюжетов глиняной игрушки, в разных местностях существовало предпочтительное отношение к одним перед другими. Менялась их популярность и во времени».
Ребенок в современном мире посредством родителей окружен огромным количеством игрушек. Взрослые, приобретая игрушку, чаще всего не задумываются о глубине и степени её влияния на ребенка. Хотя существуют многочисленные исследования философов, культурологов, психологов, свидетельствующие о том, что игрушка всегда была действенным средством приобщения к социуму и повсеместно использовалась для самоопределения ребенка.
В раннем возрасте у детей начинают зарождаться такие виды деятельности, как игровые и продуктивные (рисование, лепка). Именно в таких видах деятельности ребенка традиционная культура игрушки не сужается, а наоборот раскрывается с новой силой.
Огромна роль игрушки в культурном и социальном аспекте, как фундаментального и переходного элемента во взрослую жизнь.
Глядя на современные «традиционные игрушки», сделанные в Каргополе, Дымково и Филимоново, невольно ощущаешь на себе энергию таинственную ауру древних языческих культов.
Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания взрослых и детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к жизни, воспитывают чувство гордости за искусство своих земляков.
Народное1 искусство занимает важное место в культуре общества.1 И это1 самоочевидно. Нашей задачей является1 изучение1и сохранение народного искусства. Для полнокровного существования национальной культуры важнейшим фактором является ее востребованность в практической деятельности.
В современном индустриальном обществе народное искусство должно быть проводником эстетических и нравственных критериев, свойственных национальной культуре. Проблема состояния народного искусства сегодня состоит в том, что оно, не всегда имея возможность конкурировать с современными формами изобразительной культуры, постепенно отмирает то в одном, то в другом своем проявлении, либо будучи осознанно сохраняемым, приобретает музейный характер.
Ковровская глиняная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде и красоте.
Развлекательна, затейлива кустарная игрушка. И это её «забавная» роль сейчас главная. Игрушка демонстрируется не только как художественные произведения, но и как наглядные пособия для изучения истории, этнографии Ковровского края.
Об этом свидетельствуют и результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища села Клязьминский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI столетий.
В Материалах по изучению Владимирской губернии / Под ред. А.И. Иванова [3, С.63] пишется, что: «Головка глиняной статуэтки, изображающая простолюдина в высокой шляпе типа войлочных с отогнутыми полями; профиль лица и посадка головы охвачены необыкновенно рельефно и живо. Высота головки – 4 см, окружность полей шляпы – 9 см. Статуэтка, от которой сохранилась головка, слеплена была, несомненно, руками местного мастера не позднее XVI в. и служила детской игрушкой».
Находки свидетельствуют, что среди жителей Клязьминского городка были лица нелишённые эстетического вкуса.
Между тем потребность в игрушках, отражающих и закладывающих национальное мировосприятие, систему этических и эстетических ценностей, очень велика как в нашей стране, так и во всем мире.
С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве России.
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом.
В художественных промыслах России сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.
Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов - охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться в наши дни.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. В игре происходит развитие всех сторон личности – умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии.
Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц.
Современная Ковровская глиняная игрушка имеет особую духовную ценность, хранит память культуры, доставляет огромное эстетическое удовлетворение и радость.
Отличительные черты ковровской глиняной игрушки – яркая жизнеутверждающая цветовая гамма традиционной палитры Владимирской школы живописи, тематическое многообразие, добрый народный юмор. Ковровская игрушка отличается утонченной росписью, передающей многоцветье знаменитых ивановских ситцев и глянец «благородных» тканей.
Лепка из глины как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Изучив особенности лепки на уроках изобразительного искусства в начальной школе, делаем вывод, что занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной. Этот период является наиболее подходящим для развития творческих способностей детей.
Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Из вышесказанного следует, что занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.
Знание азбуки художественного ремесла безусловно поможет подрастающему поколению делать следующие шаги в жизни. Я уверена, что многие смогут сказать свое собственное слово в этой отрасли человеческой деятельности, где громадную роль играет и будет играть ручной творческий труд, в котором тесно связаны искусство и ремесло в самом высоком понимании этого слова.
Стоит подчеркнуть и то, что знакомство с народными художественными промыслами, изучение традиционных художественных ремесел поможет детям лучше узнать свой край, приобщит к его истории, будет способствовать воспитанию у ребят чувства патриотизма и любви к своей Родине.